Современные акценты в обучении математике
С.Ю. СОБОЛЕВА
СОВРЕМЕННЫЕ АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Математика относится к числу немногих дисциплин, которые изучаются непрерывно на всех ступенях образования.
Важность и значимость изучения этого предмета определяется не только включением этой дисциплины в обязательный предмет для сдачи ОГЭ и ЕГЭ но, прежде всего тем потенциалом, который воздействует на обучаемого косвенно: развитие логики, мышления, аналитических способностей и много другого.
Изучение математики это не просто знание теорем, правил, формул и умение решать разнообразные задания. Логика освоения предмета накладывает свой «отпечаток» на человека овладевшего математикой в полной мере. Например, в художественной литературе часто таким людям приписываются следующие свойства: пунктуальность, собранность, «холодный» и аналитический разум.
Подчеркивая важность этой учебной дисциплины для развития и воспитания обучающихся, распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 года был издан приказ №2506 «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации».
Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Исходя из этих принципов приоритетные цели общего математического образования – это развитие способностей к:
- логическому мышлению, конструированию, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования);
- поиску решений принципиально новых математических задач, эксперименту и наблюдению, формированию внутренних (мысленных) представлений и моделей для математических объектов, формулированию и проверке гипотез, преодолению интеллектуальных препятствий;
- реальной математике: математическому моделированию (построению модели реальности и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ [1].
Принципиальную роль в школьном образовании играет «воспитание математикой», формируемые ей: интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого, способность к преодолению трудностей, любовь к труду, уважение образованности. Важную роль в «воспитательной» функции математики играет самостоятельное решение задач, новых неожиданных требующих творческого подхода и не традиционных методов решения. Именно самостоятельная работа над задачей повышенной сложности либо задачей имеющей прикладной характер повышает учебную мотивацию обучающегося, возрастает значимость математического образования.
Конечно, самостоятельное решение таких задач не является самопроизвольным, учитель должен систематически вводить в структуру урока такие задачи, или элементы задач, обучая методике их решения.
Эффективным воспитательным потенциалом обладает также групповой способ решения творческих задач. Работая в группе, обучающиеся учатся творческому взаимодействию, взаимопомощи, распределению ролей в решении поставленной задачи. Можно отметить и такой эффект как сплочение коллектива в процессе решения задачи в группе. Однако, формируя творческие группы учитель должен хорошо продумывать состав, опираясь на индивидуальные особенности обучающихся. Опыт работы показывает, что наиболее хорошие результаты достигаются в неоднородных группах, детей с разными математическими способностями и знаниями.
Информационный источник:
1. Концепция развития российского математического образования.
http://www.rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html