ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Природа и экология родного края

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования Иркутской области
Профессиональное училище № 68 п.Улькан





УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГОУ НПО ПУ №68
________________Н.А.Лосева
«___» ______________201__ г.









ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Природа и экология родного края





















2013 г.
Рассмотрена и одобрена
на заседании методической
комиссии «____» _________201__г.
Протокол № ___




Программа учебной дисциплины разработана в рамках вариативного компонента по профессиям начального профессионального образования (далее НПО)
Программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Природа и экология родного края (разработанной областным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Иркутский педагогический колледж №2»), рекомендованной распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 пр от 08.08.2011 г. по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик
Предлагаемая рабочая программа «Природа и экология родного края» предназначена для обеспечения вариативной части общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО подготовки при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 68 п. Улькан




Разработчики:

Лосева Наталья Анатольевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10



1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Природа и экология родного края

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по всем укрупненным группам профессиям НПО, реализуемым в ГБОУ НПО ПУ №68 п.Улькан

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям НПО.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;
давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;
объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;
анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее использования и охраны;
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

эколого-географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области;
формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;
использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

В соответствии с примерной программой учебной дисциплины Природа и экология родного края рекомендованной распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 пр от 08.08.2011 г.
максимальная учебная нагрузка для обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 43 часа; самостоятельной работы обучающегося 15 часов.
За счет вариативной части максимальная учебная нагрузка для обучающегося увеличена на 28 часов на 14 часов обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося и на 14 часов самостоятельной работы обучающегося.
Итого: максимальная учебная нагрузка для обучающегося 86 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 57 часов; самостоятельной работы обучающегося 29 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
86

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
57

в том числе:


лабораторные занятия
10

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
29

в том числе:


описание особенностей природы Иркутской области;
подготовка рефератов, докладов и презентаций о природе и экологии Иркутской области, растениях и животных, занесенных в Красную книгу региона;
оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области, анализ ситуаций и решение задач;
анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг», подготовка схем и таблиц, раскрывающих их сущность.


Итоговая аттестация в форме зачета


*В программе рекомендованной распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 пр от 08.08.2011 г. по профессиям НПО допущена ошибка объем часов в тематическом плане = 10, он не совпадает с объемом учебной дисциплины в таблице, в которой указано 17 часов. 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Природа и экология родного края

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Природные особенности родного края

36
(27+9)


Тема 1.1.
История освоения Сибири

Содержание учебного материала
3



1
Этапы и вехи в освоении природы Сибири. Первые остроги. Становление Иркутска как административно-хозяйственного и торгового центра Восточной Сибири. Административно-территориальные преобразования Сибири. Образование Иркутской области. Устав, флаг и герб Иркутской области.

1

Тема 1.2.
Эколого-географическая характеристика родного края

Содержание учебного материала
5



1
Природные эколого-географические особенности Иркутской области. Расположение Иркутской области, ее крайние точки, протяженность, площадь, границы. Формирование климата и погодных условий региона. Сложность и многообразие геологического строения, полезных ископаемых, рельефа. Природные ресурсы как результат совместного влияния геологического строения, географического положения и особенностей территории. Природные комплексы Иркутской области. Уникальность сочетания ресурсов – благоприятные предпосылки развития промышленности.

2


Практические занятия
Определение по карте географического положения Иркутской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты.
Просмотр видеофильма «Природа Иркутской области» с подготовкой ответов на вопросы.
2


Тема 1.3. Характеристика природных ресурсов и природополь-зования в Иркутской области.
Содержание учебного материала
12



1
Природно-ресурсный потенциал области и особенности его использования человеком. Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. Роль в экономике региона отраслей ресурсопользования, работающих на основе местных природных ресурсов.

2


2
Минерально-сырьевые ресурсы Иркутской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование полезных ископаемых и их охрана. Горнодобывающая промышленность – одна из ведущих отраслей Иркутской области, ее перспектива, влияние на окружающую среду. Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особенности загрязнение почв пестицидами, токсинами промышленного происхождения.

2


4
Водные ресурсы Иркутской области. Поверхностные воды, подземные воды, их освоение и использование. Озеро Байкал – одно из крупнейших озер планеты, его характеристика. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно – гигиеническое состояние его источников.

2


5
Растительный и животный мир Иркутской области. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Лесовосстановление. Негативные воздействия деятельности человека на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе.

2


Практические занятия
Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообепеченности региона по основным видам сырья.
Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.
2


Тема 1.4.
Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.
Содержание учебного материала
3



1
Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем.