Заведующий учебно-опытным участком МОБУ СОШ с. Ишпарсово

Романов В.И.
Заведующий учебно-опытным участком МОБУ СОШ с. Ишпарсово МР Стерлитамакский район
Учебно-опытный участок в условиях сельской школы
СЛ.1 Рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся.
СЛ.2 Реализации такого подхода может помочь развитие сельскохозяйственного опытничества в школе. Здесь важно раскрывать красоту сельскохозяйственного труда. Отношение к земле - это не просто любовь к родному краю, которую можно успешно воспитывать у учащихся в многообразных формах внеклассной и внешкольной работы (краеведческой, туристической и др.). Отношение к земле требует работы не только ума, но и сердца, и опытническая работа служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.
СЛ.3. При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия:
труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным;
школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Это позволит увлечь ребят и дать им возможность на практике убедиться в значимости их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем сельскохозяйственного производства, направить знания на планирование и организацию своего труда, на его качественное выполнение, расширить биологический кругозор.
СЛ.4 Базой опытнической работы учащихся должен стать учебно-опытный участок. Это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя, где проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа.
СЛ.5 Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам помогают в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но часто возникают проблемы, для решения которых приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания. Например, в работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению и агрономии, по микробиологии и математической статистике.
СЛ.6– 14. В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок имеет следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, питомник, региональный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся учатся выращивать различные сельскохозяйственные растения, а также животных, ставят с ними опыты.
СЛ.15. Перед началом работы на учебно-опытном участке руководитель вместе со школьниками продумывает все этапы, уточняет содержание.


Схема последовательности выполнения этапов опытнической работы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
СЛ.16. В опытнической работе важна не только научная ценность, но и агрономический результат. Поскольку основная задача такого исследования заключается в нахождении оптимальных методов и средств увеличения продуктивности сельского хозяйства и повышения качества выращиваемой продукции, то есть следует стремиться к тому, чтобы суммарный урожай на опытном участке был значительно выше урожая той же культуры в местном хозяйстве. В противном случае будет трудно доказать, что даже интересные опытные данные полезны совхозу и могут быть приняты с доверием.
Я по специальности агроном. Окончил Башкирский государственный аграрный университет, работал «СПК «Дружба» Стерлитамакского района с 1986 по 2004год. С 2005 года я работаю МОБУ СОШ с. Ишпарсово учителем биологии. Но и в настоящее время стараюсь в своей работе тесно взаимодействовать с совхозом.
Нами были заложены и проведены опыты на темы:
1. «Выращивание огурцов в комнатных условиях в зимний период».
2. «Влияние нормы высева на урожай зерновых культур».
3. «Влияние опыления пчелами на урожайность огурцов».
4. «Влияние света на урожай кукурузы».
5. «Влияние различных сроков прививки яблони на приживаемость».
6. «Выращивание двух урожаев товарного картофеля за вегетативный период».
СЛ.17 Опытничество – это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности теоретического, практического и производственного порядка. В этой работе не бывает перерыва – она продолжается весь год, поэтому основной ее объем выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, общественно полезного труда, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу. Например, юные полеводы весной закладывают опыты на учебно-опытном участке; летом ухаживают за посевами, проводят всевозможные наблюдения и опыты, осенью убирают и учитывают урожай. В классе или в лаборатории юные опытники проводят анализы на качество семян, определяют почвенный состав, подводят итоги работы. В зимнее время организуют подготовку к предстоящей весне: изучают методику полевого эксперимента, составляют планы, разрабатывают тематику опытов и их схемы.

Опытничество предусматривает охват всех учащихся 1–11-х классов по тематике, учитывающей интересы и склонности школьников, их возраст и уровень знаний.
СЛ.18 Учащиеся, например нашей школы, в течение 4 лет занимались сортоиспытанием картофеля. По итогам работы были даны рекомендации жителям поселка и садоводам по выращиванию сортов картофеля, наиболее пригодных для нашей местности это «Невский», «Ермак» и др. По просьбам жителей поселка мы проводили сортоиспытание моркови и свеклы. На очереди и другие темы:
СЛ.19 -21. Учебный участок при нашей школе существует с 1960 г. Почва истощена, и вносится ежегодно удобрения, продумывается рациональная система агротехники. Это дает свои результаты. На районной ярмарке реализованы овощи (свекла, морковь, лук, капуста) на сумму 6300 рублей, которые использовали для приобретения семян и сельскохозяйственного инвентаря, часть денег было израсходовано на призы лучшим юннатам. Оказана благотворительная помощь детскому саду, ветеранам.
СЛ.22. На базе учебно-опытного участка для учащихся 6–9-х классов работает кружок «В мире растений», где ребята проходят теоретический курс, включающий знакомство с основными отраслями сельского хозяйства, уход за комнатными растениями; овладевают способами и техникой выращивания рассады. На практических занятиях кружковцы озеленяют школу и пришкольный участок, готовят семена к посеву, ухаживают за рассадой, участвуют в уборке овощей.
Таким образом, в условиях учебно-опытного участка сельской школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранного воспитания. Постепенно участок становится и центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста.

Спасибо за внимание!
Заголовок 1 Заголовок 315