Статья Технология проблемного обучения на уроках математики
Технология проблемного обучения на уроках математики
«Ребёнок не хочет брать
готовые знания и будет
избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставникам искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва АмоношвилиВ условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.
В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных операций.
Цель активизации учащихся путём проблемного обучения:
- выявить уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач;
- дать возможность ученику самостоятельно получить новую информацию, анализируя, сравнивая, синтезируя, конкретизируя фактический материал;
- углубить знания при помощи ранее усвоенных или применить прежние знания в новой ситуации, решение проблемы ищется и находится учеником поставленным в соответствующую ситуацию.
Показателем проблемности урока является наличие в его структуре следующих этапов поисковой деятельности: возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы. Классификация проблемных уроков: - урок версионного характера;
- урок сравнительно – обобщающего характера;
- урок с включением морально – этической проблемы.
Урок версионного характера.
Путем проблемного изложения создаются проблемные ситуации на основе познавательных задач, содержащих противоречивые точки зрения по изучаемому материалу; проблема решается в ходе дискуссии с помощью логических аргументов. Урок сравнительно – обобщающего характера.
На статических материалах, не дающих однозначных выводов, создаются проблемные ситуации сравнительно – обобщающего вида; проблемы решаются в ходе самостоятельного анализа и письменного отчета. Урок с включением морально – этической проблемы.
Дается предварительное задание (на дом или на уроке); в ходе проблемного изложения учащиеся сталкиваются с различными точками зрения на морально – этические вопросы, отражающие отношения людей к общественным явлениям; проблемы решаются путем индивидуального анализа жизненного опыта ученика и психологических аргументов (чувства учащихся) в ходе дискуссии.
При использовании данной технологии необходимо придерживаться особенностей создания проблемных ситуаций и требований к формулировке проблемных вопросов.
В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы.
Приемы создания проблемной ситуации:
Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. Мотивирующими приемами, обеспечивающими принятие темы учениками, являются «Яркое пятно» (сообщение интригующего материала и «Актуальность» (обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся).Сравнительная характеристика диалогов:
Приёмы побуждающие диалог от проблемной ситуации:
Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы
прием 1 о фактах Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях Что вас удивило? Сколько теорий (точек зрения) существует? Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
Сформулируйте проблему!
прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? Почему? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Основная цель создания проблемных ситуаций на уроках математики заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает;
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
–проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
–поиск истины (способа, приема, правила решения);
–различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– противоречия практической деятельности.
Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
–побуждающий диалог – это“экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу
–подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;
–применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.Основными условиями использования проблемных ситуаций на уроке математике являются:
Со стороны учащихся:
– новая тема (“открытие” новых знаний);
– умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
– умение определить область “незнания” в новой задаче;
– активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
– формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Хочется отметить следующие педагогические преимущества проблемного изложения знаний по сравнению с традиционным:
1)Проблемное обучение делает изложение более доказательным (видно откуда взялась научная истина), а знания более осознанными и тем способствует превращению знаний в убеждения.
2)Проблемное обучение учит мыслить научно, диалектически, дает учащимся эталон научного поиска.
3)Проблемное обучение более эмоционально, а потому оно повышает интерес к учению.
В заключение можно сказать, что метод проблемного обучения является одним из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует активизации познавательной деятельности учеников, их учебным работам придает творческий характер. Создавая благоприятные условия для индивидуального развития учеников, развивая их мышление.