Программа профессиональных проб для учащихся 9-х классов Сантехнических дел мастер

Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева»




УТВЕРЖДАЮ Директор
ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж
им. И.Т. Карасева»

« » ___________ 2016 год









Программа профессиональной пробы
для учащихся 9-х классов
«Сантехнических дел мастер»















Тамбов 2016







Утверждено на заседании областного экспертного совета по вопросам экспертизы и организации инновационной деятельности в образовательных организациях Тамбовской области (Протокол №1 от 10 октября 2016 г.)


























Информационная карта

Организация-разработчик:
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Многопрофильный колледж им И.Т. Карасева»


Программа профессиональной пробы:
«Сантехнических дел мастер»


Авторы-составители:
Апаршева Вера Викторовна к.т.н, заместитель директора (по НМР) ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»;
Шаронова Вера Сергеевна, старший мастер ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»;
Дудов Евгений Сергеевич, преподаватель спецдисциплин ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»;
Трецков Андрей Васильевич, мастер производственного обучения ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»

Область применения программы профессиональные пробы:
Техника и технологии строительства

Аннотация:
Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с видом профессиональной деятельности мастера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В наше время это нужная и востребованная профессия, ведь очень трудно представить современное жилье или административное здание без системы отопления, газоснабжения, горячей и холодной воды, системы вентиляции и других сантехнических устройств.
Участие в профессиональной пробе способствует формированию у обучающихся представления о специфике профессиональной деятельности мастера ЖКХ и получению начальных навыков профессиональной деятельности.
Погружение в профессию, посредством самостоятельного выполнения практических заданий, будет содействовать профессиональному самоопределению обучающегося, развитию воображения, творческого и логического мышления, аккуратности, внимательности, коммуникабельности. Результатом участия в профессиональной пробе будет являться самостоятельный выбор вида смесителя, его сборка и установка умывальника с применением профессионального инструмента.

Продолжительность программы:
Программа рассчитана на 8 часов в группе численностью 5 человек.


Количество страниц программы:
10 с.
















Пояснительная записка

Профессиональная деятельность мастера ЖКХ является не только востребованной и высокооплачиваемой, но и наиболее интересной сферой деятельности в строительстве.
Целью программы профессиональных проб является формирование у учащихся 9-х классов представлений о социальной значимости профессиональной деятельности мастера ЖКХ и помощь в профессиональном самоопределении.
Задачи программы:
-сообщение базовых сведений о профессиональной деятельности мастера ЖКХ;
-моделирование основных элементов профессиональной деятельности;
-формирование у обучающихся представлений о выбранной профессии;
-выявление проявленного интереса к данному виду производственной деятельности;
-определение уровня готовности обучающихся к выбору профессии.
Участие в профессиональной пробе дает возможность обучающимся получить первоначальные навыки профессиональной деятельности.
Реализация программы осуществляется на базе колледжа в санитарно-технической мастерской посредством проведения практико-ориентированных занятий, в рамках которых обучающимся представится возможность познакомиться с современным оборудованием, материалами и инструментами, а также попробовать себя в избранной профессии.
В ходе выполнения практических заданий обучающиеся приобретут практические навыки по сборке смесителя и установке умывальника, выполнят операции по выбору производственного инструмента, соблюдая при этом правила охраны труда.
Обучающиеся освоившие программу профессиональных проб должны владеть следующими компетенциями:
- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, исходя из поставленных целей;
- анализировать рабочую ситуацию;
- осуществлять сборку и установку сантехнического оборудования с использованием необходимого инструмента.
Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельной установки оборудования и исправности его работы, подведением итогов и обсуждением того, с какими сложностями столкнулись обучающиеся при выполнении практической работы, и какими профессиональными навыками овладели.

Тематический план


п/п

Темы


Всего часов

1

Общие сведения о профессиональной деятельности «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
1


2
Назначение и виды сантехнического оборудования для ванной комнаты. Инструменты и материалы. Устройство и принцип работы, правила эксплуатации оборудования.
1

3
Организация и подготовка к выполнению работ.
1

4
Монтаж чаши умывальника.
1

5
Сборка смесителя и сифона.
1

6
Монтаж смесителя и сифона.
1

7
Требования к качеству и приемке работ.
1

8
Итоговое занятие
1

Итого
8


Содержание профессиональной пробы

Занятие-экскурсия №1. Общие сведения о профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»
Социальная значимость профессии. Характеристика и содержание труда мастера ЖКХ. Основные понятия и профессиональная терминология. Смежные профессии.

Занятие №2. Назначение и виды сантехнического оборудования для ванной комнаты. Инструменты и материалы. Устройство и принцип работы, правила эксплуатации оборудования.
Правило выбора умывальника и смесителя в ванную комнату. Виды смесителей и умывальников. Инструменты и материалы для выполнения работы по установке сантехнического оборудования. Устройство и принцип работы смесителя. Инструкции по эксплуатации оборудования.
Практическая работа
Осмотр и проверка сантехнического оборудования перед установкой.

Занятие №3. Организация и подготовка к выполнению работ.
Требования по охране труда при выполнении практических работ. Критерии выбора умывальника и смесителя для ванны.
Практическая работа
Подбор смесителя для конкретного вида раковины. Организация рабочего места. Подготовка необходимого инструмента для установки. Выбор места на стене, для закрепления раковины, нанесение разметки. Проверка горизонтальности разметки, при помощью строительного уровня.

Занятие №4. Монтаж чаши умывальника.
Технология монтажа чаши умывальника.
Практическая работа
Сверление отверстий по разметке на стене. Вкручивание в просверленные отверстия сантехнических креплений для умывальника. Установка чаши на крепления, накручивание прокладочных шайб, закрепление умывальника.

Занятие №5. Сборка смесителя и сифона
Технология сборки корпуса смесителя и сифона.
Практическая работа
Сборка смесителя: закручивание сетки (аэратора), носика, кран-буксы; установка ручки смесителя; выкручивание винтов ручки; вкручивание гибких шлангов к корпусу смесителя; установка заглушки и осмотр смесителя.
Сборка сифона: установка плоской прокладки на большое отверстие сифона; прикручивание крышки-колпака; подбор к патрубку конусной прокладки и накидной гайки. Закрепление патрубка в верхнее отверстие сифона и плотно закрутить, подбор к гофрированной трубе конусной прокладки и гайки, прикручивание гофры к сифону.

Занятие №6. Технология выполнения работ по установке смесителя и сифона.
Организация работ и технологические операции по установке.
Практическая работа
Установка корпуса смесителя на раковину. Закрепление металлической пластины и резиновой прокладки. Закручивание гайки, удерживающей корпус смесителя на раковине. Вкручивание гибких шлангов в смеситель. Подсоединение гибких шлангов к отводам водопроводного стояка.
Установка сифона: в патрубок сифона накладывается рифленое уплотнительное кольцо, сифон вставляется под сливное отверстие раковины. В чашу умывальника устанавливается металлическая решетка, вкручивается винт в решетку и затягивается. Подключение гофры сифона к канализационной трубе.

Занятие №7. Требования к качеству и приемке работ.
Контроль соблюдения технологии выполнения работ. Предмет контроля. Инструмент и способ контроля.
Практическая работа
Визуальный осмотр. Работы по подключению центрального стояка подачи воды. Проверка исправности работы смесителя и сифона на наличие протекания.

Занятие №8 Итоговое занятие
Демонстрация самостоятельно установленного сантехнического оборудования. Подведение итогов.
Рефлексия приобретенного практического опыта.

Методические рекомендации

Реализация программы профессиональной пробы предполагает выполнение четырех этапов, с постепенным усложнением практических заданий:
- вводно - инструкционный, в котором предусмотрено получение учащимися обобщенной информации о профессии «Мастер ЖКХ», ее востребованности на рынке труда, значимости в современных условиях производства, о качествах, которыми должен обладать человек при овладении профессией, о медицинских противопоказаниях. На данном этапе обучающимся демонстрируется фильм о профессии, проводится экскурсия по мастерским колледжа.
- теоретико- практический, на котором обучающиеся получают первоначальные сведения о приёмах работы и творческой составляющей мастера ЖКХ, отрабатывают простейшие приёмы работы с инструментами, знакомятся с производственным заданием.
- практический, который является основой выполнения задач профессиональной пробы. На данном этапе обучающиеся выполняют производственное задание, получают начальные умения и навыки, результатом чего является самостоятельная установка сантехнического оборудования.
- рефлексивный – подведение итога деятельности обучающихся, демонстрация самостоятельной установки сантехники, осмысление результатов работы с обсуждением полученных начальных профессиональных навыков, анализа ошибок и затруднений, возникших при выполнении заданий, оказание помощи в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
В процессе реализации программы профессиональной пробы особое внимание уделено обеспечению требований охраны труда. На занятиях в условиях санитарно-технической мастерской обучающиеся должны иметь рабочую одежду и обувь. Дополнительных средств защиты не требуется.

Материально-техническое
обеспечение программы профессиональной пробы

№п/п
Наименование
Кол-во,
ед

Оборудование

1
Мультимедийный проектор
1

2
Экран
1

3
Электронные учебные ресурсы
5

4
Аудитория компьютерных технологий с выходом в сеть интернет
1

Инструменты, инвентарь

1
Комбинированная отвертка
5

2
Ключ рожковый (размерный ряд от 7до24)
5

3
Ключ комбинированный
5

4
Ключ торцевой
1

5
Комплект шестигранников
5

6
Уровень
5

7
Дрель электрическая
1

8
Ключ гаечный
1

9
Рулетка
1

Расходные материалы

1
Раковина
3

2
Смеситель
3

3
Сифон
3

4
Прокладки резиновые
18

5
Набор гибких шлангов
6

6
Клей герметик силиконовый
3

7
Ветошь х/б
5

Спецодежда и средства индивидуальной защиты

1
Спецодежда
5

2
Перчатки х/б
5


Литература
Основная литература:
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Высшая школа.  10-е изд., перераб. и доп. Москва, 2013.
2. Калинин В.М., Сокова С.Д. Оценка технического состояния зданий Инфра Москва, 2011.
3. Киреева Ю.И., Лазоренко О.В.Строительные материалы и изделия Феникс Ростов-на-Дону, 2010.
4. Данилкин М.С., Мартыненко И.А., Капралова И.А Технология и организация строительного производства Феникс Ростов-на-Дону, 2009.
5. Рощина С.И. Техническая эксплуатация зданий и сооружений: уч.пособие/ С.И. Рощина, М.В.Лукин; под ред. С.И. Рощиной. М.: КНОРУС, 2016.-232 с.

Дополнительная литература:
1.Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация Форум Инфра, 2010
2. Комков В.А., Рощина С.И., Тимахова Н.С. Технологическая эксплуатация зданий и сооружений Инфра Москва, 2010 .
3. Покровский Б.С. Основы слесарного дела ОИЦ «Академия» Москва, 2010.
4. Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей ОИЦ «Академия» Москва, 2007.
5. Покровский Б.С., Скакун В.А. Сборник заданий по специальной технологии для слесарей ОИЦ «Академия» Москва, 2006.
6. Шишмарев В.Ю. Метрология и технические измерения ОИЦ «Академия» Москва, 2010.
7. Сибикин Ю.Д. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
ОИЦ «Академия» Москва, 2008.

Интернет ресурсы:
Разводка и монтаж сантехники своими руками: общие положения и полезные советы [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 06.06.2016).
Технология монтажа сантехнического оборудования и трубопроводов [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 06.06.2016).

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 8 Заголовок 915