Элективный курс для 9 класса Выбирающему профессию юриста

Программа элективного курса для 9 класса «Выбирающему профессию юриста»

Теоретическое обоснование программы.
Для разработки содержания обществоведческого образования используется признанный в науке подход к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру. Так, политическая система общества включает и правовую систему; структурным элементом и в том и другом случае выступает государство.
Политическая наука изучает те же явления, что история, правоведение и социология, - общественную жизнь людей. Но история изучает её как временную цепь уже свершившихся событий, политология изучает фактическое поведение людей в сфере политики, а правоведение (в рамках, которого разработана данная программа) изучает формальные рамки поведения и официальный статус граждан и органов власти. Если исторические науки дают преимущественно «вертикальный», то другие социальные науки, - в том числе и правоведение – «горизонтальный» срез развития общества. Ведущим здесь выступает логический или структурный подход к изучению общества.
Изучение правоведения в рамках элективного курса «Выбирающему профессию юриста» выступает как самостоятельная дисциплина учебного плана.
Основной функцией социально-гуманитарного (обществоведческого) образования является содействия социализации личности, то есть становлению, усвоению индивидом культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта и на этой основе разностороннее развитие личности.
Цели правоведческого образования как одного из направлений социально-гуманитарного:
содействие самоопределению личности, создание условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, его ориентация на его развитие этого общества, его ориентация на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека;
формирование основ правовой культуры;
содействие реализации прав обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учётом разнообразия мировоззренческих подходов.

Цель курса «Выбирающему профессию юриста»:

сформировать у учащихся 9-го класса мнение о юридических профессиях и их особенности, а также собственное отношение к данной профессии;
обеспечить возможность каждодневной ориентации в потоке разнообразной и противоречивой политико-правовой информации и необходимые предпосылки для деятельности в правовой сфере социальной жизни.

В качестве задач и содержания учебной программы «Выбирающему профессию юриста» следует считать не только знания, о которых речь пойдет ниже, но и учебную деятельность, результатом которой должно стать наряду с усвоением знаний овладение радом умений, в том числе:
выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определённой проблеме на основе нескольких источников);
описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;
участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
Наряду с общеучебными умениями правоведческое образование должно быть направлено на формирование специальных умений:
анализа конкретных жизненных ситуаций;
выработки личностного отношения к явлениям окружающей действительности;
принятии практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучения документов правоведческой деятельности;
планировании практических действий;
составлении ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания, контракта, устава и т. д.

Курс рассчитан на 8 часов и включает в себя как изучение теоретических вопросов, так и практические занятия. Результатом изучения курса станут «образовательные продукты», а также сформированность мнения учащегося о возможности выбора данной профессии.

Учебная программа курса «Выбирающему профессию юриста».

№ занятия
Название темы
Форма проведения
Образовательный продукт

1.
Из истории права. Развитие права России.
Учебная лекция. Практическое задание
Таблица развития права России

2.
Структура права

Учебная лекция.
Практическое задание

Схема структуры права

3.
Структура правовой нормы


Практическое занятие

Образец правовой нормы

4.
Конституционное право. Основы конституционного строя.

Учебная лекция. Практическое задание
Образец структуры Конституции

5.
Конституция РФ. Органы Государственной власти.


Практическое занятие по Конституции РФ.
Схема органов Государственной власти в РФ.

6.
Уголовное право в РФ

Учебная лекция. Практическое задание
Структура судебного процесса

7.
Правонарушения несовершеннолетних.


Урок-практикум
Модели выхода из проблемных ситуаций

8.
Судебный процесс по уголовному делу


Деловая игра- суд
Сценарий судебного процесса



Тема 1: «Из истории права. Развитие права России»
«Русская правда», как памятник права Киевской Руси; Судебники 1487, 1550 г.г., как памятники права Московской Руси; Уложение 1649г., как свод федерального права.
Крестьянская реформа 1861 г. Изменения в сословном статусе крестьянства. Судебная реформа: новый судебный устав, суд присяжных, изменения в судебном праве.
Оформление конституционной монархии в России, Манифест от 17. 10. 1905. Государственная Дума России, избирательные законы.
Революции 1917 г. Основные черты права в период эпохи диктатуры пролетариата1917 – 1936 г.г.
Конституции 1936, 1977 г.г. и права человека и гражданина: декларация и действительность.
Конституция РФ 12. 12. 1993: права человека и гражданина: декларация и действительность.

Ученик должен знать: основные этапы развития права в России.
Ученик должен уметь:
перечислять Своды законов различных периодов Российской истории;
сравнивать гарантии основных прав человека в законодательных актах;
делать вывод о характере современного законодательства.

Задание: заполнить таблицу:
Исторический период
Законодательный документ
Чьи интересы выражает
Степень реализации прав и свобод








Тема 2. «Структура права»
Отрасли права, их особенности, подотрасли права, институты права, нормы права, нормативно – правовые акты, их иерархия.

Ученик должен знать:
структуру права;
признаки правовой системы;
институты права;
нормы права;
особенности нормативно-правовых актов;

Ученик должен уметь:
1) Отличать
- отрасли права,
институты права,
нормы права.
Правильно выстраивать иерархию (соподчинение) нормативно – правовых актов.
Тема 3:Структура правовой нормы»
Цели занятия:
После изучения темы учащиеся должны:
быть знакомы со структурой правовой нормы
знать значение терминов «гипотеза», «диспозиция», «санкция»
научиться различать структурные части правовой нормы при рассмотрении конкретных нормативно-правовых актов
получать начальные навыки работы с текстом правового источника
уметь логически излагать свою точку зрения, отстаивать собственные взгляды
иметь представление о дискуссионном взгляде правоведов на данную проблему
Основные понятия:
Структура правовой нормы, гипотеза, диспозиция, санкция.

Задания
1. Укажите элементы структуры нормы права:
А) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о родителях (ст.38 КРФ)
Б) тайное похищение личного имущества граждан наказывается лишением свободы или исправительными работами
В) нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее катастрофу или другие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет
Г) граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю ( ст.36 КРФ)
Д) лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления
Е) уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет
Ж) каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне должен выступать в процессе самостоятельно.

2. Определите, какие действия приобретают характер правоотношений, а какие нет
А) приобретение автомобиля
Б) обмен жилья
В) обсуждение литературного произведения
Г) приобретение одежды
Д) обмен впечатлениями о поездке
Е) договор аренды помещения

3. Укажите элементы структуры правоотношений
А) аренда торгового помещения организацией «Хопер» у предприятия с условиями соблюдения техники правил безопасности
Б) покупка жилья гражданином К. у другого лица
В) устройство на работу гражданина Р. с выплатой ему ежемесячной заработной платы в размере 11-кратной минимальной зарплаты
Г) заключение договора между гр С. и В. о совместном проживании в однокомнатной квартире, при условии содержания жилья в чистоте и порядке
Д) продажа велосипеда гражданином П. гражданину Р.

4. Какие юридические факты можно назвать действиями, а какие событиями:
А) поджог дачи
Б) рождение ребенка
В) наводнение
Г) пожар
Д) убийство
Е) передача наследства
Ж) смерть
З) обмен жилья
И) заключение контракта
К) землетрясение

Ответы:

1 – а) «дети должны заботиться» - диспозиция;
«трудоспособные, достигшие 18 лет» - гипотеза;
б) «похищение личного имущества граждан» - диспозиция;
«лишение свободы или исправительные работы -санкция;
в) «нарушение правил полета» - диспозиция;
«повлекшие катастрофу» - гипотеза;
«лишение свободы» - санкция;
г)диспозиция.
Д) «лицо подлежит условной ответственности» - диспозиция;
«добровольно отказавшееся, если» - гипотеза;
е) «лица подлежат уголовной ответственности» - диспозиция;
«достигшие 16 лет» - гипотеза;
Ж) «истец должен выступать в процессе самостоятельно» -
диспозиция;
«достигшие 16 лет» - гипотеза;

2. правоотношения – а, б, г, е.
3. а)субъекты – организация «Хопер» и предприятие;
объекты – торговое помещение;
содержание – условия аренды.
Б)субъект – гр-н К.;
Объект – квартира;
Содержание – покупка;
В) субъект – гр-н Р.;
Объект – работа;
Содержание – условия устройства на работу;
Г) субъект – гр-н С. и гр-н В.;
Объект – однокомнатная квартира;
Содержание – условия проживания;
Д) субъект – гр-н П. и гр-н Р.;
Объект – велосипед;
4. действия – а, д, е, з, и.
события – б, в, г, ж, к.

Тема 4:»Конституционное право. Основы конституционного строя России».
Конституционно-правовой статус РФ; типы государств по форме правления, национально-государственному устройству, характеру политического режима, социально-экономические основы РФ.
Ученик должен знать:
Конституцию РФ,
типы государств по форме правления, национально-государственному устройству, характеру политического режима;
основные права и свободы граждан РФ.
Ученик должен уметь: работать с Конституцией РФ, ориентироваться в главах и статьях, аргументированно доказывать свою точку зрения, сравнивать типы государств по разным признакам, перечислять признаки правового государства.
Тема 5. «Конституция РФ. Органы государственной власти
в РФ.»
Государственная власть в РФ, 3 ветви власти, президент РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума РФ, Совет Федерации, Правительство РФ, Суды РФ, их полномочия, права и обязанности.
Ученик должен знать:
кто осуществляет Государственную власть в РФ;
как проходят выборы в органы государственной власти;
каковы их полномочия, права и обязанности.
Ученик должен уметь: схематично изображать Государственную власть в РФ, работать с Конституцией РФ, ориентироваться в главах и статьях, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Задание: заполнить схему «Органы государственной власти в РФ».
По форме правления
По национально-государственному устройству

По типу политического режима





Тема 6 «Уголовное право в РФ»
Отрасль уголовного права, его особенности в РФ, причины и виды правонарушений, преступлений, виды уголовной ответственности.
Ученик должен знать: причины и виды правонарушений, их отличия от преступлений, виды уголовной ответственности, смягчающие или отягчающие вину обстоятельства; роли во время судебного процесса.
Ученик должен уметь: различать правомерное и неправомерное поведение, классифицировать правонарушения, преступления, виды ответственности, представлять структуру судебного процесса.

Тема 7 «Правонарушения несовершеннолетних»
Юридическая ответственность для несовершеннолетних, ее виды, смягчающие или отягчающие вину обстоятельства;
Ученик должен знать: причины и виды правонарушений несовершеннолетних, степень ответственности за них, процедура судебного процесса.
Ученик должен уметь: решать проблемные задачи, предлагать модели выхода из сложившейся ситуации.

Тема 8 «Судебный процесс по уголовному делу»
Ученик должен уметь: выполнять роли на деловой игре «Судебный процесс по уголовному делу»:
подсудимый;
адвокат (защитник)4
прокурор (обвинитель);
судья;
свидетели;
Задания к уроку №3

1. Укажите элементы структуры нормы права:
А) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о родителях (ст.38 КРФ)
Б) тайное похищение личного имущества граждан наказывается лишением свободы или исправительными работами
В) нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее катастрофу или другие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет
Г) граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю ( ст.36 КРФ)
Д) лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления
Е) уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет
Ж) каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне должен выступать в процессе самостоятельно.


2. Определите, какие действия приобретают характер правоотношений, а какие нет
А) приобретение автомобиля
Б) обмен жилья
В) обсуждение литературного произведения
Г) приобретение одежды
Д) обмен впечатлениями о поездке
Е) договор аренды помещения



Ответы:
3. а)субъекты – организация «Хопер» и предприятие;
объекты – торговое помещение;
содержание – условия аренды.
Б)субъект – гр-н К.;
Объект – квартира;
Содержание – покупка;
В) субъект – гр-н Р.;
Объект – работа;
Содержание – условия устройства на работу;
Г) субъект – гр-н С. и гр-н В.;
Объект – однокомнатная квартира;
Содержание – условия проживания;
Д) субъект – гр-н П. и гр-н Р.;
Объект – велосипед;


4. действия – а, д, е, з, и.
события – б, в, г, ж, к.

Задания к уроку №3

3. Укажите элементы структуры правоотношений
А) аренда торгового помещения организацией «Хопер» у предприятия с условиями соблюдения техники правил безопасности
Б) покупка жилья гражданином К. у другого лица
В) устройство на работу гражданина Р. с выплатой ему ежемесячной заработной платы в размере 11-кратной минимальной зарплаты
Г) заключение договора между гр С. и В. о совместном проживании в однокомнатной квартире, при условии содержания жилья в чистоте и порядке
Д) продажа велосипеда гражданином П. гражданину Р.


4. Какие юридические факты можно назвать действиями, а какие событиями:
А) поджог дачи
Б) рождение ребенка
В) наводнение
Г) пожар
Д) убийство
Е) передача наследства
Ж) смерть
З) обмен жилья
И) заключение контракта
К) землетрясение



Ответы:
1 – а) «дети должны заботиться» - диспозиция;
«трудоспособные, достигшие 18 лет» - гипотеза;
б) «похищение личного имущества граждан» - диспозиция;
«лишение свободы или исправительные работы -санкция;
в) «нарушение правил полета» - диспозиция;
«повлекшие катастрофу» - гипотеза;
«лишение свободы» - санкция;
г)диспозиция.
Д) «лицо подлежит условной ответственности» - диспозиция;
«добровольно отказавшееся, если» - гипотеза;
е) «лица подлежат уголовной ответственности» - диспозиция;
«достигшие 16 лет» - гипотеза;
Ж) «истец должен выступать в процессе самостоятельно» -
диспозиция;
«достигшие 16 лет» - гипотеза;


2. правоотношения – а, б, г, е.




Тест «Конституционные основы РФ»:

1. Государственно устройство России:
Унитарное;
Федеративное;
Конфедеративное.

2. В исключительном видении РФ не находятся:
Регулирование защита прав и свобод человека и гражданина;
Внешняя политика и международные отношения РФ;
Общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

3. К полномочиям президента РФ не относятся:
Меры по охране суверенитета РФ;
Определение основных направлений внутренней и внешней политики;
Утверждение государственного бюджета.

4. В РФ действует:
Писанная конституция;
Неписанная конституция;
Фиктивная конституция.

5. Высшим законодательным органом РФ является:
Правительство РФ;
Федеральное собрание;
Референдум.

6. Правительство РФ:
Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
Объявляет амнистии;
Выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

7. Заочное разбирательство уголовных дел в судах:
Не допускается;
Допускается;
Не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.



8. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам является:
Верховный суд РФ;
Высший Арбитражный суд РФ;
Конституционный суд.

9. Органы местного самоуправления:
Не входят в системы органов государственной власти;
Входят в системы органов государственной власти;
Входят в случаях, оговоренных федеральным законом.

10. К личным правам относятся:
право на жилище;
Право на личную неприкосновенность;
право на труд.


11. Заполните таблицу:

«Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ 1993 г.:

Группа прав
Общая характеристика
Права данной группы

Личные права



Политические права



Экономические права



Трудовые права



Социальные права



Права в области образования и культуры



Права в области правосудия





Заголовок 1 Заголовок 215