Методическая работа в СПО – показатель инновационности учебного заведения

Л.В. Гребенникова
Методическая работа в СПО – показатель инновационности учебного заведения

В статье рассматриваются вопросы организации методической работы с педагогическими кадрами в образовательной организации среднего профессионального образования. Итогом данной работы является содействие подготовке высококвалифицированного младшего специалиста.
Ключевые слова: опыт, средства, учебно-методическая работа

Благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного установления конечной цели разного рода деятельности, нахождение соответствующих средств, которые приходят к конечной цели.
Аристотель

Для того, чтобы вооружить студентов крепкими и сознательными знаниями, педагог должен сам быть подготовленным к такой работе:
– в совершенстве знать дисциплину, которую преподаёт;
– знать новинки психолого-педагогической науки;
– владеть методикой обучения и воспитания студентов.
При этих условиях важное значение имеет организация систематической работы по повышению квалификации педагогических кадров. Формы организации достаточно разнообразные, но одно из ведущих мест занимает научно-методическая работа. Она осуществляется по месту педагогической деятельности и является той лабораторией, без которой невозможно эффективное применение других форм работы по повышению квалификации.
Накопленный опыт даёт возможность сделать вывод, что результативность достигается путём активизации учебного процесса, использования и внедрения таких активных форм и методов обучения, как семинарские и практические занятия, дискуссии, моделирования практических ситуаций.
Итогом научно-методической работы является содействие подготовке высококвалифицированного младшего специалиста.
Научно-методическая работа – это целостная система повышения научно-теоретического и общекультурного уровней, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства преподавателей, формирования у них готовности к самообразованию и саморазвитию.
Изучения лучшего опыта работы преподавателей, его анализ и внедрения в практику всего передового является основой научно-методической работы.
Большая роль научно-методической работы в повышении деловой квалификации преподавателей, успех в работе всего педагогического коллектива зависит от удач и неудач каждого преподавателя. Опыт лучших преподавателей следует сделать достоянием всех.
Серьёзное внимание следует уделять открытым занятиям. Результаты обсуждения открытых занятий должны быть достоянием всех, кроме того необходимо подбирать специальную методическую литературу (статьи из журналов, газет, монографии, брошюры по современной методике преподавания). Преподаватели, которые присутствуют на таких занятиях, изучая тот или иной материал, должны делать записи. Така подготовка преподавателя даёт возможность: во-первых, избегать недочётов в методике проведения занятий; во-вторых, значительно активизировать изучение лучшего опыта.
Открытые занятия имеют своё особенное призвание, ведь преподаватели идут к своему коллеге с целью увидеть новую, но уже хорошо отработанную методику, которая даёт высокий конечный результат, ибо их приглашают на открытое занятие-эксперимент, когда новая методика, приём только складывается, у преподавателя есть исследовательское задание и способы его решения, но конечный результат неизвестен.
Традиционно открытое занятие – это занятие, на котором присутствуют преподаватели-коллеги, представители администрации. Преподаватели проводят открытые занятия по сложным темам учебных программ с целью демонстрации и распространения эффективных приёмов учебно-воспитательной работы, удачного определения методической цели урока. Всё это должно быть зафиксировано в планах работы цикловых комиссий. Это зависит от опыта педагога, который проводит открытое занятие, а также от проблемы, над которой работает цикловая комиссия. Определение методической цели занятия целесообразно потому, что она обязывает преподавателя более целенаправленно готовиться к занятиям. Проводить его так, чтобы более рельефно показать свой опыт. Одновременно, определение методической цели открытого занятия делает более целенаправленным наблюдения преподавателей. Они имеют возможность понаблюдать, как она реализуется на занятии. Всё это повышает эффективность открытого занятия, содействует изучению лучшего опыта.
Во время проведения открытого занятия коллеги являются не просто наблюдателями, а соучастниками, советчиками.
В журнале учёта работы цикловых комиссий, в частности, в протоколах записывают самоанализ занятия, сделанный преподавателем. Открытое занятие – форма активного методического обучения, которая содействует внедрению достижений педагогической науки в практику и активного распространения лучшего опыта, что, по существу, повышает эффективность научно-методической работы.
Наукой установлено, что в условиях обучения познавательные возможности студентов развиваются интенсивнее, чем за другими полезными занятиями. Современность требует разработки такого содержания учебно-воспитательного процесса, в котором учитываются не только научные знания, но и приёмы и методы познания, которые содействуют претворению обучения на процесс создания знаний.
Методическая работа в колледже – это комплекс мероприятий, направленных на:
– обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией;
– повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов;
– усовершенствование всех форм, видов и методов учебной работы с учётом внедрения в учебный процесс информационных и компьютерных технологий.
Решение задач, которые обеспечивают достижение целей методической работы, могут осуществляться в таких формах:
– учебно-методическая работа – направлена на усовершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение рекомендаций, выработанных в результате выполнения методической работы, повышения педагогической квалификации преподавательского состава;
– методическая работа – на основе обобщения передового опыта имеет цель и перспективное развитие процесса обучения, усовершенствование содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса;
– организационно-методическая работа, которая охватывает мероприятия по управлению методической работой.
Методическая работа стимулирует каждого преподавателя к повышению своего профессионального уровня, содействует взаимному обогащению членов коллектива педагогическими находками, даёт возможность молодым учиться педагогическому мастерству у старших и более опытных коллег, обеспечивает поддерживание в педагогическом коллективе духа творчества, желание поиска.
С целью проведения учебной и методической деятельности, повышения профессионального мастерства, внедрения достижений педагогической науки, эффективности применения современных форм, методов и средств обучения преподаватели колледжа объединены в шесть цикловых комиссий, четыре из которых являются специальными.
Руководство работой цикловых комиссий осуществляют председатели комиссий, которые избраны с наиболее компетентных преподавателей, которые постоянно стремятся сформировать нового человека с новым стилем мышления, готового войти без особенной психологической подготовки в активную деятельность.
Основная цель работы цикловых комиссий – повышение уровня успешности студентов и улучшения качества подготовки специалистов, усиления индивидуального подхода, развития творческих способностей будущих специалистов, привитие любви к избранной профессии.
Достижению поставленной цели содействует:
– учебная работа, направленная на усовершенствование содержания образования и воспитания студентов;
– методическая работа каждого преподавателя комиссии;
– применение новых педагогических технологий;
– организация самостоятельной работы студентов.
Средство реализации учебно-воспитательных целей, которые стоят перед цикловой комиссией – методическая работа, которая проводится в индивидуальной и коллективной формах, которые различаются между собой используемыми приёмами, одинаково направленными на совершенствование мастерства преподавателя и педагогического коллектива вообще. Эта работа должна носить системный, целенаправленный характер.
Для предоставления преподавателям помощи по обновлению педагогических знаний, повышению профессиональной квалификации и педагогического мастерства комиссии организовывают следующие мероприятия:
– обсуждение индивидуальных планов, творческие отчёты преподавателей;
– подготовка преподавателями методических докладов по актуальным вопросам образования и воспитания;
– вовлечение преподавателей к участию в подготовке научно-методических конференций;
подготовка преподавателями авторских методических разработок;
– изучение и внедрение новых технологий обучения.
Большое внимание цикловые комиссии уделяют изучению и обобщению лучшего педагогического опыта педагогов.
Внедрение новых педагогических технологий, изменение акцентов в целях обучения требует получения большего эффекта от методической работы. Для изучения эффективности работы преподавателей, установления уровня оптимальности новых форм и методов учебно-воспитательного процесса и целесообразности их внедрения, определения причин, которые порождают недочёты в процессе обучения и воспитания, в цикловых комиссиях необходимо организовывать педагогические исследования.
Педагогические исследования – многоплановый и сложный процесс, который предусматривает накопление, анализ и научную обработку фактов, которые отображают состояние обучения и воспитания. Объектами педагогических исследований должны быть определены проблемы, которые ставят новые вопросы, проявляют противоречия между старым и новым.
Целесообразно проводить совместные заседания комиссий. На таких заседаниях можно рассматривать вопросы, которые заинтересуют всех преподавателей:
– адаптация студентов нового приёма к обучению;
– целесообразность, организация и методика проведения бинарных, интегрированных занятий;
– единые требования к контролю и оценке знаний студентов;
– методика организации самостоятельной учебной деятельности студентов;
– единый подход к системе патриотического и нравственного воспитания студентов.
Методические недели цикловых комиссий, в течение которые проводятся мероприятия, которые раскрывают уровень методической работы преподавателей и её разнообразие. В программу неделей следует включать: открытые заседания комиссии, выставки творческих работ, конкурсы, тематические конференции, беседы за круглым столом.
Дискуссионный клуб цикловых комиссий – это форма свободного общения преподавателей смежных дисциплин. На заседании клуба происходит свободный обмен мнениями опытом работы. Здесь нет заранее подготовленных докладов, решений. Такая форма работы содействует внедрению демократических принципов в работу цикловых комиссий.
Для начинающих преподавателей можно организовать „методические посиделки”, потому что они требуют особенного внимания, корректных советов, спокойного общения, чтобы помочь постичь тайны педагогической профессии. Здесь царит атмосфера открытости, простоты и доброжелательности. Удачной находкой нестандартной формы методической работы является методический фестиваль. Это форма более высокого профессионального уровня ставит целью обмен опытом, использование новых педагогических идей и методических приобретений. Фестиваль активизирует творческую инициативу, повышает усвоение теоретических знаний и профессиональных умений, двигает к самообразованию и самосовершенствованию педагогов.
В виде примера, предлагается методический фестиваль „Интерактивные методы обучения”, который может существенно разнообразить, а также продемонстрировать профессиональный уровень учебно-методической работы цикловых комиссий.
Думается: качество, результаты учебно-воспитательного процесса зависят, прежде всего, от преподавателя, его теоретической подготовки, педагогического и методического мастерства.
Программа презентационного тренинга методического фестиваля
«Интерактивные методы обучения»
Дата проведения тренинга ___________________
Место проведения __________________________
Количество участников _____________________
Цель тренинга: повышение уровня информированности преподавателей об интерактивных методах обучения.
Задачи тренинга:
1. Формирование мотивации к внедрению интерактивных методов обучения.
2. Ознакомление с опытом работы преподавателей цикловой комиссии.
3. Ознакомление с особенностями внедрения интерактивных методов обучения.
4. Привлечение преподавателей к инновациям в подготовке будущих профессионалов.
Количество тренеров: 1 человек.
Помещение: просторная комната, в которой четыре стола и стулья, выставленные в форме круга, стол для тренера.
Структура тренинга «Интерактивные методы обучения»
1. Приветствие участников, представление тренера, презентация проекта, программы тренинга, целей и задач (5 минут).
2. Определение ожиданий участников. На доске символически нарисована гора, а ожидания участников записаны на липучих бумажках, расположенных у её подножия. По окончании тренинга участникам предлагается проанализировать, какие ожидания осуществились, и перенести их на вершину данной горы (5 минут).
3. Принятие правил работы в группе (5 минут).
4. Упражнение 1. Самопрезентация преподавателя (5 минут).
5. Упражнение 2. Моё педагогическое кредо (10 минут).
6. Электронная презентация проекта „Интерактивные методы обучения” (15 минут).
7. Упражнение 3. „Я считаю ” (7 минут).
8. Упражнение 4. „Семь качеств” (10 минут).
9. Упражнение 5. „Мои ожидания от тренинга” (5 минут).
10. Подведение итогов тренинга.
Содержание упражнений
Упражнение 1. Участникам предлагается в течение 30 секунд продолжить одну из фраз:
«Обо мне как преподавателе следует знать »,
«Я преподаватель ».
Упражнение 2. Участникам предлагается ответить на вопрос: „С какой целью вы внедряете на своих занятиях интерактивные методы обучения?”. Вопрос для обсуждения: „Как вы считаете, для чего мы выполняли это упражнение?”.
Упражнение 3. Участникам предлагается разбить лист на две части. В одной части листа записать достижения, а в другой – недостатки во время внедрения интерактивных методов обучения.
Упражнение 4. Участникам предлагается в течение 30 секунд записать семь качеств, необходимых преподавателю для уменьшения количества недостатков во время внедрения интерактивных методов. Потом – объединиться в группы по три преподавателя и составить общий рейтинг перечисленных качеств. В ходе дальнейшего общего рассуждения лидеры групп должны прийти к одному мнению и представить итоговый вариант семи необходимых качеств для внедрения интерактивных методов обучения.
Упражнение 5. Участникам предлагается продолжить фразу: „На этом тренинге я ”.
Многолетний опыт работы цикловых комиссий доказывает, что необходимо планировать взаимопосещение учебных занятий. Это содействует эффективной самообразовательной работе преподавателя, даёт возможность посещать молодыми малоопытными преподавателями занятий и внеклассных мероприятий опытных с целью изучения их деятельности. С другой стороны, цель посещения опытными преподавателями занятий молодых преподавателей – предоставление им товарищеской, профессиональной помощи. Как правило, эти взаимопосещения обогащают научно-методическую работу образовательной организации.
Преподаватели направляют работу на изменение акцентов в учебном процессе, не отказываясь от традиционных форм, внедряют инновационные технологии обучения, интерактивные формы сотрудничества со студентами, претворяя их в активные субъекты обучения.
Особенное внимание уделяется внедрению информационных технологий и использованию возможностей локальной сети колледжа и Internet, а также овладению новейших научных достижений с вовлечением в эту работу талантливой студенческой молодёжи.
Заинтересовать, а не дать знания в готовом виде – всегда было целью дидактики и теории воспитания. Эта задача рассматривалась педагогами в течение не одного столетия. Педагоги колледжа не стоят в стороне данного вопроса, а находятся в постоянном поиске путей и методов повышения познавательного интереса, а также выявления методов и приёмов формирования интереса, как ценной черты личности и основы успешности.
В течение учебного года в колледже проводятся педагогические конференции, семинары по педагогическому мастерству, семинары для начинающих педагогов и т.д.
Преподаватели активно внедряют в учебно-воспитательный процесс мультимедийные и информационно-коммуникационные технологии обучения.
Важное направления в развитии творческого мышления и выявления талантливой молодёжи – проведение олимпиад по учебным дисциплинам и специальностям, конкурсы – защиты курсовых проектов, производственных практик, что объективно выявляет одарённую и способную молодёжь уже на первых курсах обучения.
Задачи, содержания и формы научно-методической работы требуют постоянного развития и дальнейшего поиска эффективности усовершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.
«Двадцать первый век уже родился, он сидит перед нами за партами, и необходимо, чтобы мы, воспитатели, учителя, вселяли в него мудрость прошлых веков, заботу нашего столетия, идеалы будущего и тем самим воодушевляли его на самоутверждение», – говорил педагог-учёный Ш.А. Амонашвили.


Гребенникова Л.В.,
старший методист
Бахчисарайского колледжа
строительства,
архитектуры и дизайна
15