Час общения Конфликт и пути его разрешения
«Конфликт и пути его разрешения»
Воспитатель высшей категории Петухова Г.К.
Цели:
Развитие у учащихся класса коммуникативных способностей, умения общаться в группе.
Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
Задачи:
ознакомление учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт», «компромисс»;
формирование представления о различных видах общения;
развитие познавательного интереса, способностей к рефлексии, эмпатии, толерантному поведению;
воспитание уважительного отношения к окружающим;
формирование социально одобряемых форм поведения.
Методики и технологии:
технология личностно-ориентированного подхода;
игровые технологии;
технология деятельностного подхода;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии педагогики сотрудничества;
технологии здоровьесбережения В.Ф.Базарного.
Оборудование:
Презентация и медиапроектор.
Четыре макета человечков, маркеры или цветные карандаши.
Энциклопедия или толковый словарь.
Правила работы в парах.
Распечатка правил бесконфликтного поведения, 12 правил Карнеги.
Форма проведения: час общения.
Участники: учащиеся 4 класса.
Организационный момент.
(Слайд 2)
Воспитатель. Сегодняшний разговор мы начнём с восточной притчи:
«У мудреца однажды ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих иль нет?
Ладони в этот миг немножко сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснула искорка у мудреца в глазах:
-Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!»
Результат нашей с вами работы в наших руках, т.е. зависит от нас. Я хотела бы, чтобы каждый из вас раскрылся на занятии, как эти цветы.
(Слайд 3) Цветы распускаются
I. Актуализация знаний для дальнейшего изучения материала.Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия» (Слайд 4)
Воспитатель. Представим себе, что все мы – отдельные звёздочки. Звёзды могут объединяться в созвездия. Число звёзд в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединяетесь в «созвездия» по три человека. Объединяться можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами и т.д. (Музыкальное сопровождение)
Как сейчас мы объединились в разные «созвездия», так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, семейными ценностями и праздниками. Сам же человек неповторим, и у него есть свои отличительные черты: личные особенности, характер, темперамент.
- Представьте, что сейчас перед вами лужа. Что вы видите в ней? (Слайд 5)
(Свободные высказывания воспитанников: грязь, дома, солнышко, деревья и т.д.)
- Спасибо.
Обсуждение.
- Совпали ваши мнения? (Слайд 5: деревья, солнышко, дома, грязь.)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод:
На один и тот же предмет мы смотрим по-разному.
- Почему?
Ученики. У всех разное мнение, разные взгляды. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
II. Формирование подходов к решению проблемы.
Воспитатель.
- Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?
Ученики.
- Нужно быть добрым. Например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
- Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.
- Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят, и т.д.
Воспитатель.
- Объединим все ваши высказывания в одно правило, прочитаем его все вместе:
«Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо». (Слайд 6)
- А всегда ли получается понимать друг друга?
- К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
Ученики.
- Непонимание ведёт к спорам и ссорам.
Воспитатель.
- А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)
- Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.
- Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь. (Слайд 7)
Два козла.
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Воспитатель.
- Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей)
- Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет отношения кулаками?
- А как бы вы назвали такое общение? (Свободные высказывания учащихся: ссора, драка и т.д.)
- Выберите из группы слов слово, по вашему мнению, подходящее для такого общения:
Конфликт Сотрудничество Уступка Мирные переговоры. (Слайд 8)
- Ссора легко может перерасти в конфликт.
III. Формулировка задачи.
Воспитатель.
- Мы с вами подошли к тому, чтобы сформулировать тему нашего занятия. (Конфликт и пути его разрешения) (Слайд 9)
- Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить для изучения данной темы? (Высказывания детей)
- Мы должны не только рассмотреть само понятие «конфликт», но и узнать:
- что такое конфликт;
- каковы его последствия;
- пути его разрешения;
- где понадобятся знания этой темы.
(Слайд 10)
Свободные высказывания детей. Примерные ответы: в жизни, в отношениях между людьми, в классе, в семье.)Воспитатель.
- У вас вся жизнь впереди, важно для вас уметь ладить с людьми, не конфликтовать. Узнать, что такое конфликт, вам поможет первое задание. Я предлагаю сейчас поработать в группах. При работе в группах надо соблюдать определённые правила. Давайте их озвучим:
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
- Прошу тишины (поднятая рука).
Приступим к работе. Каждая группа получает своё задание: (Слайд 11)
1-я группа – найдёт, что такое «конфликт», в словаре Ожегова;
2-я группа – использует другой словарь, энциклопедию;
3-я группа – обратится к взрослым;
4-я группа – даст своё определение.
Озвучивание ответов каждой группой.
IV. Решение задачи.
Воспитатель.
- Каковы последствия конфликта, если человек всегда спорит, никому не уступает?
(Человек несчастен. По своей природе человек нуждается в общении, а его у него не будет.)- Начинаем работу в группах. Каждая группа получает своё задание: (Слайд 12)
1-я группа нарисует человека в ссоре;
2-я группа – нарисует человека в драке;
3-я группа нарисует человека, который не дерётся;
4-я группа нарисует человека, у которого всё хорошо.
(Предложить образцы – слайд 13)
- Давайте посмотрим, что получилось. Посмотрите, пожалуйста, какие люди вам нравятся больше? Почему?
- Что будет, если таких людей в коллективе двое? А если весь класс? (Свободные высказывания детей)
- Тема, о которой мы сейчас с вами беседуем, актуальна во всём мире: люди хотят избежать конфликтов в семье, стране, государстве.
-Как вы думаете, что надо делать, чтобы таких конфликтных ситуаций не было? (Свободные высказывания детей)
- А сейчас мы с вами потренируемся выходить из конфликтных ситуаций. На обсуждение ситуации даётся две минуты.
Ситуация 1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул и сбил вас с ног. Как вы поступите?
А) Будете плакать,
Б) ударите его,
В) сделаете замечание,
Г) не скажите ничего,
Д) пожалуетесь учителю?
- У кого есть своё мнение?
Ситуация 2. Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.
Два козлика. (Слайд 14) Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
Воспитатель. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
«Дракой прав не будешь» - говорит нам пословица.
(На доске появляется правило: (Слайд 15) «Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков»)- Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным. (На доске появляется следующее правило: (Слайд 16) «В споре будь сдержан и тактичен»)Ситуация 3. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон. Без разрешения стал звонить своим друзьям. Как ты поступишь? (Обсуждение)
Ситуация 4. Перед сном ты часто играешь в компьютерные игры. Это занятие захватывает тебя настолько, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями. Что делать? (Обсуждение)
Воспитатель. - Молодцы, вы правильно поступили.
- Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы детей)
Физминутка.(Слайд 17) – Встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах.
Обсуждение.
- Что заметили? (Было легче в парах)
- Почему? (Было на кого опереться)
- Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, кому довериться)
Воспитатель. – Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Посмотрим сказку «Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры. (Слайд 18)
Две козы.
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть? Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё прошла. И обе остались целы.
Воспитатель. – Как козам удалось избежать конфликта?
Дети. – Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.
Воспитатель. – Наши герои смогли договориться. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» - говорит пословица. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что предложить помириться первым значит проявить слабость характера. А вы как думаете?
(Ввыслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешить конфликт с помощью взаимных уступок, путём компромисса.)
- Как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?
Дети. – Можно обратиться к какому-нибудь авторитетному человеку за советом.
Воспитатель. – Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На доске появляется правило: (Слайд 19)
«Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс».) Воспитатель. – А ещё помогает разрешить конфликт чувство юмора. Нужно относиться в целом к людям так, как ты хочешь, что бы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения. (На доске появляется правило: (Слайд 20) «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».)V. Подведение итогов.Воспитатель. – Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон, мнений, сил.
- Мы поняли, что конфликтный человек лишается общения, здоровья.
- Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора.
- Прочитайте правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.
Правила бесконфликтного общения (Слайд 21)
1.Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
3. В споре будь сдержан и тактичен.
Воспитатель. (Слайд 22) – В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого…».
- Мне сегодня очень приятно было общаться с вами. Спасибо. (Слайд 23)
- Хочу подарить вам 12 правил известного психолога Дейла Карнеги, который советует, как надо вести себя в конфликтной ситуации. (Раздать распечатки)