Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания в обучении английскому языку.

Некоторые аспекты духовно- нравственного воспитания во внеклассной работе по английскому языку.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важных аспектов работы кружка по английскому языку «Мир вокруг нас». Наряду с формированием речевой компетенции, а именно, развитие знаний и умений, учащихся в области аудирования. говорения и чтения; данный кружок способствует развитию учащегося как личности, пониманию культур других народов, социальных аспектов жизни, познанию социально- культурных реалий. Все это поможет учащимся адаптироваться в ситуации общения с представителями иноязычных культур, снимет определенные трудности, а также ознакомит учащихся с социальными условностями, традициями, обычаями, культурными ценностями других народов. Поэтому основными воспитательными задачами кружка являются: формирование толерантности, духовности, чувства патриотизма и национального самосознания.
Материал данного кружка основывается на аутентичном учебном пособии автора Саймона Гринелла «Мир вокруг нас». Он состоит из интервью, рассказов и полилогов представителей десяти разных стран. Эти страны: Бразилия, Италия, Иордания, Тайвань, Таиланд, Индия, Япония, Польша, Танзания и США. Для всех материалов характерен как национальный колорит, так и индивидуальный стиль каждого участника. Круг тем очень широк; я назову лишь некоторые из них: Приветствия, Жесты и обычаи, Различные вероисповедания, Язык одежды, Друзья, Еда и напитки, Как вести себя за столом, Дарение подарков..
Все это помогает учащимся многое узнать о культурных ценностях других народов, а также многое открыть для себя в своей культуре и практиковаться в использовании английского языка, как в средстве общения. Осознание этнических различий, уважительное отношение к ним очень важны, если мы хотим избежать предрассудков и стереотипизации.
Такой кружок я веду впервые, до этого года я вела кружки, на которых обучала грамматике, выполнению заданий в формате ЕГЭ. И когда в этом учебном году я предложила ученикам данный проект, у меня были определенные опасения, будут ли дети посещать занятия. Но вскоре я убедилась, что это нашло отклик у учащихся и вызывает у них определенный интерес, так как многие реалии жизни, которые очевидны для нас, являются непонятными для представителей других культур и могут вызвать неоднозначные реакции, точно также незнание реалий другой культуры может привести к непониманию и ксенофобии. Так, например, работая над проектом «Жесты и обычаи» мы открыли для себя много нового. Многие ученики были удивлены, когда узнали, что поднятый вверх большой палец, может означать не только то, что нам что-то нравиться, но и то, что вы хотите, чтобы вас бесплатно подвезли, а в восточных странах этот жест является неприличным, непристойным. Жест I’m OK также является непристойным в некоторых восточных культурах. Поднятая рука, обращенная ладонью к вам, что во многих культурах означает приветствие или прощание, в Греции является неприличным. Работая над темой «Дарение подарков», внимание учеников привлекли реалии Китая. Так, собираясь в гости в Китае, вам необходимо помнить, что если вы принесли с собой конфеты, яблоки и пр., их количество должно быть четным. Это знак счастья и удачи. Когда вы будете уходить, хозяин дома может вернуть вам какую-то часть вашего подарка, таким образом, возвратит вам часть удачи. Получая подарок, хозяин дома может сказать: «Да, не стоило. Не нужно было»Не стоит думать, что подарок нежеланный. Вам нужно сказать: «Я рад, что вы приняли это» Важно также помнить, что будет дурным тоном разворачивать подарок перед дарящим, его следует открыть, когда гость уйдет. Изучая язык одежды, учащиеся не без удивления отметили, что белый цвет, который у нас и в большинстве европейских стран является символом чистоты и невинности, в Индии является цветом смерти, Кроме того большой интерес у девочек вызвало то, что в Японии женщины надевают кимоно, когда идут на официальные встречи, в то время как многие восточные страны предпочитают европейскую одежду для официальных встреч. Хочется также отметить, что, ознакомившись с отдельными темами, ребята, которые ходят на кружок, широко обсуждали заинтересовавшие их проекты между собой и с другими ребятами нашего класса, поэтому отдельные темы стали материалом для наших классных часов, на которые ребята готовили свой материал, сравнивали реалии разных стран, много обсуждали, обменивались мнениями.
Таким образом, изучая реалии разных стран, принимая и понимая их культурные особенности, наши дети становятся толерантными. И в тоже время, сравнивая эти реалии с реалиями нашей страны, они осознают наши культурные ценности и нашу самобытность, что способствует развитию духовности, чувства патриотизма, любви к Родине, а также развитию себя как личности.

15