Программа центра с дневным пребыванием детей «Калейдоскоп» МОБУ СОШ с. Удельно-Дуваней

Согласовано Утверждаю
Начальник МКУ Управления Директор МОБУ СОШ
Муниципального района с.Удельно-Дуваней
Благовещенский район РБ _______ /Л.А.Гайниева/
________/С.В. Борисевич/ «___» ________ 2014 г
«___» _________ 2014 г







Программа

центра с дневным пребыванием детей
«Калейдоскоп»

МОБУ СОШ с. Удельно-Дуваней























2014 г


Содержание программы.

1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи организации работы лагеря.
3. Содержание и формы реализации программы.
4. Условия реализации программы.
5. Критерии эффективности программы.
6. Предполагаемые результаты программы.
7. Наличие опыта реализации.
8. Литература.
Пояснительная записка.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. У каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же придут дети и в лагерь дневного пребывания. Наш летний лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Девиз лагеря: «Калейдоскоп открытий, познаний, творений»
Калейдоскоп  это источник вдохновения. Когда смотришь в него - видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия. Калейдоскоп  это генератор положительного поля. Он способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие. 15 минут рассматривания картинок калейдоскопа сравнимы с 5 минутами здорового смеха. А наша задача – помочь детям успешно самореализоваться и хорошенько отдохнуть!
2.Цель программы – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития их творческого и интеллектуального потенциала,  индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом  интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
-организовать отдых, оздоровление и занятость детей и подростков;
-развить творческие способности воспитанников;
-формировать у школьников навыки  и культуру общения;
-привить навыки здорового образа жизни;
-расширить  кругозор.
Сроки реализации: программа реализуется в период летних каникул.
3.Содержание и формы реализации программы.
Летний лагерь с дневным пребыванием детей -  педагогическая система, способствующая развитию ребенка как  творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
    В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Формы и методы работы:
1.Игровые программы.
2.Познавательно – развлекательные мероприятия.
3.Экологические туры.
4.Спортивные турниры.
5.Викторины
6.Шоу – конкурсы.
7.Праздники.
8.Экскурсии.
9.Тематические дни.
Место проведения: МОБУ СОШ с.Удельно-Дуваней
Участниками образовательно-оздоровительного процесса в лагере с дневным пребыванием являются учащиеся школы (1-4 классы), возраст детей от 7 до 11 лет, педагогические и медицинские работники. Предполагается за одну смену принять порядка 30 учащихся. Продолжительность смены 21 день. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, многодетные, опекаемые, ребята, которые по возрасту выбыли из детского сада, а также дети из неблагополучных семей
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется коллективом педагогов школы имеющих 1,2 и высшую квалификационную категорию.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:


· Продолжение воспитательного процесса в условиях лета;

· Низкий социальный уровень жизни населения;

· Снижение защитных возможностей организма детей;

· Психологическая подавленность детей от невозможности найти свое место в жизни,
которая толкает детей в бездну алкоголизма и наркомании;

· Проблема летней занятости детей;

· Укрепление здоровья учащихся;

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами,
заложенными в воспитательной системе школы:


· Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

· Принцип творческого отношения к делу;

· Принцип добровольности участия в делах;

· Принцип учета возрастных особенностей детей;

· Принцип доступности выбранных форм работы;

· Принцип индивидуализации в работе с детьми.
Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень
эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году лагерь
проработал по программе «Звёздный десант». Работа по программе, можно сделать вывод,
что ребята с удовольствием принимают участие в мероприятиях спортивной
направленности. Дети создавали свои спортивные команды, принимали активное участие
в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись спортивных
достижений своего отряда. Возможность лично окунуться в мир спорта и показать свои
спортивные умения, никого из детей не оставило равнодушным.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции
детей. Проанализировав работу лагеря за прошлый год, коллектив учителей и ученики
пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться,
решили изменить название и некоторые правила.
Поэтому программу назвали «Калейдоскоп»
Программа «Калейдоскоп» разработана с учетом законодательных нормативно-
правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;

Режим работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Калейдоскоп» с 3 июня по 23 июня (21 рабочий день).

Время работы лагеря с 8.30 до 14.30.

Направленность:

Программа является комплексной, охватывает все возможные сферы деятельности в
условиях лагеря с дневным пребыванием, объединяя при этом мероприятия по
образованию, воспитанию, оздоровлению и отдыху детей в единую систему:

· Ш Организационное;

· Ш Интеллектуальное;

· Ш Спортивно-оздоровительное;

· Ш Творческое;

· Ш Экологическое

· Ш Гражданнско-патриотическое.
Работа летнего лагеря происходит в тесном сотрудничестве с:

- Школьным историческим музеем МОБУ СОШ с. Удельно-Дуваней
- СДК с. Удельно-Дуваней
- сельской библиотекой с. Удельно-Дуваней
- Библиотечным фондом школы

Питание двухразовое, организовано на базе школьной столовой.
В лагере работают:
1.Хореографическая студия «Танцуем вместе»
2.Художественная студия «Юный художник», «Умелые ручки»
3.Студия хорового пения
4.Спортивная секция

Содержание и формы реализации программы.

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Калейдоскоп». Все
учащиеся делятся на 2 разновозрастные группы. Каждый отряд планирует свою работу с учётом общего плана работы лагеря. Названия своих отрядов и девизы дети придумывают сами.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Культурно - досуговая деятельность в смене «Калейдоскоп» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

Каждый член лагеря должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и
насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.
.
Методическое обеспечение.
1. Наличие программы лагеря, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной
смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5. Проведение ежедневных планёрок.
6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.

· Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый
участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к
обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных
мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии
эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.   
Воспитатели учитывают  в своей работе итоги  деятельности детей  (это выражается в цветовой гамме).
Символ  дня
Коллективный Красный  цвет - коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых    каждый ребенок принимает участие.
Особый Оранжевый  цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
Житейский Желтый цвет  - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
Задорный Зеленый цвет   - смешные конкурсы, веселые мероприятия
Главный Голубой  цвет    -  мероприятия патриотического направления
Спортивный Синий цвет  - спортивные соревнования
Фантазийный Фиолетовый  цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке. Красный цвет – классный день!
Синий – день как день. 
Жёлтый – очень хороший день!

Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у
каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст
уверенность в своих силах и талантах. При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и
своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о
родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых,
ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе центра.
Наличие опыта реализации.
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа
летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные
результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более
коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали
активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что
говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается,
что Программа «Калейдоскоп» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: сельский дом культуры, сельская библиотека, школьный музей, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад.
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
Без разрешения воспитателей (вожатых) не покидай лагерь;
Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу;
Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым;
Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают;
Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте;
Долой скуку;
Будь вынослив и терпелив;
Один за всех и все за одного! За друзей стой горой;
Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

Правила жизни
оздоровительного лагеря «Калейдоскоп»
1. Лагерь «Калейдоскоп» - наш дом, мы – хозяева в нём.
Чистота, порядок, уют и покой зависят,  прежде всего, от нас
2. Время дорого у нас, берегите каждый час.
Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.                                                                                                                        
3. Каждый в ответе за то, что с ними происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее.
Сначала подумай, потом действуй.
Не стесняйся спросить совета.                                                                                                                                              
 4. Игра – это зеркало жизни. Не забывай про своё отражение, смотрись в зеркало чаще.
5. Верь в себя и свои силы. Найди себе занятие по душе.
6. Продемонстрируй все свои способности  таланты.
  

План мероприятий
I смена
летний оздоровительный лагерь отдыха дневного пребывания
«Калейдоскоп» 2014г

День
Мероприятия

3 июня

 Давайте познакомимся.
Организация  работы лагеря, ознакомление с распорядком дня, название отряда, выбор актива, распределение поручений. Принятие правил, инструктажи по ТБ, ПДД, ПБ.
Открытие лагерной смены (ящик предложений)
Минутка здоровья «Как уберечься от солнечного ожога» Экскурсия в фельдшерско-акушерский пункт.
«Посоревнуемся!» Спортивные игры.
Просмотр видеофильма.

4 июня
с
Познавательная игра «Знай правила дорожного движения»
Минутка здоровья «Будь осторожен на дороге» Просмотр
мультипликационных фильмов по правилам дорожного движения.
Дискотека .

5 июня
ч
Волшебная кисточка (конкурс рисунков)
Игры с обручем
Угадай слово! Разгадывание кроссвордов.
Поход в музей СДК.
«Приведи в порядок свою планету». Уборка территории.

6 июня
пят
День идеального человека (правила этикета)
Подвижные игры. Игры по интересам.
Викторина по сказкам Пушкина А.С.
Экскурсия в сельскую библиотеку

7 июня
суб
Экологическая игра «Лесной Карнавал»
Юные амазонки
Сбережём планету. Беседа.
Минутка здоровья « Зелёная аптечка». Минутка  здоровья « У меня крепкие зубы»
Настольные игры.

8 июня
воск
TV день
Зарница
Минутка здоровья « Чистые руки – залог здоровья»
Просмотр мультфильмов. 

9 июня
п
Викторина «Дорожные знаки».
Конкурс рисунков по ПДД.
Просмотр мультфильмов
Тренировочная эвакуация «Действия при пожаре и ЧС»

10
Июня
в
Первенство лагеря по шашкам.
Поход на природу по теме «Изучаем окрестности села»
Конкурс «Спортивная пантомима» - изобразить:
- гребцов на байдарке с рулевым;
- толкание ядра;
- прыгунов в длину;
- мастеров синхронного плавания;



11 июня
с
День России. Беседа о Российской символике. Выставка рисунков: « Где я видел флаг Российский» или «Моё село – мой дом» Творческая мастерская «Чудо своими руками» «Сделай траву зеленее». Уборка территории.
Дискотека.


12 июня
ч
Зов джунглей
Игры с мячом
 Минутка здоровья « Береги своё зрение»
«Дружно вместе мы поём». Разучивание песен.
Игры по интересам.
Экскурсия в школьный музей.

13 июня
пят
 Найди клад (Жезл ГИБДД)
Веселая карусель. В мире дорожных знаков. Игра.
Минутка здоровья « Правильное питание»
Просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения. 

14 июня
Суб
Марафон-шоу «Площадь звезд» (конкурс танцев)
Эстафеты с предметами. Подвижные игры «Самые весёлые старты».
Минутка здоровье « Осанка основа здоровья»
Волшебная бумага. Аппликация.

15 июня
вос
О, Спорт, ты – мир. Спортивные игры.
Игры на свежем воздухе «Смелее, быстрее, дальше».
Минутка здоровья « первая помощь при укусах животных»
«Раз картинка, два картинка». Соревнование по собиранию пазлов.

16 июня
п
Гиннес-шоу
Игра «Космодром». Развлекательная программа.
Конкурс плакатов «Жить здоровым-здорово!»
Минутка безопасности «Осторожно, клещи!»


17июня
в
Поход на природу.
Игры на свежем воздухе «Смелее, быстрее, дальше». Спортивные игры.
Минутка здоровья « Витамины на грядке». Поём песни их мультфильмов. Конкурс караоке – «Фабрика звёзд»
«Штурм». Уборка территории.

18
Июня
с
Викторина «Умники и умницы»
Рыцарский турнир для мальчиков
Минутка здоровья « Мыло, полотенце и вода – наши верные друзья»
Шашечный турнир.  
 Дискотека.    

19
Июня
ч
Кто куда, а мы – в театр (конкурс сценок)
Игры с водой
Минутка здоровья « Чистая вода нужна всем»
«Капля жизни». Беседа о воде.
Экскурсия на реку Белую


20
Июня
п
Спортивное многоборье.
Поход в березовую рощу «В гости к Берендею»
Очистка родников. Экологический конкурс «Грибной марафон», «Грибные сказки»


21 июня
суб
Просмотр киножурнала «Ералаш».
Конкурсы: «Мы снимаем кино»
«Самый, самый»

22 июня
в

День памяти и скорби. Рассказы о войне.
Минутка здоровья « Мой рост и вес»
Экскурсия к памятнику. Возложение цветов.
Конкурс рисунков на тему «Мой мир!»



23 июня
пон
Закрытие лагерной смены.
Фабрика звезд. Концерт к закрытию смены.
Операция «Уют»
Подведение итогов смены


Литература:
1. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.
2. «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство.
Новосибирск. 2006.
3. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
4. Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
5. Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.
6. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
7. «Необычные праздники домаё в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.

15