Технологическая карта урока литературного чтения на тему: «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения».
Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: Кузьмичева Ольга Николаевна
2. Класс: 3 «Б» Дата: 12.04. 2016г. Предмет: литературное чтение № урока по расписанию: №110
3. Тема урока: «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения».
4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания.
5. Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством писателя Б.В.Шергина;
способствовать осознанию учащимися жизненных ценностей.
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1Организационный этап.
Приветствуют и читают высказывание. Совместно с учителем выделяют главные слова. Включение в деловой ритм. Приветствие.
- Прочитайте высказывание.
- Итак, чтобы не забыть, мы должны слышать, видеть и действовать.
Слайд № 1
Когда вы просто слушаете,-вы забываете.
Когда вы видите- вы понимаете.
Когда вы действуете- вы учитесь.
Регулятивные УУД:
1) уметь понимать учебную задачу.
2 Введение в тему.
1. Постановка вопроса.
Задают к каждому предложению вопрос. -Прочитайте предложения и задайте к каждому вопрос.
-Прочитав текст, мы сможем ответить на эти вопросы. Слайд № 2
«Он усвоил в детстве подлинное былинное звучание».
«Волшебное кольцо», «Сказки о Шише», «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Познавательные УУД:
1) уметь задавать вопросы
2. Первичное чтение. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Чтение текста о жизни и творчестве Б.В.Шергина. -Положите перед собой карточку с текстом.
Оценка за чтение. читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; Познавательные УУД:
1) уметь бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением литературного произношения;
2) уметь извлекать информацию из текста;
3) уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Ш. Определение темы, цели и задач урока.
Ответы учащихся. - Назовите тему урока.
-Определите цель урока.
- Какие задачи будем решать на уроке?
- Предположите о чем будет рассказ.
- А теперь прочтем и узнаем, правы ли мы. Слайд № 3
(Выставка книг)
«Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения.
Регулятивные УУД:
1) уметь определять тему урока;
2) уметь ставить цели и задачи урока;
3) уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
1) уметь оформлять свои мысли в устной форме;
IV. Основной этап.
1. Первичное чтение рассказа.
(Читают подготовленные ученики. Походу поясняют значение старинных слов).Ответ детей. - Откройте учебник на стр124.
- Угадали мы с предположением?
Текст в учебнике стр 124. формировать навык осознанного чтения;
читать вслух бегло, без искажений, выразительно Познавательные УУД:
1) уметь бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением литературного произношения;
2. Словарная работа.
Дети зачитывают определения слов. Слушают ответы товарищей. Рассматривают фото на слайде. - Дома вы должны были поработать с разными источниками и найти значения данных слов.
- Назови источник, откуда получил информацию. Оценка
- Что объединяет данную группу слов и словосочетаний?
Слайд № 4
Академия - высшее учреждение.
Штукатур - мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Маляр - рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
Паркетчик - мастер, который составляет из дощечек узоры.
Слайд № 5
Допытался
Красовито
НезалёжливыйПрисаживать
Ладно сдуматьКоричное
(Старинные слова) расширять словарный запас учащихся;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
Коммуникативные УУД:
1) уметь слушать и понимать других;
Познавательные УУД:
1) уметь объяснять значение слов и фраз;
V. ФизминуткаПовторяют движения Активная физминуткаДуховно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание здорового образа жизни;
VI. Работа над текстом.
1. Первичная проверка понимания текста.
(Выборочное чтение и вопросы по тексту)
Дети отвечают на поставленные вопросы, зачитывают отрывки из текста, делают выводы. - Кто главные герои рассказа?
- Рассмотрите рисунок на стр124 и используя текс автора опишите Ванину бабушку. Какой вам представляется она?
- И все же, читая рассказ, за кого мы переживаем?
- Почему? Чем вызвана тревога?
- Найди и прочитай, какое задание получил Митя?
- Скажите, все ли правильно делал Митя? В чем его ошибка?
- На что он надеялся?
- Что посоветуем Мите?
- С чем сравнил автор «одинокий» узор на столешнице?
- Какие чувства испытал Митя, когда понял, что не успевает в срок выполнить узор? Выберите из набора слов нужные: (Бабушка и Митя).
Стр 124
(Добрая, веселая, мудрая, знает много ремёсел).
(За Митю)
(Успеет или нет).
(стр126 «Недавно Митя получил……)
(Он потерял время, не правильно его распределил).
(Что все успеет).
(Всё делать вовремя. Правильно распределять свои силы) (стр 126 «Прекрасно сделанный узор….)
Волнение равнодушие озабоченность
Веселье беспокойство пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения,
участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Регулятивные УУД:
1) уметь понимать учебную задачу;
2) уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
1) уметь извлекать информацию из текста;
2) уметь бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением литературного произношения;
3) уметь выразительно говорить;
4) уметь находить объект сравнения;
5) уметь пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям;6) уметь на основе анализа объектов делать выводы;
Личностные УУД:
1) уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4)уметь понимать и сопереживать чувствам других людей;
5) уметь уважительно относиться к иному мнению
2. Чтение по ролям и «Живая картина».
Дети читают по ролям диалог из рассказа и «оживляют» картину. - Мы сейчас прочтем по ролям диалог Мити и мастера и попробуем «оживить» картину. Оценка. (стр.126 «Митя всплеснул ладонями… до слов «»Зашли в Митину комнату»).
находить нужный отрывок в тексте по заданию;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно.
Коммуникативные УУД:
1) уметь пользоваться мимикой и жестикуляцией;
Познавательные УУД:
1) уметь читать по ролям;
2) уметь проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и при инсценировании текста.
Личностные УУД:
1) уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
Регулятивные УУД:
1) уметь понимать учебную задачу;
3. Работа над идеей (главной мыслью) художественного произведения.
Дети отвечают на вопросы. - Кто помог Мите исправить дело?
-Зачитайте, какой мудрости он научил Митю?
- Зачитай, какими словами закончила свой рассказ бабушка?
- Объясните, почему этой пословицей? Как она относится к Мите? Ведь он же не собирал ягоды? Что здесь имеется в виду?
- В чем же особенность названия рассказа?
-Какие ценности принимаем для себя?
(Мастер)
(стр127 «Каждый день…..)
(стр128 «Бабушка закончила свой….)
(Постепенно делая свое дело, придешь к ожидаемому результату, т.е. к полному кузовку)
(Рассказ назван пословицей, в которой заключена главная мысль рассказа)
(Всё делать вовремяПравильно распределять свои силы и время
Оправдывать доверие)находить нужный отрывок в тексте по вопросу;
формировать навык осознанного чтения;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (достоинства, трудолюбия, добра); Познавательные УУД:
1) уметь пользоваться выборочным чтением;
2) уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3) уметь вычитывать подтекст (текстовую информацию, данную в неявном виде);
4) уметь анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения;
Коммуникативные УУД:
1) уметь слушать и понимать других;
2) уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) уметь понимать учебную задачу;
Личностные УУД:
1) уметь уважительно относиться к иному мнению
4. Работа над пословицами, поговорками, фразеологизмами.
Дети работают по тексту учебника. Объясняют смысл пословиц. - Какие другие пословицы встретились в рассказе? Зачитайте и объясните смысл.
- Найдите фразеологизм, который использует автор в рассказе. Объясните его.
- Есть и поговорка. Найдите и объясните
-Для чего автор включает в рассказ элементы унт?
- Весь рассказ Б. Шергина, как бы пересыпан пословицами, поговорками, фразеологизмами, т. е. устным народным творчеством. Может, вы догадаетесь, почему физминутку я взяла с песней «Богатырская наша сила…»
- Тогда отдохните глазками под ……. И скажите почему, я не могла не включить ее в урок. («Работа любит не молодца, а незалёжливого».«Глаза страшатся, а руки делают»). («Вылощил волчьим зубом» – натёр до блеска. При полировки дерева пользовались волчьими зубами, которые, не царапая помогали вылощить (полировать) его)
- «Комар носа не подточит» – выполнено качественно, не придраться.
- Создать яркий образ, точнее передать описать события.
(Богатыри в былинах, сказках-устном народном творчестве) уметь различать жанры и виды устного народного творчества;
расширять словарный запас учащихся;
замечать образные выражения в тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; Познавательные УУД:
1) уметь находить в литературных текстах сравнения и эпитеты;
2) уметь самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
Коммуникативные УУД:
1) уметь слушать и понимать других;
2) уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
1) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) уметь уважительно относиться к иному мнению
VII. Физминутка для глаз «Ракета».
Дети выполняют физминутку и отвечают на вопрос. - 12 апреля День космонавтики. И мы гордимся, что именно советский человек Ю.А. Гагарин первым побывал в космосе
Портрет Ю.А. Гагарина осознавать через поступки великих людей нравственные и эстетические ценности (труда и патриотизма, любви к России); Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;
2) гражданско-патриотическое воспитание; (формировать чувства гордости за свою Родину, за свой народ);
3) воспитание здорового образа жизни;
Личностные УУД:
1) ценить и принимать следующие базовые ценности: труд и творчество, патриотизм.
VIII. Закрепление.Творческая работа.
1.Работа в группах.
Дети работают в группах. Дают ответы. -Работаем в группах.
Раздает задание. Заслушивает ответы.
Слайд № 7
- Мастеров на Руси всегда было много. Перед вами образцы декоративно-прикладного искусства.
Оценка учащихся.
Задания на карточках:
1группа. Слайд №6
Выбери из предложенных слов синонимы к слову МАСТЕР. Объясни свой выбор.
Учитель руководитель начальник наставник
2. Объясни выражение «Мастер малярного дела»
Презентация
2 группа Слайд № 8
Подумай, предположи и продолжи фразу «Если бы Митя не успел выполнить заказ в указанный срок, то….»
3 группа Слайд № 9
1.Прочитай предложение: «А руки у Мити золотые».
- В каком значении употребил автор словосочетание «золотые» руки? Объясни.
- Придумай свой пример в переносном значении.
находить нужный отрывок в тексте по вопросу;
расширять словарный запас учащихся;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
формирование представлений о Родине и её людях, культуре, Познавательные УУД:
1) уметь объяснять смысл образных слов и выражений,
2) уметь соотносить эпизод из текста с рисунком художника;
3) уметь классифицировать и обобщать;
Регулятивные УУД:
1) уметь понимать учебную задачу;
2) уметь понимать последовательность действий по выполнению учебной задачи;
Коммуникативные УУД:
1) уметь слушать и понимать других;
2) уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) уметь оформлять свои мысли в устной форме;
4) уметь работать в группе;
5) уметь участвовать в диалоге в группе,
Личностные УУД:
1) уметь выказывать своё отношение к происходящему;
2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) уметь уважительно относиться к иному мнению.
IX. Рефлексия.
1.Игра «Кузовок».
Работают в паре.
(Ученик подходит к каждой парте. Сидящие, зачитывают умение и делают вывод).- У вас на столах лежат ягодки. Посмотрите, что на них написано?
- А у меня есть кузовок, но он пустой. Давайте соберем в него ягодки с умениями, над которыми мы сегодня работали. В парах поработайте и подумайте, если это умение отрабатывалось на уроке, то смело опускайте ягодку в кузовок. А кузовок мы доверим _____
- В нашем кузовке много разных ягод, и на вкус они разные, но задача у них одна – накормить человека полезными витаминами. Так и умения, они все разные, но задача у них одна – помочь человеку в жизни. И сегодня вы уйдете домой с большим кузовком знаний и умений. Слайд № 10 Умения:
1)уметь находить информацию в текста;
2) уметь бегло, сознательно, правильно читать;
5) уметь задавать вопросы
7) уметь выражать свои эмоции;
2) уметь оценивать поступки, понимать и сопереживать чувствам других людей;
3) уметь уважительно относиться к мнению других
1) уметь понимать учебную задачу и принимать решение
1) уметь правильно строить предложения и выразительно говорить
2) уметь работать в группе;
1) уметь писать без ошибок
2)уметь пересказывать
3)уметь составлять подробный план
1) уметь объяснять смысл образных слов и выражений,
2) уметь соотносить эпизод из текста с рисунком художника; Коммуникативные УУД:
1) уметь слушать и понимать других;
2) уметь участвовать в диалоге в паре;
Регулятивные УУД:
1) уметь понимать учебную задачу;
2) уметь принимать решение
Личностные УУД:
1) уметь выказывать своё мнение;
2) уметь уважительно относиться к мнению других;
3) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Внимательно слушают инструктаж. Кладут в дневник свою карточку. - А дома работаем по группам (Дифференцированное)
- Положите нужную карточку с заданием в дневник. 1 группа – Восстанавливает цепь событий по рассказу.
2 группа – Составляет синквейн на тему «Митя» Регулятивные УУД:
1) уметь понимать учебную задачу;
X. Оценка работы учащихся.
Выбирают ступеньку на «Лесенке успеха» (прикалывают свои смайлики). Оценивает работу учащихся.
- Оцените и вы свою работу на уроке. Займите свою ступеньку на «Лесенке успеха». «Лесенка успеха» (Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось). Регулятивные УУД:
1) уметь контролировать и оценивать свою учебную деятельность;
2) уметь определять проблемы собственной учебной деятельность и устанавливать их причины;
XI. Итог урока.
Делают вывод по общей теме (раздела). - Говорят «человек умирает второй раз, когда умирает память о нем». Почему мы помним Бориса Викторовича Шергина?
- А Юрия Алексеевича Гагарина?
.
- Спасибо за работу. Я желаю вам не забывать советов Б. Шергина и иметь такую же светлую мечту, как у Ю.А. Гагарина. И пусть она сбудется. Урок закончен.
Слайд № 11 (Он оставил нам замечательные рассказы, книги, многие из которых иллюстрировал сам)
- Выставка книг.
(По его делам).
Портрет Ю. А. Гагарина осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (труда и творчества, патриотизма, любви к России); Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;
2) гражданско-патриотическое воспитание (формировать чувства гордости за свою Родину, за свой народ);
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
Личностные УУД:
1) ценить и принимать следующие базовые ценности: труд и творчество, патриотизм.