Описание актуальности темы самообразования Коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями в речевом развитии .
Школа в которой я работаю третий год имеет свою специфику. В своей работе используемые мною методы и приёмы я применяю с учетом специфичности и возможностями детей с тяжелыми нарушениями речи. Хотелось бы сказать несколько слов о самой «специальной (коррекционной)общеобразовательной школе № 16»
Наша школа уже работает 30 лет. В настоящее время обучается 290 учащихся: 23 класса со средней наполняемостью 12 человек. Принимаются дети по направлениям ЦПМПК и ТПМПК с такими диагнозами : ОНР 1 – 111 уровня , дисграфия, дислексия, дизартрия, ринолалия , алалия, логоневроз .
На всех этапах работы с уч-ся , т.е. на каждом уроке, в ГПД , на коррекционно-развивающих занятиях, во внеурочной деятельности педагоги используют определенные приёмы и методы работы, направленные на формирование правильных фонематических представлений, расширение словаря, уточнение и дифференциацию значений слов, преодоление аграматизмов речи , а также речевые разминки, хоровое и одиночное проговаривание, упражнения для тренировки элементов речевого аппарата: губ, языка, нёба и т.д.
Как доказали ученые, развивающие коррекционную педагогику, ТНР сопровождаются изменениями в развитии коры головного мозга .Поэтому далее остановлюсь на особенностях наших уч-ся. Это, прежде всего, неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При сохранной смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают элементы и последовательность задания. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики, недостаточная сформированность саморегуляции и словесной регуляции действий. Такие дети мыслят образами. Для них важна эмоциональная окраска событий. Этими особенностями уч-ся обусловлены и особенности построения моей работы. Важной составляющей моего годового плана является коррекционно – развивающая область, включающая индивидуальные и групповые занятия.
Трудности формирования осмысленности речи у учащихся с общим недоразвитием речи связаны не только с особенностями их речевого дефекта, но и со своеобразием психических процессов у этой категории детей. Это особенности зрительного и звукового восприятия, замедленная переработка сенсорно-перцептивной информации, недостаточный уровень мыслительных процессов. Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются ограниченным представлением об окружающем мире, несформированностью интеллектуальных интересов и ослабленностью мотивационной деятельности. Часто учеников мало интересует читаемый текст, они не стремятся вникнуть в его содержание.
Для младших школьников с речевой патологией характерны длительные затруднения в формировании гибкого синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания новой информации.
В первые годы обучения дети не могут самостоятельно устанавливать простейшие конкретные связи. Они пропускают или изменяют наиболее важные части, несущие смысловую нагрузку. Их внимание привлекают не имеющие большого значения слова или выражения, в результате теряется целостность полученных знаний, а его основное содержание остается нераскрытым.
Опыт показывает, как трудно бывает удержать внимание наших детей, пробудить у них интерес, добиться осмысления материала и сохранения его в памяти. На первоначальных этапах работы дети нуждаются в тщательно продуманной помощи, которая видоизменяется по мере развития мышления и речи детей.
Это и создание мотивации к использованию полученных умений и навыков в повседневной жизни; использование игровых ситуаций, что помогает формировать мотивационную основу речи. При этом применяются элементы кукольного театра. Детям предлагаются, в основном, вариативные задания, постепенное увеличение уровня их сложности. Существует множество специфических приёмов в работе с такими детьми. Так, например, заикающегося ребёнка никогда не спрашиваю в начале группового занятия, а в случае возникновения спазма начинаю говорить вместе с ним. Ребёнку, страдающему дизартрией, обязательно необходима артикуляционная гимнастика в начале урока. И так, как все дети – логопаты нарушают последовательность элементов действия, то в содержание физминуток, а они проводятся у нас на каждой на каждом занятии, включаются перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Обязательными являются артикуляционная и речевая зарядки, гимнастика для пальцев рук; снятие нервного напряжения на фоне муз сопровождения.
Т.о. детям с такими специфическими особенностями стараюсь создать режим полного благоприятствования. Важно заметить и отметить умственные и другие усилия обучающихся. И если ребёнок не стал лучшим в учёбе, он обязательно будет лучшим в спорте, творческих конкурсах, сможет проявить себя в любой другой деятельности. Каждый ребёнок должен почувствовать пусть маленький, но успех.
Успехом для меня и всего пед. коллектива , безусловно , является такой факт, как перевод учащихся из нашего в другие общеобразовательные учебные заведения . Так, по рекомендациям ЦПМПК и ТПМПК ежегодно 10-15% учащихся переходят в школы по месту жительства и довольно успешно продолжают там обучение.
В заключении о своей работе хочу зачитать такое стихотворение.
Для достижения цели
Все способы хороши:
Волшебный мир сказки
И чуткие ушки
Чудесные краски
И зоркие глазки
Цветной пластилин
И ловкие ручки
Мелодии разные
Спокойные, быстрые…
Настрой на работу всегда задаю
Мы познаём, играем, мечтаем,
Сочувствуем, подражаем,
Рисуем, чувствуем и сочиняем.
Интересную жизнь проживаем.