Разработка классного часа на тему Инвалидность — не приговор
Дворницына Любовь Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Брединская средняя
общеобразовательная школа №97
Челябинской области
Тема: « Инвалидность не приговор»
Цель занятия: Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
Задачи:
Обучающие:
- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
- рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.
Воспитывающие:
- пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
- воспитывать толерантность.
Вступление:
Звучит песня [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А.Романова в исполнении Константина Никольского. (Текст песни на каждой парте)
Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант.Расправил нервною рукой на шее черный бант.Подойди скорей поближе, чтобы лучше слышать,Если ты еще не слишком пьянПрипев:О несчастных и счастливых, о добре и зле,О лютой ненависти и святой любвиЧто творится, что творилось на твоей земле-Все в этой музыке, ты только улови.Вокруг тебя шумят дела, бегут твои года.Зачем явился ты на свет, ты помнил не всегда...Звуки скрипки все живое, скрытое в тебе разбудят,Если ты еще не слишком пьян...Припев:О несчастных и счастливых, о добре и зле,О лютой ненависти и святой любвиЧто творится, что творилось на твоей земле,Все в этой музыке, ты только улови.Устала скрипка, хоть кого состарят боль и страх.Устал скрипач, хлебнул вина - лишь горечь на губах.И ушел, не попрощавшись, позабыв немой футляр,Словно был старик сегодня пьян.Припев:А мелодия осталась ветерком в листве,Среди людского шума еле уловима.О несчастных и счастливых, о добре и зле,О лютой ненависти и святой любви
Беседа с учащимися:
- Отметьте слова, выражения, которые затронули вас.(«звуки скрипки всё живое, спящее в тебе разбудят», «если ты ещё не слишком пьян» «о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви» «что творится, что творилось на твоёй земле, всё в этой музыке – ты только улови» «устала скрипка» «немой футляр» «мелодия осталась».)- Какие образы, мысли вызывают эти строки?
(Талантливая музыка, проникновенный голос скрипки, сравнимый с человеческим, может пробудить дремлющие чувства, заставить задуматься не только о собственной судьбе, а обо всём, «что творится на твоей земле», сделать «соработником». Страшно, если скрипка устанет и замолчит, перестанет «жечь сердца людей». «Немой футляр» укоризненно будет напоминать «сосуд, в котором пустота». Но энергия голоса скрипки, по закону физики, исчезнуть не может, она лишь не слышна из-за шума людского, суета мешает ощутить человеку её чудесные прикосновения к струнам души.)
- А какие важные вопросы в жизни человека ставит автор? Какие строчки песни, по-вашему, самые главные?
(«Зачем явился ты на свет» Человек ответственен за то, что происходит вокруг.)
Учитель: «Ты только улови»,- призывает автор песни. «Улови», - значит старайся услышать главное, не отгораживайся от жизни, от знакомых и незнакомых нам людей, которых мы видим каждый день вокруг себя. Кого-то мы замечаем в толпе, на кого-то не обращаем внимания. К сожалению, мы не задумываемся над тем, что в этом огромном мире людей есть немало тех, кто обделен физическим здоровьем – инвалидов с детства или в результате перенесенных болезней и травм.
- А вы как думаете, кто такой ИНВАЛИД? Попробуйте в течение 1-2 минут сформулировать и дать наиболее точное, на ваш взгляд, определение, кто такой ИНВАЛИД? Запишите ключевое слово для составления кластера на листок.
Учащиеся читают получившееся понятие и составляют кластер.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Инвалид - это слово оставляет у нас ощущение «выключенности» человека из повседневной жизни с ее радостями и огорчениями, словно человек оказался по ту сторону зеркала, где все как всегда, но как бы ненастоящее
Инвалид - это реальный человек, имеющий лицо и характер. В тяжелых условиях, порой катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, эти люди живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способно своим видом вызывать отторжение у здоровых людей. Инвалиды - такие же люди, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей - видеть, слышать, ходить, сидеть. Понимают, что видеть утро, людей, кошек - это здорово. Они намного больше понимают ценность обычных вещей: возможность видеть, слышать, ходить, сидеть
ИНВАЛИД (от лат. invalidus - слабый, немощный) лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность...
Более одного миллиарда человек имеют какую-либо форму инвалидности.
Это соответствует примерно 15% населения мира.
От 110 до 190 миллионов человек имеют очень значительные трудности в функционировании.
Показатели инвалидности растут в связи со старением населения и глобальным ростом заболеваемости хроническими болезнями.
Во всем мире слово «инвалид» считается неполиткорректным.
Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «люди с особыми нуждами», «люди с особыми потребностями», «слабовидящие», «незрячие», «слабослышащие», «человек, использующий в передвижении коляску».
Задумайтесь вот над такими фактами. Многие становятся инвалидами в течение жизни. Более того, это может случиться с каждым. Большинство людей, которые ломают себе спины, занимаясь экстремальными видами спорта – это «молодняк» от 15 до 25 лет, а в результате дорожно-транспортных происшествий в инвалидных колясках оказывается 30-40 тысяч (!) человек в год (!).
Вы видите, что в названии нашего классного часа в конце фразы у нас стоит многоточие: «Инвалидность – не приговор». Это не случайно. Каждый из вас в конце занятия должен сам поставить знак: у кого-то это будет знак восклицания, а кто-то продолжит фразу каким-нибудь высказыванием или словом
Вы все знаете о Конвенции, о правах ребёнка. Есть документ, в котором закреплены права людей с особыми нуждами - это Конвенция о правах инвалидов. Конвенция принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года (на тридцатый день после присоединения или ратификации двадцатью государствами). Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на июнь 2013 года 132 государства и Евросоюз участвуют в Конвенции, 77 государств в Факультативном протоколе[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или научить некоторым словам-жестам.)
В средствах массовой информации часто появляются истории о людях с ограниченными возможностями, которым нужна помощь. Чаще всего бытует мнение, что это несчастные, убогие, нуждающиеся в посторонней помощи, вызывающие чувство жалости и сострадания люди.
Но, оказывается, есть и другие истории Их герои смогли не только преодолеть свою болезнь, но и добиться больших успехов. Примеров много как у нас в стране, так и во всём мире.
«Мозговой штурм»: Можете вы назвать имена известных людей с ограниченными возможностями?
(ответы детей)
Рассказ о некоторых людях,
которые победили свой недуг (просмотр слайдов презентации)
- Да, таких людей действительно много. Это и ОЛЕГ АККУРАТОВ, талантливый музыкант из г.Ейска, который в четыре года проявил свои музыкальные способности, наигрывая на фортепиано услышанные мелодии. Сейчас Олег - Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Он обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, феноменальной музыкальной памятью, исключительным чувством ритма. Его игру отличают высокое исполнительское мастерство и эмоциональность.
Это и ЖЕНЯ ШИРКИНА, она рисует правой ногой, потому что родилась без рук. Начала рисовать с двух с половиной лет. Эта удивительная девочка лепит из глины, рисует красками по ткани, пишет гуашью, акварелью, масляной пастелью, акриловыми красками, занимается фотографией, участвует в конкурсах и фотосессиях.
Это и ЭЙМИ МАЛЛИНЗ, девушка с необычайно красивой внешностью, у которой с детства отсутствуют ноги. Но она не отчаивалась и нарисовала эскизы искусственных ног, по которым ей изготовили ноги для разнообразных жизненных ситуаций. Интересно, что искусственные ноги имеют регулирующуюся длину, что позволяет Эйми менять свой рост. На светских приемах многие посетители и не догадываются, что Эйми ходит с помощью протезов настолько настоящими они кажутся. Протезы изготовлены с высочайшей точностью на них даже видны вены.Удивительная сила воли позволила этой девушке добиться в жизни такого, о чем не мечтают даже и здоровые люди.
А совсем недавно вся страна узнала имя еще одного человека с ограниченными возможностями. Это ДАНИИЛ ПЛУЖНИКОВ, победитель телешоу «Голос. Дети» 2016. Юный житель Сочи выиграл вокальный конкурс. Победу 13-летнему Даниилу, мальчику ростом 110 сантиметров, присудили зрители по итогам SMS-голосования.
Даня Плужников не может нормально двигаться, у него сложный диагноз: спондилоэпифизарная дисплазия верхних и нижних конечностей, ходит Даня на специальных костылях. А все внутренние органы и мозг работают отлично. Он учится в двух школах: общеобразовательной и музыкальной – по классу синтезатора.
Мама Даниила рассказывает, что «до 10 месяцев он развивался нормально, даже с опережением. А потом потихоньку рост начал останавливаться, перестал набирать вес. Врачи успокаивали. Но в полтора года поставили диагноз: спондилоэпифизарная дисплазия верхних и нижних конечностей. В Сочи немного врачей, которые могут помочь нам. Нужен консилиум. Мы делали операции в Москве и Кургане выпрямляли суставы. Но последние полтора-два года он жалуется на суставы. Коленные болят несильно, но тазобедренные больше. Кто-то говорит, что операции и пластины ставить нельзя, потому что у него системное заболевание костей. Есть опасность повредить что-то важное и посадить ребенка в коляску. Этого мы боимся. Хоть Дане и сложно в быту, но он самостоятельный стремится все делать сам. Когда он едет по району на своем скутере и видит старушку, то кладет их к себе и везет ее до дома. Натура у него такая».
Даня профессионально занимается вокалом три года. Недавно начал ездить на музыкальные конкурсы: за первый год получил 11 наград. Теперь у него 21 медаль лауреата первой степени и 7 второй. А петь начал в полтора года. Он лауреат множества российских и международных конкурсов по вокальному мастерству. Играет на синтезаторе. Любит танцевать. Перед слепыми прослушиваниями Даниил рассказал: «Я веселый, общительный, добрый и скромный. Мой маленький рост мне совершенно не мешает в повседневной жизни. Я осознал и начал спокойно относиться к тому, что болею такой болезнью. Бывает, что окружающие смеются, обсуждают меня, есть и такие, кто относится негативно, но мне все равно, я такой, какой есть».
Ученик:
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,Хоть каждый час – паденье и подъем,Под этим старым синим небосклономМы любим жизнь, и жить не устаем.Порой бывает – жизнь сдается черной,И не в туманном сне, а наяву,На дно невзгоды тянут, но упорноМы все же остаемся на плоту.Мы ненавидим, если нас жалеют,И в трудной повседневности своейСтановимся сильней и здоровееПри помощи единства и друзей.Так не пугай нас, трудная дорога.Лютуй зима. Грозой гроза греми.Друзья, мы вместе можем сделать много,Чтобы остаться на земле людьми.Сломать никак несчастья нас не могут,Не стынет на морозе наша кровь,Приходят вовремя всегда нам на подмогу, Надежда, вера, мудрость и любовь! (Стихотворение инвалида Сергея Ольгина).
Рефлексия: Так какой же знак вы поставите в конце слов «Инвалидность не приговор»? Может кто-то из вас сможет продолжить эту фразу?
(ответы детей)
Заключение. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других. От инвалидности не застрахован никто. НО, друзья, хочется еще раз сказать, что инвалидность это не приговор. Это диагноз... заболевание. А душа у нас остается прежней. И не смотрите на реакцию некоторых людей, которые относятся к инвалидам как к прокаженным. Такие люди всегда были и будут. Не стоит на этом зацикливаться. Главное понять, что в мире существует больше отзывчивых, добрых людей, которые выслушают и поймут. Инвалидность – это не приговор, это вызов для человека, который он должен принять, а, приняв, победить!
Прелесть современного мира именно в многообразии. Красота в том, что все мы – люди этой планеты.
А закончить наш классный час мне хочется одной притчей.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Звучит песня в исполнении Ж. Бичевской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ресурсы:
Сайт для инвалидов «Дверь в мир» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оригинал публикации: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИНВАЛИД
отверженность
страдания
одиночество
слезы
калека
боль
Заголовок 115