Статья Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
______________ И.Н. Рыбак
« _____ » _________2014 г.
Рабочая программа
предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки
«Право»
Тема: «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста»
(10 и 11классы)
Составитель:
Новиков Василий Савельевич,
учитель обществознания и права первой категории
г. Клин
2014 г.
Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго
© Новиков В.С., 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целесообразность в разработке данного элективного курса явилась следствием недостаточности у учащихся знаний, навыков и умений в области юридической педагогике, общей психологии, социальной психологии, юридической психологии, межличностного общения, юридической конфликтологии и их пожеланиями более глубоко познать структуру личности, методы изучения личности, функции общения, коммуникативные барьеры, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия, психологические приемы, формирующие симпатию, причины возникновения конфликтов в коллективах, классификацию конфликтов, функции конфликта, психологическую структуру конфликтов, динамику конфликта, пять основных тактик (стилей) управления конфликтами в коллективе, пути предупреждения конфликтов, структуру конфликтоустойчивости, алгоритм социально-психологического анализа конфликта, виды малых групп, виды преступных групп. Это реально невозможно сделать в силу различных объективных причин в урочное время, а также профессиональная подготовка школьников к осознанному и ответственному выбору будущей профессии. Школьники научатся самостоятельно ставить цели, определять пути их достижения, взаимодействовать с различными категориями граждан и разрешать межличностные конфликты.
Курс предполагает поддержку таких предметов, как право и обществознание.
Курс ориентирован на учащихся, видящих своё профессиональное будущее в должности психологов, социологов, сотрудников правоохранительных органов, юрисконсультов, адвокатов и т.д. Знания, навыки и умения, приобретенные в результате изучения элективного курса, помогут студентам в дальнейшем изучении дисциплин «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста», «Юридическая педагогика», «Юридическая психология».
Решая задачу предметной компетенции курс знакомит учащихся с основными понятиями по данной проблематике. При этом школьники будут уметь устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан, выступать публично, разрешать конфликты.
Основными целями элективного курса являются:
- помочь учащимся познать структуру личности, структуру межличностного общения, структуру конфликта;
- овладеть учащимися навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать информацию добываемую от различных категорий граждан, систематизировать, обобщать, анализировать эту информацию;
- овладеть учащимися навыками, умениями и способами добывания информации, необходимой для установления психологического контакта с различными категориями граждан;
- оказать помощь учащимся в формировании навыков и умений выступать публично и разрешать конфликты.
Для достижения поставленных целей в элективном курсе реализуются следующие задачи:
- практическая - учащиеся будут иметь реальную возможность самостоятельно познать личность, влиять на подструктуру направленности личности;
- социокультурная – учащиеся смогут углубить и расширить объём знаний о методах изучения личности, коммуникативной компетентности личности, конфликтологической компетентности личности;
- учебно-познавательская – элективный курс способствует расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса, углублению системы психологических знаний, формированию навыков и умений по данной проблематике, умению самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан.
Курс способствует развитию у учащихся познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление и речь), формированию у них волевых психических свойств (самостоятельность, целеустремлённость, уверенность, решительность, мужество, храбрость, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, терпение, дисциплинированность, организованность).
Курс представляет собой углублённый вариант темы «Правосознание и правовая культура» базового предмета «Право» (10 класс).
Формы организации учебных занятий: уроки – лекции, уроки-семинары, практические уроки, уроки – зачёты.
Для реализации целей и задач элективного курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии по данной проблематике.
При оценке результатов изучения данного курса используется текущий и итоговый контроль.
Результаты изучения элективного курса «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста »:
Личностными результатами обучения являются:
- направленность на бесконфликтное взаимодействие в общественной и государственной жизни;
- формирование ответственного отношения к изучению общей, социальной и юридической психологии, психологической готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию вышеуказанных учебных дисциплин;
- освоение психологически грамотных правил, психотехник и психотехнологий взаимодействия с различными категориями граждан, формальных и неформальных социальных ролей, формальных и неформальных социальных статусов и способов взаимодействия в формальных и неформальных группах;
- формирование информационной, коммуникативной и конфликтологической компетентности;
- воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты обучения проявляются в:
- умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования;
- умении самостоятельно планировать пути достижения близких, средних и далеких перспективных целей самообразования;
- умении самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан;
- умении самостоятельно соотносить свои близкие, средние и далекие перспективные цели самообразования с планируемыми результатами;
- умении самостоятельно психологически грамотно разрешать конфликты на основе согласования мнений и учета интересов личности, общества и государства;
- умении самостоятельно психологически грамотно аргументировать и отстаивать свое мнение при разрешении конфликтов;
- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность;
- умении самостоятельно психологически грамотно анализировать причины возникновения конфликтов;
- способности самостоятельно психологически грамотно анализировать конфликтные ситуации, выбирать адекватные способы разрешения конфликтов и модели поведения в конфликтной ситуации;
- овладении различными способами "выхода" накопившихся отрицательных эмоций;
- приобретении опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора психологической информации в целях разрешения конфликтов;
- развитии умений самостоятельно психологически грамотно выражать свои мысли и способности признать права и свободы другого человека и его право на иное мнение;
- формировании умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, играть различные социальные роли в формальных и неформальных группах.
Предметными результатами обучения являются:
- формирование убеждения в необходимости изучать общую, социальную и юридическую психологию;
- формирование навыков и умений самостоятельно изучать психологическую структуру личности, влиять на подструктуру направленности личности;
- формирование навыков и умений самостоятельно критически оценивать информацию, которую сообщают различные категории граждан;
- понимание роли государства и действующего законодательства РФ в обеспечении информационной безопасности личности, общества и государства;
- формирование навыков и умений самостоятельно устанавливать психологические контакты, разрешать конфликты, выступать публично;
- понимание значения правил, психотехник и психотехнологий общения в межличностном общении;
- формирование навыков и умений самостоятельно психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан, вести диалог, участвовать в дискуссии.
Основная задача изучения курса "Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста" состоит в освоении будущими юристами основ психолого-педагогической науки, закладке фундамента психолого-педагогической культуры, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства.
В результате изучения дисциплины школьники должны:
знать:
- основные понятия, определения и категории психологии и педагогики;
- основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, знание воли и эмоций, потребностей и мотивов в поведении человека;
- условия формирования личности;
- социально-психологические закономерности развития групп и коллективов;
- принципы, методы и формы обучения и воспитания;
- цели, содержание и задачи обучения, воспитания, развития и психологической подготовки в профессиональной деятельности.
- психолого-педагогическую характеристику личности и коллектива;
уметь:
- осуществлять психологическое воздействие и строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;
- использовать психолого-педагогические знания для адекватной самооценки личности, профессионального самосовершенствования и совершенствования профессиональной деятельности.
владеть:
- с учетом основных психологических механизмов поведения и деятельности людей технологией гибкого общения в ситуациях будущей деятельности;
Основными формами учебного процесса являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа с литературой, подготовка рефератов, докладов, научных сообщений.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Элективный курс «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста» по учебной дисциплине «Право» для 10 классов.
Учебный процесс по элективному курсу спланирован в двух вариантах различной продолжительности: 35/70 часов.
Общеобразовательная организация выбирает тот или иной вариант исходя из задач обучения (обязательный минимум знаний – 35 ч., углубленное изучение – 70 ч.) и нагрузки учащихся.
Варианты изучения элективного курса
№
п/п
Наименование тем
Количество учебных часов в двух вариантах
1 и 2 варианты
2
вариант
2
вариант
Уроки - лекции
Уроки - семинары
Практические занятия
1
2
3
4
5
1
Психология и педагогика: основы
2
1
2
Основы научно-педагогического знания
2
1
3
Психология и педагогика: личность, группа, общество
10 /15
14
4
Личность в профессиональной деятельности юриста
3
2
5
Профессиональное общение в деятельности юриста
9
4
1
6
Межличностные конфликты в профессиональной деятельности юриста
3 /4
1
1
7
Криминальные конфликты в профессиональной деятельности юриста
3
1
1
8
Социальные группы в профессиональной деятельности юриста
3
2
Всего часов по элективному курсу
35 /41
26
3
Количество учебных часов по элективному курсу в двух вариантах
35
70
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1. Психология и педагогика: основы
Учебная дисциплина «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста », ее цели, задачи, функции, концепция изучения. Основные категории педагогики. Концепция изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика». Психология и педагогика науки о человеке. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста. Основные виды психологической и педагогической подготовки специалистов.
Основные категории психологии. Психология: наука и практика. Современная научная психология. Предмет и методология психологической науки. Методологические принципы психологической науки. Мозг и психика. Доминанта. Мир психических явлений. Сознание и подсознание. Психологические факты, закономерности и механизмы. Психические процессы, состояния и образования. Мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные явления. Личностные, психологические и психофизиологические явления. Классификация основных педагогических явлений.
Тема 2. Основы научно-педагогического знания
Объект и предмет педагогической науки. Задачи, система, методология и методы педагогики. Методы педагогического исследования. Сущность, цели, задачи и виды воспитания. Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации. Методы воспитания. Формы воспитания.
Педагогические принципы обучения и особенности их реализации.
Тема 3. Психология и педагогика: личность, группа, общество
Психологическая структура личности: понятие, принципы и методы изучения. Принципы и основные методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста. Вспомогательные методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
Познавательные психические процессы и их развитие у юриста. Виды ощущений и их развитие у юристов. Виды восприятий и их развитие у юристов. Свойства внимания и их развитие у юристов. Виды представлений и их развитие у юристов. Формы запоминания и их развитие у юристов. Виды воображения и их развитие у юристов. Виды мышления и их развитие у юристов. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы и научные теории. Алгоритм процесса мышления юриста. Виды речи в профессиональной деятельности юриста. Этапы подготовки устного выступления в профессиональной деятельности юриста. Эмоции (чувства) в профессиональной деятельности юриста. Психологическая совместимость в профессиональной деятельности юриста. Волевые психические свойства (качества) личности юриста. Принципы и методы самосовершенствования личности юриста. Характер в профессиональной деятельности юриста. Виды социальных групп. Признаки малой формальной группа. Признаки и этапы формирования коллектива юристов. Психолого – педагогические основы адаптации юриста в коллективе. Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности.
Тема 4. Личность в профессиональной деятельности юриста
Криминальная психология. Психологическая структура личности преступника. Типология личности преступника. Признаки личности преступника.
Основные и вспомогательные методы изучения личности преступника. Принципы изучения личности преступника. Методы психологии и методы ОРД.
Виды преступных групп. Признаки организованных преступных групп.
Тема 5. Профессиональное общение в деятельности юриста
Этапы развития коммуникативной компетентности личности. Понятие общения. Функции общения: интеллектуальная, влияния друг на друга и информационная.
Межличностные механизмы взаимовосприятия (взаимопонимания): эмпатия, рефлексия, идентификация, стереотипизация и обратная связь. Психологическая структура общения. Типичные ошибки непонимания, возникающие при проникновении во внутренний мир человека в бесконфликтных ситуациях взаимодействия. Психологические приемы, формирующие симпатию в процессе общения.
Виды и функции речи. Этапы подготовки устного выступления. Общие свойства профессиональной речи.
Тема 6. Межличностные конфликты в профессиональной деятельности юриста
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, ситуация конфликта, инцидент. Причины возникновения конфликтов в коллективах. Субъекты и участники конфликта.
Классификация конфликтов. Внутриличностные конфликты. Основные типы межличностных конфликтов. Функции конфликтов. Психологическая структура конфликтов. Динамика конфликта. Межличностные методы (стили) управления конфликтами в коллективе. Способы "выхода" накопившихся отрицательных эмоций. Универсальная схема возникновения спровоцированного конфликта. Пути предупреждения спровоцированных конфликтов. Структура конфликтоустойчивости. Принципы разрешения конфликта. Основные модели поведения человека в конфликте. Типы конфликтных личностей. Алгоритм социально-психологического анализа конфликта.
Тема 7. Криминальные конфликты в профессиональной деятельности юриста
Понятия: криминальный конфликт, конфликтная ситуация, ситуация криминального конфликта, инцидент. Причины возникновения криминальных конфликтов. Субъекты и участники криминального конфликта.
Классификация криминальных конфликтов. Функции криминальных конфликтов. Психологическая структура криминальных конфликтов. Динамика криминального конфликта. Универсальная схема возникновения спровоцированного криминального конфликта. Структура конфликтоустойчивости. Общие черты криминальных конфликтов. Стили разрешения криминального конфликта. Динамика криминальных конфликтов, связанных с освобождением заложников. Динамика стресса у субъектов и участников криминального конфликта в ситуации захвата заложников.
Тема 8. Социальные группы в профессиональной деятельности юриста
Классификация групп. Роль формальных и неформальных лидеров при возникновении социальных групп.
Признаки малой формальной группы. Этапы формирования коллектива. Признаки коллектива.
Виды преступных групп. Формы соучастия. Юридических признака организованной преступной группы. Криминальный профессионализм. Признаки преступных сообществ (преступных организаций).
Определение организованной преступности. Криминальная субкультура. Уровни развития организованной преступности. Признаки организованных преступных групп.
Календарно-тематическое планирование
№/п
№ урока
Наименования разделов и тем
Плановые сроки
прохождения
Скорректированные
сроки прохождения
Тема №1. Психология и педагогика: основы (всего 3 часа на ее изучение)
1.
Учебная дисциплина «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста », ее цели, задачи, функции, концепция изучения
2.
Основные категории педагогики
3.
Основные категории психологии
Тема №2. Основы научно-педагогического знания (всего 3 часа на ее изучение)
4.
Задачи, система, методология и методы педагогики
5.
Принципы воспитания и обучения и их реализация в профессиональной деятельности юриста
6.
Формы и методы обучения и их реализация в профессиональной деятельности юриста
Тема №3. Психология и педагогика: личность, группа, общество (всего 29 часов на ее изучение)
7.
Психологическая структура личности: понятие, принципы и методы изучения
8.
Принципы и основные методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста
9.
Вспомогательные методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста
10
Познавательные психические процессы и их развитие у юриста
11
Виды ощущений и их развитие у юристов
12
Виды восприятий и их развитие у юристов
13
Свойства внимания и их развитие у юристов
14
Виды представлений и их развитие у юристов
15
Формы запоминания и их развитие у юристов
Итого за 1 полугодие: 15 часов
16
Виды воображения и их развитие у юристов
17
Виды мышления и их развитие у юристов
18
Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы и научные теории
19
Алгоритм процесса мышления юриста
20
Виды речи в профессиональной деятельности юриста
21
Этапы подготовки устного выступления в профессиональной деятельности юриста
22
Эмоции (чувства) в профессиональной деятельности юриста
23
Психологическая совместимость в профессиональной деятельности юриста
24
Волевые психические свойства (качества) личности юриста
25
Принципы и методы самосовершенствования личности юриста
26
Характер в профессиональной деятельности юриста
27
Виды социальных групп
28
Признаки малой формальной группа
29
Признаки и этапы формирования коллектива юристов
30
Психолого – педагогические основы адаптации юриста в коллективе
31
Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности
32
Структура личности преступника
33
Методы изучения личности преступника в профессиональной деятельности юриста
34
Виды преступных групп
35
Признаки организованных преступных групп
Итого за 2 полугодие: 20 часов
10 класс
Итого:
35 часов
Тема №4. Личность в профессиональной деятельности юриста (всего 5 часов на ее изучение)
36
Понятие и принципы изучения личности
37
Основные методы изучения личности
38
Вспомогательные методы изучения личности
39
Личность преступника
40
Методы изучения личности преступника
Тема №5. Профессиональное общение в деятельности юриста (всего 14 часов на ее изучение)
41
Функции общения в профессиональной деятельности юриста
42
Межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия
43
Структура общения в профессиональной деятельности юриста
44
Ориентировка в ситуации взаимодействия в профессиональной деятельности юриста
45
Коммуникативные барьеры в профессиональной деятельности юриста
46
Приемы формирования симпатии в профессиональной деятельности юриста
47
Прием «приятное зеркало» в профессиональной деятельности юриста
48
Факторы, влияющие на успешность взаимодействия юриста с различными категориями граждан
49
Расстояние взаимодействия между собеседниками в профессиональной деятельности юриста
50
Факторы, влияющие на процесс формирования навыков и умений устанавливать психологический контакт
Итого за 1 полугодие: 15 часов
51
Три рода имен человека в профессиональной деятельности юриста
52
Доверительное общение в профессиональной деятельности юриста
53
Прием «первая фраза» в профессиональной деятельности юриста
54
Подготовка к устному выступлению в профессиональной деятельности юриста
Тема №6. Межличностные конфликты в профессиональной деятельности юриста (всего 6 часов на ее изучение)
55
Основные понятия, характеризующие конфликт
56
Виды конфликтов
57
Динамика конфликта
58
Функции, структура конфликта
59
Причины возникновения конфликтов
60
Алгоритм анализа конфликта
Тема №7. Криминальные конфликты в профессиональной деятельности юриста (всего 5 часов на ее изучение)
61
Структура, функции и типология криминальных конфликтов в профессиональной деятельности юриста
62
Динамика криминальных конфликтов в профессиональной деятельности юриста
63
63
Спровоцированные криминальные конфликты в профессиональной деятельности юриста
64
64
Стили разрешения криминальных конфликтов в профессиональной деятельности юриста
65
65
Алгоритм анализа криминальных конфликтов в профессиональной деятельности юриста
Тема №8. Социальные группы в профессиональной деятельности юриста (всего 5 часов на ее изучение)
66
66
Классификация групп
67
67
Стадии формирования новой группы в профессиональной деятельности юриста
68
68
Виды преступных групп
69
69
Понятие и признаки организованных преступных групп
70
70
Криминальная субкультура
Итого за 2 полугодие: 20 часов
Всего по курсу 70 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
Новиков В.С. Сборник программ элективных курсов по праву. –М., 2012.
Прикладная юридическая психология /Под общ. ред. А. М. Столяренко. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Столяренко А.М. Педагогика и психология. Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Дополнительная литература
6. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.
7. Конвенция о правах ребенка, которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
8. Конституция Российской Федерации. –М., 1993.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
10. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168).
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года № Пр-271.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. -М., 2000.
13. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М., 1999.
14. Атватер И. Я Вас слушаю: советы руководителю, как правильно слушать собеседника. -М., 1988.
15. Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М., 1999.
16. Васильев В.Л. Юридическая психология. -М., 2014.
17. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. –М., 1990.
18. Дулов А.В. Судебная психология. -Минск, 1975.
19. Еникеев М.И. Юридическая психология. -М., 1999.
20. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Часть 1. –М., 1996.
21. Илларионов В.П. Переговори с преступниками. -М., 1993.
22. Китов А.И. Психология управления. -М., 1979.
23. Котик М.А. Психология и безопасность. -Таллин, 1981
24. Криминология /Под общ. ред. Миньковского Г.М. –М., 1994.
25. Криминология /Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. –М., 1998.
26. Личность преступника /Под общ. ред. Кузнецова В.Н. –М., 1975.
27. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
28. Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М., 1999.
29. Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. –М., 2000.
30. Новиков В.С., Гроссу Н.И. Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера. Части 1,2,3,4 и 5. ООО Рекламная компания «Солдиз» Московская область, г. Солнечногорск, д.8,оф.11, – Солнечногорск, 2011.
31. Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Формирование правовой культуры в образовательном учреждении.–М., 2011.
32. Общая психология /Под общ. ред. Петровского А.В. –М., 1986.
33. Основы борьбы с организованной преступностью /Под общ. ред. Овчинского В.С. и др. –М., 1996.
34. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М., 1990.
35. Педагогика. Психология. Этика /Под общ. ред. Наумкина Ю.В. –М., 1999.
36. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. –М., 1998.
37. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. -М., 2000.
38. Юридическая конфликтология /Отв. ред. Кудрявцев В.Н. –М., 1995.
Критерии оценки учащихся за устные ответы по элективному курсу «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста »
При оценивании ответа школьника на теоретические вопросы учителем используются следующие критерии:
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности программного учебного материала, логично его излагает, используя знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения конкретного урока.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании программного учебного материала.
Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание программного учебного материала в процессе изучения конкретного урока.
Критерии оценки учащихся по элективному курсу «Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста »
При оценивании ответа школьника на теоретические вопросы учителем используются следующие критерии:
«5» ставится, если обучающийся:
- полностью усвоил программный учебный материал элективного курса;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучающийся:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучающийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучающийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Рецензия на рабочую программу
предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки
«Право» (10 и 11классы)
к., ю., н., доцента, учителя обществознания и права Новикова Василия Савельевича
Наименование общеобразовательного учреждения
МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Название курса
Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста
Разработчик программы (или ссылка на журнал, в котором напечатана программа)
Новиков В.С. Личность. Межличностные отношения. –М., 2012
ФИО учителя, преподающего курс
Новиков Василий Савельевич
Оформление титульного листа программы
Соответствует требованиям
Продолжительность курса
2 года, 70 часов
Вид элективного курса (ориентационный или пробный для ППП, предметные, межпредметные, прикладные, социальные практики для ПО)
Предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки
Соотношение лекции к практике
50%
Правильность постановки цели курса (указать цель курса)
Познакомить учащихся, склонных к профессии типа «Человек-человек», с знаниями, навыками и умениями в области межличностного общения, их пожеланиями более глубоко познать структуру личности, методы изучения личности, функции общения, коммуникативные барьеры, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия, психологические приемы, формирующие симпатию, причины возникновения конфликтов в коллективах, классификацию конфликтов, функции конфликта, психологическую структуру конфликтов, динамику конфликта, пять основных тактик (стилей) управления конфликтами в коллективе, пути предупреждения конфликтов, структуру конфликтоустойчивости, алгоритм социально-психологического анализа конфликта
Степень новизны для обучающихся
Углубленное изучение курса «Право» 10 класс (темы: «Правосознание и правовая культура»)
Мотивирующий потенциал программы
Профессиональная подготовка школьников к осознанному и ответственному выбору будущей профессии. Курс ориентирован на учащихся, видящих своё профессиональное будущее в должности психологов, социологов, сотрудников правоохранительных органов, юрисконсультов, адвокатов и т.д. Знания, навыки и умения, приобретенные в результате изучения элективного курса, помогут студентам в дальнейшем изучении дисциплины «Психология и педагогика в профессиональной деятельности»
Полнота содержания
Соответствует требованиям
Соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля
Соответствует профильной подготовке
Методы обучения
Рассказ, объяснение
Формы организации учебных занятий
Уроки – лекции, уроки-семинары, практические уроки, уроки – зачёты
При оценке результатов изучения данного курса используется
Текущий и итоговый контроль
Курс предполагает поддержку таких предметов, как
Право и обществознание
Курс представляет собой углублённый вариант темы
Темы «Правосознание и правовая культура» (10 класс)
Наличие учебных и вспомогательных материалов для учителя и ученика
Имеются, указанные в программе. Для реализации целей и задач элективного курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии по данной проблематике
Система оценивания и зачёта результатов освоения программы элективного курса
Текущий контроль, тестирование по лекционному материалу, оценка контрольных работ, защита проектов
Какова доля самостоятельности ученика (Учащиеся могут выбрать объект изучения, вид отчётных работ из предложенного перечня, литературу, по которой они будут готовить собственные работы, нельзя определить по программе)
Учащиеся могут выбрать самостоятельно литературу, вид отчётных работ из предложенного перечня (тест, защита проектов)
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
Методического совета
от « ___ » ____________ 2014 г. № ___
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УМР
________________ Е. А. Глазунова
« ___ » ____________ 2014 г.
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 4 мая 2011 г.(п.2 и 3 ст.15, п.1,2 и 5ст.18).
15