Конфликт и пути его разрешения


«КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ» (слайд 1)
Занятие – тренинг
Цель: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения. (слайд 2)
Прохладные отношения между людьми
возникают вследствие взаимных трений.
Что ты скажешь на это, физика?
Станислав Ежи ЛецПослушайте одну довольно известную притчу: «Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево». Оказывается, можно решить проблему.
Вы можете спросить, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда?
Возможные варианты ответов: применить силу, уступить, договориться и т.п.
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.
На ваш взгляд, что такое «конфликт»?
Возможные варианты ответов: спор, разногласия, противоречия и т.д.
Вы правы. Давайте посмотрим на доску.
Конфликт-это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов. (слайд 3)
Работа в группах: обсуждение
« Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате».
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?

Итак, давайте рассмотрим структуру конфликта.(слайд 4)
Определение основных структурных элементов конфликта
Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Сейчас, предлагаю немного отдохнуть, выполнив небольшую физкультминутку.
Физкультминутка (зарядка для глаз):
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути, а лишь глазами осторожно, ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме.
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Рассмотрим основные виды конфликтов:
Классификация конфликтов (слайд 5)
Личностный. На уровне сознания индивида, т.е.с самим собой
Межличностный. Разногласия между двумя и более членами одной группы.
Межгрупповой. Между группами индивидов.
Конфликт с внешней средой. Индивид испытывает давление извне (прежде всего со стороны социальных норм и предписаний).
Обратите внимание на иллюстрации. Ваша задача состоит в том, чтобы попробовать определить к какому виду конфликта относится каждая картинка.
(слайд 6)




К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него.
Поделитесь своим опытом.
Возможные варианты ответов: Применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д.
Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте.
(слайд 10)
Стратегия поведения в конфликте – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.
Определяют пять основных стратегий поведения: (слайд 11)
1) сотрудничество;
2) компромисс;
3) избегание;
4) приспособление;
5) соперничество.
Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по этому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.
Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.
При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.
Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.
Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.
Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?
Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться со стратегией поведения в конфликтной ситуации я предлагаю вам пройти несложный тест. Результаты вы узнаете после прохождения теста.
Оценка результатов теста
Большая часть ответов под буквой:
a - Свое недовольство скрываете в себе, если что-то не по Вашему, то идетличностный конфликт. Внешнего проявления избегаете.
b - Вы способны на рациональный конфликт, давая противнику возможность
высказаться в свою защиту. Все конфликты решаете путем соглашений.
c – Чаще всего вы являетесь зачинщиком конфликта, и этот конфликт строится на ваших эмоциях.
Конфликтная личность (Тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или тактичности) (слайд 12)
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы
предпринимаете?
a. Избегаете вмешиваться в ссору
b. Можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего или того, кто
прав
c. Всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения
2. Любите ли вы спорить со своими друзьями?
a. Только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши
отношения
b. Да, но только по принципиальным, важным вопросам
c. Вы спорите со всеми и по любому поводу
3. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваши действия?
a. Считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь
b. Возмущаетесь, но про себя
c. Открыто высказываете свое негодование
4. Представьте: подруга постоянно говорит вам о необходимости экономии и
бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие
вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей
скажете?
a. Что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие
b. Говорите, что эта вещь безвкусна
c. Постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого
5. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
a. Думаете: "Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо
воспитанных озорников?"
b. Делаете им замечание
c. Если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали
9. В кафе вы замечаете, что официант обсчитал вас?
a. Вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он
поступил честно
b. Попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму
c. Это будет поводом для скандала
10. Вы на отдыхе. Администратор занимается посторонними делами, сам
развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит зауборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это?
a. Да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд
ли что-то изменит
b. Вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или
даже уволят с работы
c. Вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах,
официантках_
Итак, сегодня мы познакомились с таким понятием как «конфликт». Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что
побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто
сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.