«Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся 2-3 классов».


Доклад на РМО педагогов – психологов
Щербина О.А. педагог – психолог МБОУ СОШ № 17 Майкопский район
«Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся 2-3 классов».
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Мониторинг осуществляется ежегодно с 1 - 4 классы в начале (стартовая диагностика, октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (итоговая диагностика апрель-май).
Промежуточный мониторинг (январь - февраль) осуществляется только в отношении тех обучающихся, которые показании низкий уровень развития УУД.
В 1 классе одновременно со стартовой диагностикой мониторинга УУД осуществляется «Диагностика уровня адаптации в первоклассников к школе».
В 4 классе одновременно с итоговой диагностикой мониторинга УУД осуществляется диагностика «Уровень готовности учащихся при переходе в среднее звено».
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1. Личностный;
2. Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3. Познавательный;
4. Коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Список методик для мониторинга личностных УУД
«Лесенка» (1- 4 класс).
Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева). (3-4 класс.)
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1 -2 класс).
Методика «Дворец, квартира, изба, шалаш»
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Список методик для мониторинга
Рисование по точкам, кодирование (1 класс)
Корректурная проба (2- 4 класс)
Диагностические методики познавательных УУД
«Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
Выделение существенных признаков (2 класс).
Логические закономерности (3 класс).
Исследование словесно - логического мышления (4 класс).
МЭДИС (1 класс)
Диагностика умственных способностей по Амтхауэру
Диагностические методики коммуникативных УУД
Узор под диктовку.
«Рукавички».
«Левая и правая стороны»
«Совместная сортировка»
«Дорога к дому»
«Кто прав?».
«Коврик»
Обработка результатов выполнения
1 этап - обработка результатов выполнения учениками диагностических заданий и перенос результатов в первичных таблицы, затем в индивидуальные карты сопровождения. II этап - заполнение таблицы обобщенных резултатов (сводные по классу).
III этап - анализ полученных результатов
Данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса и обеспечивают возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность развиваться в своем индивидуальном темпе.
Реализация способствует созданию положительной информационной среды для родителей, педагогов и выстраиванию эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.
Мониторинг представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.
Оформление результатов
Информационная записка.
Довожу до вашего сведения результаты исследования параметров уровня сформированности УУД у учащихся 1-7 классов на декабрь 2015 учебного года.
Цель: выявление уровня сформированности УУД:
Задачи:
провести мониторинговое исследование учащихся 1-7 классов;
провести анализ
использовать результаты диагностики в построении индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Исследовались следующие параметры:
Личностные УУД;
Коммуникативные УУД;
Регулятивные УУД;
Познавательные УУД;
Методами получения информации явились:
экспертные опросы педагогов;
психолого-педагогические обследования, в соответствии с планом работы;
структурированное наблюдение за учащимися в процессе обследования;
Результаты и анализ полученных данных показывают, что:
Вид, уровень УУД 1 классы
Класс Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД
в с н/с –
нв с н/с –
нв с н/с –
нв с н/с –
н1 А класс 3 12 2 4 4 9 0 10 7 5 5 7
1 Б класс 10 10 0 9 7 4 15 5 0 13 7 0
Средн. общ. показатель 13 /
34% 22/
61% 2/
5% 13/
35% 11/
30% 13/
35 % 15/
40% 15/
40% 7/
20% 18 / 49% 12 / 31% 7 / 20%
Средний обобщенный показатель позволяет сделать анализ:
1 А класс высокий уровень УУД имеют - 22% уч-ся
Средний уровень УУД имеют - 45 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют - 33% уч-ся
1 Б класс высокий уровень УУД имеют - 60 % уч-ся
Средний уровень УУД имеют - 36 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют - 4 % уч-ся/регулятивные/
Вид, уровень УУД
Класс Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД
в с н/с –
нв с н/с –
нв с н/с –
нв с н/с –
н2 А класс 5 8 1 4 5 5 7 5 2 0 12 2
2 Б класс 10 4 0 7 5 2 12 2 0 8 6 0
3 класс 14 10 0 8 13 3 5 17 2 11 9 4
4 класс 10 8 0 5 13 0 12 6 0 5 12 -
5 класс 12 4 2 10 5 3 10 8 - 7 9 2
6 класс 14 13 1 13 10 5 10 14 4 13 6 9
7 класс 10 10 4 13 6 5 14 10 0 4 15 5
Средн. общ. показатель 46% 48% 6% 42 % 42% 16% 49% 45% 6% 33% 50% 17%
Средний обобщенный показатель по классам позволяет сделать анализ:
2 А класс высокий уровень УУД имеют - 29% уч-ся
Средний уровень УУД имеют - 50 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют - 21% уч-ся
2 Б класс высокий уровень УУД имеют – 70 % уч-ся
Средний уровень УУД имеют -27% уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют - 3 % уч-ся /регулятивные/
3 класс высокий уровень УУД имеют - 37 % уч-ся
Средний уровень УУД имеют -50 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют -3% уч-ся
4 класс высокий уровень УУД имеют - 45 % уч-ся
Средний уровень УУД имеют - 55 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют -% уч-ся
5 класс высокий уровень УУД имеют - 48% уч-ся
Средний уровень УУД имеют - 42 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют - 10% уч-ся
6 класс высокий уровень УУД имеют - 47 % уч-ся
Средний уровень УУД имеют - 34 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют - 18 % уч-ся
7 класс высокий уровень УУД имеют - 44% уч-ся
Средний уровень УУД имеют - 44 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют - 12 % уч-ся
Средний обобщенный показатель сформированности УУД 2-7 кл
Высокий уровень УУД имеют - 42% уч-ся
Средний уровень УУД имеют - 46 % уч-ся
Сниженный уровень УУД имеют - 12 % уч-ся
Вывод: учащиеся обследованных классов обладают навыками усвоения универсальных учебных действий.
Наиболее успешно развиваются коммуникативные и личностные УУД;
Снижен уровень развития регулятивных и познавательных УУД
Рекомендации:- повторное исследование УУД в начальных классах 04-05.16 гг.
- ППС развития учащихся;
на уроках и во внеурочной деятельности активно использовать методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у учащихся;
особое внимание обратить на формирование познавательных и регулятивных УУД (задания, формирующие операции логического мышления, памяти, воображения и развитие речи);
- результаты диагностики использовать в построении индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Педагогам:использовать упражнения, развивающие познавательные и регулятивные УУД;
поддерживать у детей познавательную активность;
способствовать формированию стремления стать успешным учеником.
Личностные УУД
Уровни сформир-ти УУД/ класс Высокий (%)Выше среднего (%)Средний (%)Ниже среднего (%)Низкий (%)1 А6% 26% 62% 3% -
1 Б8% 28% 64% - -
2 А17% 13% 54% 6% 2 Б41% 30% 26% 1% -
3 А29% 31% 50% - -
3 Б55% 25% 25% -
4 32% 30% 38% - -
Средний % 26% 23% 46% 1% -
Средние показатели развития УУД – начальная школа-911199556
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе исследования используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.