Научно-методическая статья: Самостоятельная работа как форма компетентностного подхода к профессиональной подготовке обучающихся профессиональных образовательных учреждений

И.А. Попенко
Самостоятельная работа как форма компетентностного подхода к профессиональной подготовке обучающихся профессиональных образовательных учреждений

Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества в последние годы привели к качественному преобразованию характера и содержания труда, то есть расширению профессионального поля деятельности; углублению профессиональной мобильности трудящегося; потребности в овладении появившимися на рынке труда новыми профессиями.
Социально-экономические изменения ставят более сложные задачи перед системой профессионального образования, направленные на подготовку конкурентоспособных специалистов, повышение образовательного и культурного уровня личности, то есть повышения компетентности выпускников.
Достижение нового уровня образовательного процесса требует решение следующих проблем:
обеспечение полноты и достаточности информации для достижения необходимого уровня профессиональной компетентности будущего специалиста;
проектирование процесса обучения на основе инновационных форм, методов, технологий;
построение программы обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов и уровней развития;
формирование у обучающихся навыков самообразования и т.д.
Решение этих и других проблем в условиях непрерывно растущего потока информации привело к необходимости повышения удельного веса самостоятельной работы обучающихся в их профессиональной подготовке.
Самостоятельная работа в системе начального и среднего профессионального образования представляет собой форму организации учебно-производственной деятельности, выполняемую без непосредственного участия педагога профессионального образования (преподавателя, инструктора), но по его заданию за ограниченное время. Самостоятельная работа обеспечивает значительно большую эффективность образовательного процесса и позволяет достигнуть более высокого качества обучения.
При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий.
Выполнение самостоятельной работы требует от обучающихся напряжения познавательных и практических способов деятельности, творческого отношения при овладении профессиональными компетенциями.
В современной дидактике разработано множество форм обучения, каждая из которых раскрывает ту или иную сторону организации обучения. Систематизация и обобщение известных форм выражается в конкретных классификациях. Из опыта работы и на основе классификации форм обучения, изложенной в учебнике по педагогике под ред. С.А. Смирнова, предлагаем классифицировать самостоятельную работу, как одну из форм оптимизации компетентностного подхода в профессиональной подготовке обучающихся системы профессионального образования, структурная схема которой изображена на рисунке.
Универсальность самостоятельной работы заключается в том, что она может быть использована на любом этапе учебного процесса и в зависимости от времени ее организации подразделяется на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу.
Внеаудиторная самостоятельная работа достаточно глубоко раскрыта в научной статье Е.В. Яковлева и Н.Ю. Яковлевой применительно к вузам.
Однако, прежде чем организовать самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся необходимо провести ряд аудиторных самостоятельных работ, ориентированных на самоорганизацию обучающихся в учебном процессе, которые, в свою очередь, обеспечат процесс самообразования, самообучения, самореализации выпускника как молодого специалиста.
Поэтому рассмотрим подробнее аудиторную самостоятельную работу, которая по характеру организации учебной деятельности может быть групповой, индивидуальной, самостоятельной, контролирующей.















Рис. Структурная схема классификации самостоятельных работ
Групповая форма организации самостоятельной работы предполагает совместную деятельность преподавателя и группы обучающихся (П-ГО). В этом случае преподаватель после изложения учебного материала и алгоритма выполнения практических упражнений организует этап закрепления в виде самостоятельной работы. Задание для самостоятельной работы выдается одно для всей группы. Например, решение задачи, выполнение опорных конспектов и т.п. При этом учащиеся могут делиться результатом деятельности. Степень самостоятельности обучающихся – минимальная, а характер деятельности обучающегося – аналоговый, а преподавателя – информативно-контролирующий.
Эту же форму обучения можно использовать и при работе с малыми группами учащихся. Задания в этом случае разрабатываются отдельно для каждой группы. Характер деятельности преподавателя и обучающихся остается прежним при незначительном повышении степени самостоятельности обучающихся.
По мере развития самостоятельности в организации труда обучающихся возникает индивидуальная форма организации самостоятельной работы, предполагающая парный характер взаимодействия, т.е. преподаватель – один обучающийся (П-О). При этой форме каждый обучающийся получает индивидуальное задание. Например, решение задач по вариантам. В этом случае учащиеся могут делиться знаниями. Характер деятельности преподавателя информативно-контролирующий. Степень самостоятельности обучающегося – средняя.
Самостоятельная форма организации самостоятельной работы предполагает работу обучающегося как обучающийся – учебная литература (О-У). В этом случае часть учебного материала излагается преподавателем, а методика решения заданий познается обучающимся через учебную литературу. Эту же форму можно использовать и при расчете заданий требующих использование справочной литературы. Например, конспектирование задания, составление ребусов, кроссвордов, решение комплексных заданий и т.д. При этой форме организации труда степень самостоятельности обучающегося – высокая, а характер деятельности преподавателя – рекомендательно-контролирующий.
Современное развитие компьютерных технологий, электронных материалов, средств интернета позволяет использовать форму обучающийся – компьютер (О-К), в которой обучающемуся предоставляется возможность более глубже вникнуть в проблему изучения темы дисциплины при наивысшей степени самостоятельности. В этом случае деятельность преподавателя носит рекомендательный характер. Для достижения цели обучающийся волен самостоятельно выбирать без ограничений и средства интернет в свободном доступе, АСУ Pro College под индивидуальным паролем, электронными учебниками.
Контролирующая форма организации самостоятельного труда является заключительной формой обучения и предполагает самостоятельную деятельность обучающегося (О) при выполнении контрольных заданий. Данная форма предусматривает, при необходимости, возможность использования справочной литературы. Здесь характер деятельности преподавателя – контролирующий. Степень самостоятельности обучающегося – высокая.
В процессе обучения не исключается возможность при определенных условиях (лабораторно-практическое занятие) использование всех перечисленных форм самостоятельной деятельности обучающихся, но, из опыта работы, рекомендуется применение их в следующих случаях:
групповая и индивидуальная формы используются в ходе изучения отдельной темы или ее фрагмента при использовании простейших заданий;
самостоятельную форму рекомендуется использовать при выполнении заданий, требующих знаний всего раздела или нескольких тем дисциплины;
контролирующую форму применяют на протяжении всего курса обучения.
Характер заданий для самостоятельной работы может изменяться от репродуктивного до творческого в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Таким образом, самостоятельная работа формирует и развивает у обучающихся самоорганизацию труда, логическое мышление, креативные способности, способность работать как в группе, так и индивидуально, что очень важно в производственной деятельности, способность анализировать результат собственного туда. Все это позволяет проектировать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями будущих специалистов, что в значительной степени повышает компетентность обучающегося, его конкурентоспособность.










13PAGE 15


13PAGE 14615



Самостоятельная работа

Внеаудиторная

Аудиторная

Преподаватель – группа обучающихся (П-ГО)

Преподаватель – один обучающийся (П-О)

Обучающийся – учебная литература (О-У)

Обучающийся – компьютер (О-К)

Обучающийся (О)



Заголовок 115