ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ


Экспериментальная деятельность преподавателя по Формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций на геодезической практике
Мифтахова Э.И.
ГАПОУ «Казанский строительный колледж»
На полевой геодезической практике студенты по специальности «Земельно-имущественные отношения» овладевают следующими общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК8 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
ОК10 Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
Для студентов Казанского строительного колледжа полевая геодезическая практика представляет собой испытание, которое достаточно полно раскрывает личности учащихся, их сильные и слабые стороны. Помогает формировать морально волевые качества, самостоятельность, умение работать в коллективе, и конечно, способность к решению сложных задач в реальной обстановке.
Погодные условия практики далеко не всегда бывают благоприятными. Иногда практика начинается в апреле, еще до того, как растает снег. Долгое пребывание на свежем холодном воздухе, иногда под дождем – это настоящее испытание стойкости, силы духа, профессионализма студентов.
Для выполнения заданий необходимо работать с геодезическими приборами, устанавливать их, вести съемку. Работа происходит в бригадах – командах по 4-5 человек где, как правило, распределены обязанности. Отчет по практике представляется индивидуально. Материалы для отчета бригада собирает коллективно.
В связи с этим немаловажным становится принцип составления бригад. Обычно, студенты хотят составить бригаду исходя из дружеских предпочтений. Это, наверное, самый хороший вариант составления бригад.
Но, как и в любом коллективе, далеко не всех связывают взаимные симпатии. Так, что часть студентов распределяется по иным признакам. При этом открывается поле для различных экспериментов по формированию дееспособных команд учащихся.
Был случай, когда в одной бригаде оказались три парня троечника и девушка хорошистка. Парни всегда полагались на кого-то и в этот раз понадеялись на свою одногруппницу. Она старалась, но одна не могла сделать все. Результат оказался плачевным для двух парней из этой бригады, - они были отчислены.
В этом эпизоде, расчет на то, что в трудной ситуации слабые студенты смогут мобилизоваться, не сработал.
Если группа состоит наполовину из девушек и парней, можно поделить ее по гендерному признаку. Бригады, составленные только из девушек или юношей довольно эффективны. Девушки перестают ощущать себя слабым полом и работают наравне с парнями, а то и лучше. Хорошо работающие в поле парни нередко пренебрегают отчетом по практике.
Можно поделить студентов так, чтобы в бригаде были и парни и девушки. Девушки более обязательны при составлении отчета. Смешанные бригады редко бывают неэффективными.
Можно разделить группу по списку, когда студенты окажутся в условиях схожих с реальными, ведь в обычной жизни никто не считается с личностными предпочтениями. Правда, в этом случае возрастает процент бригад, схожих с приведенной в примере.
Психологический климат на геодезической практике имеет немаловажное значение. Были бригады, которые конфликтовали между собой и даже прибегали к взаимному саботажу, выдергивая чужие колышки, закрепляющие точки на местности. Дух соревновательности, здоровая конкуренция, при всех прочих достоинствах, приводят иногда к непредсказуемым побочным эффектам. Предугадать то или иное течение событий довольно сложно. Группы очень разные. И то, как поведет себя человек в сложных условиях, он иногда и сам не может предсказать. В этой связи возрастает роль преподавателя.
Преподаватель должен составить бригады так, чтобы приоритетом была эффективность работы. Некоторым студентам просто необходим жизненный урок – нужно надеяться только на самого себя, но при этом уметь работать в команде. Иногда приходиться переформировывать бригады. Получается, что преподаватель постоянно проводит эксперимент по составлению бригад с целью формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Вышеперечисленные общепрофессиональные и профессиональные компетенции наиболее полно формируются на полевой геодезической практике и это настоящее испытание стойкости, силы духа и профессионализма студентов.