Некоторые аспекты воспитания современной молодежи
Некоторые аспекты воспитания современной молодежи.
В воспитании современной молодежи необходимо, на мой взгляд, учитывать обостренный интерес молодых людей к окружающему миру, а значит, проблемы молодежи должно рассматривать как общечеловеческие, приобретающие некоторый космополитизм.
Почти 25-летний опыт работы с подрастающим поколением позволяет сегодня акцентировать проблематику воспитания на трех основных аспектах:
- духовно- нравственное воспитание;
- гендерное воспитание;
- патриотическое воспитание.
Задача в том, чтобы помочь молодому неокрепшему сознанию утвердиться в правильном отношении к социокультурному типу России в целом, разобраться в двойственном отношении к Западу, ведь ориентация на Запад имеет свои исторические корни в традиционном на Руси уважении всего иноземного, нередко преклонения перед ним. Н.Бердяев писал: « И где можно найти настоящее обоготворение Западной Европы и западноевропейской культуры, как не в России, и не у русских» 1
Важной представляется задача обоснования гендерного воспитания девушки и молодого человека в период студенческой юности, направленного на становление культуры взаимоотношений полов, достойных граждан, нравственных личностей, уникальных женской и мужской индивидуальностей, способных к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей. Обращает на себя внимание исследование Т.С. Кузнецова [2], посвященное культуре взаимоотношений полов, характеризующейся как целостности представлений девушек и молодых людей о различных стратегиях взаимоотношений в современном обществе, ценностно-смысловым отношением к мужчине и женщине, толерантным отношением к взаимоотношениям полов, способностью к выбору собственной стратегии взаимоотношений: маскулинной (мужчина – ведущий, женщина - ведомая), фемининной (женщина - ведущая, мужчина - ведомый) или андрогинной (гармоничность, взаимодополнительность, гибкость, партнерство). Автор разрабатывает модель процесса формирования культуры взаимоотношений полов, имеющую поэтапный характер (информационный, ценностный, рефлексивный этапы), обеспечивающую развитие компонентов (интеллектуальный, смысловой, регулятивный), позволяющую способствовать переходу от низкого к среднему и высокому уровням сформированности культуры взаимоотношений полов, включающей:интеллектуальный компонент — осознание девушками и молодыми людьми результата овладения ими знаниями о культуре взаимоотношений; смысловой компонент — система ценностных ориентаций относительно трех стратегий взаимоотношений; регулятивный компонент — способность к саморегуляции полоролевого поведения, соответствующего выбранной стратегии; выделяет показатели проявления культуры взаимоотношений полов: опрятность, одежда, соответствующая времени и месту; устойчивые, уважительные взаимоотношения, основанные на доверии и уважении.
Проблема патриотического воспитания сегодня актуализируется глубинностью понимания самой патриотической темы. Патриотизм, в простом , доступном контексте - это исключительно любовь к своей земле, людям и желание приносить им пользу. У нас же под этикеткой "патриотического воспитания" зачастую стремятся воспитать в молодёжи уважение к бытующей власти.
Литература
1. Бердяев И.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993. – С.212.2. Кузнецов Т.С. Формирование культуры взаимоотношений старшеклассников и старшеклассниц (гендерный аспект): автореф. дис. ... канд. пед наук /Т.С. Кузнецов. – Волгоград, 2006. – 26 с.