Отчет о проверке учебно-планирующей документации методического объединения общеобразовательных дисциплин

Отчет
о проверке учебно-планирующей и методической документации преподавателей методического объединения общеобразовательных дисциплин

Согласно графику работы колледжа в период зимних каникул, была проведена проверка учебно-планирующей и методической документации преподавателей методического объединения общеобразовательных дисциплин.
Повышение уровня преподавания во многом зависит от правильного ведения планирующей документации, соблюдения единых требований и порядок ее составления и оформления.
Разработка учебно-планирующей и ведение методической документации является обязанностью преподавателей колледжа, основным направлением их методической работы, объектом педагогического творчества и одним из важнейших критериев педагогического мастерства
1. Общие требования к оформлению документации
Учебно-планирующая документация должна быть представлена на двух языках (рабочая программа по учебной дисциплине и перспективно-тематический план), разрабатываться своевременно, оформляться четко, разборчиво, без подчисток, помарок, вызывающих сомнения в достоверности внесенных данных. Записи в планирующей документации ведутся чернилами или набираются на компьютере (по решению администрации колледжа). Наличие ошибок не допускается. Все внесенные исправления должны быть оговорены и заверены подписями лиц, оформивших документ. За достоверность сведений содержащихся в документах и доброкачественное их оформление, ответственность несут лица, разрабатывающие и утверждающие планирующую документацию.
2. Перечень документов, подвергающихся проверке
Учебно-планирующая документация дисциплины представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, необходимую для методического обеспечения всех видов аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов, а также самостоятельного изучения дисциплины при консультационной поддержке преподавателя. К ней относится:
Рабочая программа
Перспективно-тематический план
Поурочное планирование
Накопительный материал
Рабочая программа по учебной дисциплине - это нормативно-правовой документ,  обязательный для выполнения в полном объеме. Как компонент основной профессиональной образовательной программы, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, определяет цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания.
Рабочая программа по учебной дисциплине  имеет следующую структуру:
Пояснительная записка
Планируемые результаты обучения дисциплины
Базовое содержание дисциплины
Структура и содержание рабочей программы по учебной дисциплине
Требования к условиям организации и реализации образовательного процесса
Контроль планируемого результата обучения
Литература и средства обучения
При разработке и оформлении рабочей программы по учебной дисциплине учитывается следующее:
Соответствие рабочей программы учебному плану колледжа;
Пояснительная записка должна содержать материал, на основании которого можно получить представление о содержании дисциплины;
В разделе «Планируемые результаты обучения дисциплины»
формулируются требования к знаниям и умениям, приобретенным студентами в результате изучения дисциплины;
Структура и содержание рабочей программы по учебной дисциплине
подробно раскрывает содержание дидактических единиц разделов дисциплины и количество часов, отведенное на их изучение;
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый и система контролирующих материалов;
Наличие перечня используемой литературы: основной - основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, новизны, наличия в библиотеке; дополнительной - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы.

Перспективно-тематический план является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически грамотное планирование выполнения рабочей программы по учебной дисциплине. Перспективно-тематический план составляется преподавателем, обсуждается на заседаниях методического объединения и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
При разработке и оформлении перспективно-тематического плана учитывается следующее:
Соответствие тематике рабочей программы по учебной дисциплине;
Соответствие составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей данной учебной дисциплины и дисциплин предшествующих, последующих и изучаемых параллельно;
Логическая упорядоченность информации, образующей содержание занятий, заданий на дом и самостоятельной работы студентов;
Оптимальное соотношение между содержанием, способами и средствами реализации различных форм преподавания, изучения данной учебной дисциплины (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и т.п.)

Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:
-  преподавателя - по организации учебно-воспитательного процесса;
-  студентов - по овладению знаниями, умениями, навыками по дисциплине в соответствии с рабочей программы по учебной дисциплине. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно. Поурочный   план   составляется   преподавателем   в   соответствии   с   рабочей программы по учебной дисциплине и перспективно - тематическим планированием по дисциплине.
Поурочное планирование оформляется в табличном или текстовом виде и имеет следующее содержание:
Номер урока
Тема урока
Тип урока
Цели урока: 1) образовательная, 2) развивающая, 3) воспитательная
Межпредметные связи
Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал
Время проведения урока
Организационная часть
Повторение пройденного материала
Изучение нового материала
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Заключительная часть

Накопительный материал – это курс лекций, учебные пособия, дидактические материалы, информационные ресурсы, материалы для самостоятельных, практических работ по дисциплине, контрольные и зачетные материалы, слайд-презентации, аудио и видеоматериалы, компьютерные программы, электронные учебники и пособия и т.д. – рассматривается как дополнение к учебнику, которое развивает его содержание за счет новых оригинальных материалов и показывает студенту методологические аспекты учебного материала.

3. Результаты проверки

1. Все рабочие программы по учебным дисциплинам в наличии, соответствуют учебным планам колледжа, структура программ выдержана, содержание соответствует требованиям, двуязычие соблюдается частично. По мере изменений, вносимых в учебные планы по специальностям, учебные программы подвергаются необходимой корректировке.
2. Перспективно-тематические планы по учебным дисциплинам в наличии. Тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом и программами по дисциплинам. Календарная расчасовка тематического планирования соответствует учебному плану. Преподаватели планируют и равномерно распределяют в системе уроков самостоятельные, контрольные работы и зачетные уроки, используют разнообразные формы контроля. Все общие требования к оформлению документации соблюдены.
3. Поурочные планы по учебным дисциплинам в наличии, все общие требования к оформлению документации соблюдены. Структура планов выдержана. Преподаватели владеют методикой разработки поурочных планов. Разработка планов ведется на основе календарно-тематического планирования в рабочих программах по предмету. Педагоги владеют вопросами целеполагания, соблюдают структурные элементы урока.
4. У всех преподавателей имеется накопительный материал к урокам, как в электронном виде, так и на бумажных носителях, который они активно используют при проведений уроков.


Руководитель МО Н. Александрова