Урок развития речи по теме Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Бродского Летний сад осенью
Урок развития речи в 7 классе
Тема урока: «Подготовка к домашнему сочинению по куртине И. Бродского «Летний сад осенью» ».
Цели урока
Обучающая: закрепить навыки составления текста; подготовить учеников к написанию сочинения; повторить особенности текста.
Развивающая: составить рабочие материалы к сочинению; провести работу по развитию речи: подбор синонимов, эпитетов, сравнений, точных и выразительных слов.
Воспитывающая: способствовать обогащению мысли и слова учащихся, формированию культуры их речи.
Метод обучения: индуктивно-дедуктивный.
Оборудование
Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, ЛО.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 221 с.,4 л. ил.;
План урока подготовки к сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью»
Организационный момент (0,5 мин.)
Вступительное слово учителя, постановка общей цели урока (0,5 мин.)
Определение жанра сочинения по картине (6 мин.)
Собирание материалов к сочинению по картине(13 мин.)
Коллективное составление плана сочинения по картине (5 мин.)
Подбор рабочих материалов и языковая подготовка к сочинению по картине (10 мин.)
Самостоятельная работа учащихся (4 мин.)
Объяснение домашнего задания (1 мин.)
Ход урока
Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
Вступительное слово учителя, постановка общей цели урока.
- Сегодня мы с вами будем готовиться писать домашнее сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью». В основе сочинения лежит повествование с элементами описания как функционально смысловой тип речи. Мы попытаемся передать настроение автора, отраженное в картине, и выразить свое отношение к ней.
3. Определение жанра сочинения по картине.
1) Беседа по вопросам:
- Вспомните, что такое сочинение?
(Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.)
- Назовите составные части сочинения. Какова их роль в сочинении?
Ответ:
Элементы внутренней структуры сочинения:
А) Вступление;
Б) Переход к основной части;
В) Основная часть;
Г) Переход к заключению;
Д) Заключение
Во вступлении указываются ввод в тему, точное определение ключевых понятий, лаконичность.
Переход к главной части – особый, связующий элемент внутренней структуры сочинения.
Основная часть – ответ на вопрос, заключенный в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность, доказательность, образность.
Переход от основной части к заключению – особый элемент внутренней структуры сочинения. Составление фраз-связок.
В заключении обычно подводится итог, обобщающие мысли, высказанные в основной части. Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы.
Вывод. Сочинение повествование с элементами описания имеет определенную структуру. Особенность такого сочинения – понять и суметь передать замысел художника.
2) Молчаливое рассматривание репродукции (восприятие ее содержания).
Задание. Откройте учебник, найдите упражнение 44, внимательно прочитайте задание, рассмотрите репродукцию на странице 145.
3) Беседа по вопросам:
- Картину какого художника вы видите?
(Перед нами картина выдающегося советского живописца и рисовальщика, заслуженного деятеля искусств РСФСР Исаака Израилевича Бродского (1883(по н.ст. 1884)- 1939). Родился в с. Софиевка, около г. Осипенко (Бердянск). Сначала учился в Одесском художественном училище у К.К. Констади. В 1902 в Петербурге поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской Репина И.Е. В первые годы обучения проявил большой интерес к пейзажу и портрету.
К числу лучших работ дореволюционного периода относятся «Опавшие листья», «Зима», «Летний сад осенью» (1916) и др., создающие правдивый, проникнутый тонким поэтическим чувством образ природы.)- К какому жанру живописи относится это полотно? (Пейзаж)
- Какие оттенки преобладают на картине?
(Наверно, преобладают теплые, хотя художник любому цвету может придать более теплый или холодный оттенок.)
- Можно ли говорить, что картина имеет свою задачу показать любимое время года художника?
(Возможно, художнику нравится теплая, сухая осень, но, скорее всего, он тоскует об ушедшем лете.)
Собирание материалов к сочинению по репродукции.
Беседа по содержанию репродукции:
- Что изображено на картине?
- Какое время года описал художник? (Осень.)
- Какое первое впечатление произвела на вас картина? (Понравилась или нет? Почему?)- Как вы думаете, с каким настроением художник писал картину?
2) Творческое дополнение к картине.
Примерные вопросы:
- Что мы видим на картине?
- Какое настроение у вас возникает?
- Вы гуляете в парке, к вам подходит корреспондент и просит рассказать вас, часто ли вы здесь гуляете и почему вам нравится здесь бывать? Что вы ему на это ответите?
- Какой стиль будет у вашего высказывания?
- Изменится ли ваш стиль, если об этом вы будете сообщать в письме своему другу?
- Какова будет тема вашего текста? Запишите.
- Каковы будут микротемы? Запись в тетрадях.
- Каков будет тип вашего письма?
- Кроме описания, какой тип речи вы еще можете использовать в своем сочинении?
- Какова будет основная мысль вашего текста?
- Сколько частей у вас должно быть?
- О чем нужно писать в первой, второй, третьей части?
Вывод. Итак, чтобы написать интересное законченное сочинение по картине, необходимо выделить основную тему вашего текста, выделить микротемы, определить основную мысль. Для этого необходимо помнить, что в основе сочинения по репродукции лежит описание.
Коллективное составление плана сочинения по репродукции с записью его на доске и в тетрадях учащихся.
Коллективное заполнение таблицы. (Ее можно заполнять в ходе беседы по содержанию картины.)
Примерный план сочинения
План сочинения Вопросы Тип речи
Вступление Кому вы рассказываете о своих впечатлениях? Зачиновое (вводное) предложение
Переход к основной части Общие впечатления от прогулки в парке. Рассуждение (ваши размышления)
Описание (ваше состояние)
Основная часть Что мы видим на картине? Повествование
Описание (всех предметов в парке)
Рассуждение (ваши размышления)
Переход к заключению Какие тона использовал художник? Что больше всего привлекло ваше внимание? Повествование
Рассуждение (ваши размышления)
Заключение Понравилась вам картина или нет? Любите ли вы осень? Рассуждение (ваши размышления)
Повествование
Подбор рабочих материалов и языковая подготовка к сочинению по картине.
Словарная работа.
Задание 1. Подумайте, какие глаголы можно использовать при написании сочинения? В форме какого времени они будут стоять?
Ответ:
Видеть, показать. Стоять. Облететь, гулять, лететь, наслаждаться, восхищаться, шелестеть, лежать, висеть, плыть, дуть, сидеть, идти, ехать, шуршать…Задание 2. Подберите синонимы к следующим глаголам: наслаждаться, видеть, показать, облететь.
Ответ:
Наслаждаться – любоваться, восхищаться; видеть – смотреть, созерцать; показать – изобразить, нарисовать; облететь – падать.Задание 3. Включите в работу эпитеты и сравнения, хорошо продумайте подбор признаков.
Ответ:
Небо Синее, облачное, с просветами…
Деревья Почти голые, наполовину с облетевшими листьями, высокие, стройные, ухоженные
Аллея сада Светлая, просторная, чистая, устлана сухими листьями
Прохожие Неторопливо гуляют, радуются последнему теплому солнечному дню
Беседка Большая, красивая, необычной архитектуры, белая, просторная
Ветер Теплый, ласковый, срывающий листья
Погода Сухая, облачная, временами светит солнце, не по-осеннему теплая
Краски Удивительно нежные, осенние, тусклые, невзрачные, но всё-таки теплые благодаря стараниям художника
Что больше заинтересовало? Гуляют даже мамы с колясками; беседка пустая, так как погода позволяет гулять, а не сидеть; есть скамейки для отдыха
Свои впечатления Художнику нравится теплая сухая осень, когда листья шуршат под ногами, но всё же он тоскует об ушедшем лете
Работа над образными средствами языка.
Примерные вопросы:
– В каком стиле вы будете писать сочинение? Какова его функция? Что для него характерно?
- Назовите тип речи, который будет положен в основу вашего сочинения.
- Какие образные средства языка вы можете использовать в своём сочинении?
3) Выбор синтаксических конструкций, наиболее полно соответствующих жанру и стилю сочинения.
- Какие по структуре предложения(простые или сложные) можно использовать при написании сочинения? Почему? )Простые предложения как главное средство оформления повествования с элементами описания, выполненное в разговорном стиле, и осложнённые однородными членами простые предложения.)
4) Орфографическая и пунктуационная подготовка.
Задание. Графически объясните орфограммы в следующих словах:
Деревья, облететь, осенний, аллея, сад, наслаждаться, ложится, заброшенный, облачное, висят.
5) Беседа по вопросам:
- Каких речевых ошибок надо избегать? (Неоправданного повтора слов, неправильного использования изобразительно-выразительных средств языка и т.д.)
- Какие знаки препинания ставятся в тех или иных случаях?
- Как оформляется новая микротема? (Абзацным отступом)
7. Самостоятельная работа учащихся
Беседа по вопросам:
-Как вы начнёте своё сочинение?
-Как вы его закончите?
- Как вы думаете, природа на картине И.Бродского – это главное действующее лицо или только фон для изображения предметов?
8. Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание. Напишите сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью» в виде письма своему другу, опишите в нём осенний парк, в котором вы побывали в прошлые выходные, включив в него отрывок стихотворения об осени, который навеяла вам картина.
Постарайтесь подробно описать то, что увидел художник: небо, удивительно нежные осенние краски, аллею сада, тени от деревьев, беседку, людей, которые наслаждаются своеобразной красотой осеннего сада. Не забудьте завершить письмо, попрощаться с товарищем. Начать письмо нужно с обращения.