Программа школьной службы примирения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТОГО ТИПА
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОТКРЫТОГО ТИПА»
ПРОЕКТ
«Усовершенствование работы ШСП»
АВТОРЫ:
Бражникова Э.Н.
Редькина Е.В.
Березина И.В.
Лысьва 2015г
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В настоящее время в России очень остро стоит вопрос о росте молодежной преступности.
Государство и общество предпринимают различные действия, направленные на решение этой проблемы. Созданы организации и учреждения, задача которых – профилактика преступности несовершеннолетних. Профилактикой и ресоциализацией занимаются специалисты многих учреждений – социальные педагоги и психологи в школах, социальные работники учреждений соцзащиты и т.д. Все они понимают, что в случаях отклоняющегося и противоправного поведения подростков наилучшим результатом было бы не доведение дела до судебного преследования или постановки на учет в КДН. Они проводят с подростками беседы, тестируют их. Встречаются с их родителями, помогают в решении материальных проблем семьи, успеваемости и посещаемости уроков и т.д.
Учебные заведения стараются не выносить свои конфликтные ситуации вовне, разбирая их внутри школы. Способом разрешения конфликтных ситуаций в школьной среде является создание школьных служб примирения (ШСП), действующих на основе принципов и технологий восстановительного правосудия. Восстановительные технологии (ВТ) позволяют разрешать конфликтные ситуации путем создания условий для диалога между конфликтующими сторонами при поддержке нейтрального посредника (ведущего программы). На программах восстановительного правосудия обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией. Так же обсуждается возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и, то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.
Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.
Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Усовершенствование работы ШСП через обучение подростков восстановительным технологиям.
ЗАДАЧИ
Развить коммуникативные навыки учащихся.
Ознакомить подростков с понятием «конфликт» и особенностями восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций.
Обучить подростков основам проведения программы примирения с использованием ВТ.
Сформировать команду учащихся для работы в ШСП.
Способствовать процессу самопознания и самореализации.
Обучение подростков восстановительным технологиям осуществляется следующими методами:
Ролевая игра
Групповая дискуссия
Импровизация
КСО (коллективный способ обучения)
Тематический рисунок
Проблемные лекции
Рефлексия
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
МЕРОПРИЯТИЕ СРОК
Реклама ШСП
Январь
Анкетирование учащихся
Январь
Создание команды из учащихся
Февраль
Знакомство участников команды друг с другом
Февраль
Общение – жизнь … (развитие коммуникативных навыков)
Март
Конфликт – это … (расширение понятийного аппарата)
Апрель
Знакомство с ВТ (этапы и принципы проведения)
Май
Отработка основных приемов ведущего
Сентябрь - октябрь
Отработка навыков ВТ через ролевую игру
Ноябрь - декабрь
Рефлексия проделанной работы
Декабрь
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения учащиеся должны знать:
Понятийный аппарат, принятый в конфликтологии;
Основные понятия восстановительного подхода в медиации;
Понимать механизм работы эмоций человека;
Приемы активного слушания;
Алгоритм проведения восстановительной программы;
Направления развития ШСП.
Предполагается, что учащиеся должны уметь:
Определять стили разрешения конфликтов;
Владеть техникой управления эмоциональным состоянием собеседника;
Проводить программы примирения;
Оформлять документацию по отработанному случаю;
Участвовать в деятельности ШСП;
Аргументировать и представлять свою точку зрения;
Вести дискуссию;
Участвовать в социально-значимой деятельности;
Строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Участвовать в школьном самоуправлении.
Эффективность проекта будет оцениваться следующими критериями
Снижение количества и доли внутришкольных конфликтов, которые были разрешены с использованием технологий восстановительного правосудия.
Восстановление чувства справедливости и безопасности детей-жертв правонарушений, получивших удовлетворение, снижение чувства враждебности и угрозы со стороны детской среды.
Деятельностное раскаяние детей-правонарушителей, возмещение вреда, который был причинен за счет совершенного ими правонарушения.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Внедрение новых технологий в процесс формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся школы;
Расширение круга участников проекта.
ИСТОЧНИКИ
Вестник восстановительной юстиции №4, М., 2002 (Восстановительное правосудие)
Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними. Рабочая тетрадь. - Пермь, 2015
Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Карманная книжка ведущего восстановительных программ. – М.: издание осуществлено в рамках проектов «Восстановительное правосудие в России», 2004
Панова А.А. Восстановительный подход в работе специалистов системы профилактики правонарушений и поддержки социализации несовершеннолетних. – М.: МОО «Центр судебно-правовая реформа. 2004
Сборник материалов «Школьные службы примирения: методы, исследования, процедуры». Москва, 2012
Приложение №1
Игры на знакомство.
Цель этих игр – помочь детям запомнить имена друг друга.
Снежный ком
Играющие встают в круг, и первый ребёнок называет своё имя. Второй называет имя первого и своё. Третий имя первого, второго и своё. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личное качество (вариант – начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.
Знакомство по кругу
Играющие встают в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу. Получивший пары в течение двух-трёх минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.
Игры на общение.
Цель этих игр – сблизить подростков, помочь им преодолеть смущение, чтобы они могли спокойно обратиться к любому из ребят с вопросом, просьбой, предложением и т. д.
Поздороваться за руку с максимальным количеством людей
Каждый должен за определённое время (1-3) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть своё имя. Можно оговорится то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20? Выявляются несколько рекордсменов.
Близнецы
Задача каждого найти человека родившегося в один день или с разницей в несколько дней, поговорить с этим человеком и расспросить обо всём. Выиграет пара, у которой наименьшая разница. Они могут выйти перед всеми и рассказать все, что знают о своём «близнеце»
До чего же мы похожи
Ребята собираются в группу по цвету одежды(обуви, глаз), длине волос(рукавов), количеству братьев(сестёр, пуговиц на одежде, головных уборов) и т. д. Критериев можно придумать множество, и чем они будут, тем более увлекательно пройдет игры. Собравшись, команда должна хором прокричать своё название или спеть песню. Вариант для группы, где есть дети с одинаковыми именами: собраться в группы по именам и хором прокричать своё имя. Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
Игры на сплочение команды.
Цель этих игр - помочь детям узнать лучше друг друга, сплотиться. Уверены, что они будут полезны даже в тех коллективах, где ребята уже давным-давно знакомы.
Три истории
Каждый ребёнок должен рассказать три истории из своей жизни (например, что случилось на каникулах). Две настоящие и одну выдуманную. Все остальные должны угадать, какая же история выдумана.
Паспорт
Для игры понадобится бумага, карандаши. Каждый ребёнок получает задание сделать паспорт (картонная карточка), в котором содержится небольшая информация о владельце (5-8 фактов). Каждый факт(внешность, интересы, особенности характера) описывается в одном предложении. Готовые паспорта складываются в большую шляпу или коробку и перемешиваются. Каждый участник вытягивает один паспорт и по данным, которые в нём описаны, старается узнать, о ком идёт речь. Если он не может догадаться, то к угадыванию подключается вся группа.
Я никогда не
Для игр необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички или другие небольшие одинаковые предметы.
Первый игрок говорит: «Я никогда не…» Дальше он называет то, чего никогда не делал в своей жизни (игра на честность)
Например:
Не держал кошек в доме;
Не падал с кровати;
Не обманывал взрослых;
Не пел в хоре и т. д.
Допустим, игрок сказал: «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, чего никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, чего он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.
Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.