Рабочая программа научного общества учащихся Поиск секция географии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ «ПОИСК»
СЕКЦИИ ГЕОГРАФИЯ
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие исследовательской деятельности школьников, творческой активности детей.
Секция является определяющим фактором развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей. Его организация главным образом нацелена на реализацию возможностей каждого ученика проявить себя, свои способности. Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах. Задача учителя состоит в том, чтобы вооружить учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умением инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предназначена для учащихся 9- 10 классов и носит углубленный характер.
Актуальность: подготовка к олимпиадам различных уровней позволит учащимся приобрести более расширенные и глубокие знания по географии и биологии, успешнее сдать ЕГЭ и поступить в запланированные ВУЗы; проектная работа позволит сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развить их творческие способности.
Направленность: естественнонаучная.
Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи курса:
- проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности по географии;
- устранить пробелы в знаниях;
- способствовать приобретению учащимися навыков в применении знаний при решении не только обычных задач, но и задач повышенной трудности (в том числе выполнения конкретных заданий при решении экспериментальных задач);
- повысить интерес к изучению географии;
- подготовить учащихся к олимпиаде по предметам;
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Курс заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта может касаться как теоретического аспекта, связанного с углублением предметных курсов, так и актуального для практики вопроса, что обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Занятия организуются на принципах:
личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
доступности предлагаемого материала;
последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
вариативности и проблемности.
Формы занятий: урок, лекции, семинары, практические занятия, научно практическая конференция.
Условия приема:
возраст с 14 лет (социальная и экономическая география)
Ожидаемые результаты:
обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
выработка умения работать с источниками информации;
умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
умение правильно представить свою исследовательскую работу;
укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности;
рост личностных достижений (участие в олимпиадах; участие в городской научно – исследовательской конференции «Шаг в науку»; активное участие в проведении предметной недели).
Календарно – тематическое планирование педагога доп. образования Кутузовой Т.В.
Распределение часов образовательной программы 1 года обучения в 2015-16 учебном году.
Раздел программы Всего часов Сент. Окт. Нояб. Декаб. Янв. Февр. Март Апр. Май
Вводный инструктаж и основы безопасности дорожного движения. Профилактика несчастных случаев на воде. 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Занятия секции «география» научного общества учащихся 61 4 6 6 8 4 4 6 6 8
Итого: 35 3 4 4 5 3 3 4 4 5
Календарно-тематический планирование (1-ый год обучения) на 2016-17 уч. год
№ Тема занятия Количество часов Дата
План Факт
1.
Вводный инструктаж по ТБ. Безопасный путь домой. Профилактика несчастных случаев на воде. 1
16 .09. 2. Установочная конференция. 1 21.09. 3. Формирование групп. 1 23.09. 4. Работа с научной литературой. 1 28.09. 5. Работа с научной литературой. 1 30.09. 6. Сигналы светофора, регулирующие дорожное движение.
1 05.10. 7. Обзор сайтов, помогающих научно-исследовательской работе. 1 7.10. 8. Обзор сайтов, помогающих научно-исследовательской работе. 1 12.10. 9. Обзор сайтов, помогающих научно-исследовательской работе. 1 14..10. 10. Разбор решения задач районной олимпиады за 2011 год для учащихся 9 классов 1 19.10. 11. Разбор решения задач районной олимпиады за 2011 год для учащихся 10 классов 1 21.10. 12. Разбор решения задач районной олимпиады за 2012 год для учащихся 9 классов. 1 26.10. 13. Разбор решения задач районной олимпиады за 2012 год для учащихся 10 классов. 1 28.10. 14. Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины.
Профилактика несчастных случаев на воде. 1 02.11. 15 Разбор решения задач районной олимпиады за 2013 год для учащихся 9 классов. 1 9.11. 16 Разбор решения задач районной олимпиады за 2013 год для учащихся 10 классов. 1 11.11. 17 Разбор решения задач районной олимпиады за 2014 год для учащихся 9 классов. 1 16.11. 18 Разбор решения задач районной олимпиады за 2014 год для учащихся 10 классов. 1 18.11. 19 Разбор решения задач районной олимпиады за 2015 год для учащихся 9 классов. 1 23.11 20 Разбор решения задач районной олимпиады за 2015 год для учащихся 10 классов. 1 25.11. 21. Разбор решения задач районной олимпиады за 2016 год для учащихся 9 классов. 1 30.11. 22. Общие обязанности водителей. 1 02.12. 23. Разбор решения задач районной олимпиады за 2016 год для учащихся 10 классов. 1 7.12. 24. Выбор тем проектных работ для учащихся 14 лет. 1 09.12. 25. Выбор тем проектных работ для учащихся 14 лет. 1 14.12. 26. Выбор тем проектных работ для учащихся 15-16 лет. 1 16.12. 27. Выбор тем проектных работ для учащихся 15-16 лет. 1 21.12. 28 - 30. Знакомство с основными правилами выполнения школьниками исследовательских работ. 1 23.12.,
28.12., 30.12. 31. Вводный инструктаж по ТБ. Общие обязанности пешеходов. 1 11.01. 32. Утверждение тем проектов исследовательских работ учащихся 14 лет. 1 13.01. 33. Утверждение тем проектов исследовательских работ учащихся 15-16 лет. 1 18.01. 34 – 36. Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме. Индивидуальные консультации. 3 20.01., 25.01., 27.01. 37. Общие обязанности пассажиров. 1 01.02. 38 – 39. Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме. Индивидуальные консультации. 2 03.02., 08.02., 40 – 44. Практические индивидуальные занятия по выбранным темам проектных работ. 5 10.02., 15.02., 17.02., 22.02., 24.02. 45. Мероприятия по предупреждению ДТП. 1 01.03. 46. – 48. Знакомство с основными требованиями по оформлению научных работ. 3 13.03., 10.03., 15.03. 49 – 53. Практическое занятие «Методика оформления проектных работ». 5 17.03., 22.03., 24.03., 29.03., 312.03. 54. Езда на велосипеде. 1 05.04. 55 – 61. Рецензирование работ. 7 7.04., 12.04.,
14.04., 19.04, 21.04,
26.04., 28.04. 62. Запрещающие знаки и их роль в регулировании движения.
Профилактика несчастных случаев на воде. 1 03.05. 63 – 67. Практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ». 5 05.05.,
10.05., 12.05., 17.05., 19.05. 68-69. Научно – практическая конференция. 2 24.05. 70. Подведение итогов. 1 26.05. Материально-техническое обеспечение:
компьютер, проектор, экран, географические карты
Литература:
Берляндт А.М. Геоэконика. М., 1996.
Юолысов С.И., Гладккевич Г.И., Зубаревич Н.Б. и др.. География:1000 вопросов и ответов. М., 1998.
Воляновский Л. Материк, переставший быть легендой. М., 1990.
Географицеский справочник ЦРУ за 2005 год. Екатеринбург, 2005.
географический энциклопедический словарь. М., 2005 г.
Гладкий Ю.Н., Чистобаева А.И. Регионоведение. М., 2003.
глобализация и Россия. М., 2004.
Глушкова В.Г., Симагин Ю.А..Экономическая и социальная география мира: тесты и задания. М., 2000.
Гумилев Л.Н. этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
Домогацких Е.М. Моя география. М., 2005.
Кузнецов А.П. экономическая и социальная география мира: книга для учащихся 10 класса. М., 2000.
Кулик С.Ф. Черный сфинкс. М., 2000.
Кусков А.С., Понукалина О.В. Социально-экономическая и политическая география мира и России. М., 2005.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.2004.
Максаковский В.П. Историческая география мира. М. 1997.
Машиц Я.Г. Основы страноведения. М., 1999.
Мир в цифрах – 2005.
Овчинников В.В. Калейдоскоп жизни. М., 2006.
Романова Э.П., Куликова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М., 1993.
Родионова И.П., Бунакова Т.М. Экономическая география мира. М., 2001.
Страны, народы, цивилизации: энциклопедия для детей. Т.13. М, 1999.
Сайты в Интернете.
География RGO.ru httpHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"://HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"wwwHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"/HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"rgoHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl".HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"ruHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"/HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"geoHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl".HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"phpHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"?HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"kHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"=HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"fizgeoHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"/HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"globalHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"&HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"fHYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"=HYPERLINK "http://www/rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl"grenlуголок географа http://wwwHYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/".HYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/"geografHYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/"_HYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/"ruHYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/".HYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/"narodHYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/".HYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/"ruHYPERLINK "http://www.geograf_ru.narod.ru/"/Всемирная география http://www.HYPERLINK "http://www.wgeo.ru/"wHYPERLINK "http://www.wgeo.ru/"geoHYPERLINK "http://www.wgeo.ru/".HYPERLINK "http://www.wgeo.ru/"ruHYPERLINK "http://www.wgeo.ru/"/Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие. http://wwwHYPERLINK "http://www.outdo_ors.ru/unesko/index.php".outdo_ors.ru/HYPERLINK "http://www.outdo_ors.ru/unesko/index.php"uneskoHYPERLINK "http://www.outdo_ors.ru/unesko/index.php"/HYPERLINK "http://www.outdo_ors.ru/unesko/index.php"index.phpГеографическая энциклопедия http://www.geoHYPERLINK "http://www.geoman.ru/"manHYPERLINK "http://www.geoman.ru/".HYPERLINK "http://www.geoman.ru/"ruHYPERLINK "http://www.geoman.ru/"/География.ру. Страноведческая журналистика. http://www.geografHYPERLINK "http://www.geografia.ru/"iaHYPERLINK "http://www.geografia.ru/".HYPERLINK "http://www.geografia.ru/"ruHYPERLINK "http://www.geografia.ru/"/Все о географии http://www.geoHYPERLINK "http://www.geosite.com.ru/"siteHYPERLINK "http://www.geosite.com.ru/".HYPERLINK "http://www.geosite.com.ru/"comHYPERLINK "http://www.geosite.com.ru/".HYPERLINK "http://www.geosite.com.ru/"ruHYPERLINK "http://www.geosite.com.ru/"/Вокруг света. http://wwwHYPERLINK "http://www.vokrugsveta.ru/".HYPERLINK "http://www.vokrugsveta.ru/"vokrugsvetaHYPERLINK "http://www.vokrugsveta.ru/".HYPERLINK "http://www.vokrugsveta.ru/"ruHYPERLINK "http://www.vokrugsveta.ru/"/Клуб GEO/http://www.geo.ru/