Презентация к педагогическому совету Управление развитием личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности
Педсовет «Управление развитием личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности»
ЛичностныеРегулятивныеПознавательные Коммуникативные Главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. В ФГОС общего образования определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира . Поэтому планировать образовательный процесс необходимо таким образом, чтобы обеспечить формирование системы всех УУД: МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска
(не предметные) — овладение культурой мышления, способность видеть и понимать окружающий мир (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем); действия, направленные на рефлексивную оценку правильности выполнения того или иного действия, умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция);Познавательные РегулятивныеМММБОУ СОШ № 18 г. Брянска
такие действия, которые позволяют ребенку в рамках взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми найти свое место и реализовать свои умения (постановка вопроса, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и др.). (ценностно-смысловые) — система установок, интересов, ценностей учащихся, способствующих развитию мотивации к обучению и познанию.Коммуникативные ЛичностныеМММБОУ СОШ № 18 г. Брянска
РЕАЛИИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаНа первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем.
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска С появлением в методике преподавания новых технологий, в частности, личностно ориентированного обучения, у нас есть возможность говорить о задаче педагогов – учить учащихся учиться, то есть управлять развитием личности в учебном процессе.Итак, давайте разберемся, что же означают некоторые слова, входящее в формулировку темы нашего педагогического совета.
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаРаскройте содержание термина1 группа: УПРАВЛЕНИЕ2 группа: РАЗВИТИЕ3 группа: ЛИЧНОСТЬ4 группа: УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕССЗадание педагогам
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаУправление развитием личности в учебном процессе?
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска Управление развитием личности в образовательном процессе означает создание условий содержательно-познавательного общения, в результате которого совершенствуется интеллектуальная, познавательная, коммуникативная деятельность.РЕЗУЛЬТАТ
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаРаскройте содержание1 группа: ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ2 группа: ЛИЧНОСТНЫЕ УУД и ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ3 группа: ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ (МОТИВАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ)4 группа: МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯЗадание педагогам
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Личностные УУДПути формирования личностных УУД1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельностиУпражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиесяРабота с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолениюАнализ и синтез текста4. Желание осваивать новые виды деятельностиРазнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессеВыполнение проектов, написание сочинений6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена обществаТексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.7.Признание для себя общепринятых морально-этических нормОбсуждения поведения персонажей текстов и их действий8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент)Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечестваТексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоцийАнализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ (МОТИВАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ)Мотивация – создание внутреннего побуждения к деятельности. Успешного педагога от неуспешного коллеги отличает способность мотивировать воспитанников и вести их за собой. Педагог должен помнить, что человек не может долго работать на отрицательной мотивации, порождаются отрицательные эмоции.Планирование – поэтапная организация познавательной деятельности учащихся, включающая в себя подготовительную фазу, фазу взаимодействия и оценки. Планирование – это предвидение. Правильное планирование сохраняет целеполагание, делает его ясным, экономит время, делает эффективной познавательную деятельность
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ (МОТИВАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ)Организация координация или структурирование процесса познавательной деятельности. Организация включает в себя:1) обучающее поведение;2) поощрение и обратную связь;3) уровень квалификации и мотивации;4) развивающий стиль обучения;5) конкретность.Контроль – функция обратной связи. Контроль может быть пооперационный, эпизодический, итоговый.
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаМОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯМетод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода. Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый.Лекционный (объяснительно – иллюстративный (ОИ)Коммуникативно – обучающий (репродуктивный (Р)Экспериментально - обучающий (частично - поисковый (ЧП)Конкретная задача – (проблемный (П)
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаСледующая классификация методов обучения:Пассивные (ПМО): учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.Активные (АМО): учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаВ рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов , как более действенных и эффективных. Кейс-метод. Метод проектов Проблемный метод Дебаты Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эвристический метод Исследовательский метод Метод модульного обучения Коуч - технология
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаПриемы критического мышлении, дебаты, коуч-технология и другие интерактивные методы – это для некоторых учителей ещё пока сложно. Давайте посмотрим, обсудим и разработаем рекомендации, как наши привычные пассивные методы можно сделать активными.
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска1 группа: Лекционный (объяснительно – иллюстративный (ОИ)2 группа: Коммуникативно – обучающий (репродуктивный (Р)3 группа: Экспериментально - обучающий (частично - поисковый (ЧП) 4 группа:Деятельность педагога: эффективная и неэффективная, если он будет…..Задание педагогам В каких действиях представления материала обучающимся будет заключаться метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу? Для этого проанализируйте минусы и постарайтесь их нейтрализовать или превратить в плюсы, не отходя от заданного метода.
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска Лекционный (объяснительно – иллюстративный (ОИ) (высокий уровень инструктажа).• проводите занятие медленно, четко, терпеливо и только по одной теме;• показывайте то, чему вы хотите научить;• используйте обратную связь, задавайте вопросы, чтобы уточнить, понимают ли обучаемые материал;• привлекайте демонстрации (таблицы, схемы, картины, алгоритмы, слайды и т. д.);• используйте моменты актуализации знаний учащихся.
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаКоммуникативно – обучающий (репродуктивный (Р)Коммуникативно – обучающий метод (средний уровень инструктажа)• проводите занятие медленно, четко, терпеливо и только по одной теме;• показывайте то, чему вы хотите научить;•используйте обратную связь, задавайте вопросы, чтобы уточнить, понимают ли обучаемые материал;•привлекайте демонстрации (таблицы, схемы, картины, алгоритмы, слайды и т. д.);• используйте моменты актуализации знаний учащихся;• привлекайте обучаемых к участию в демонстрациях;• вводите на занятии работу в парах (выполнение задания с помощью инструктора).
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаЭкспериментально - обучающий (частично - поисковый (ЧП)Экспериментально – обучающий метод (низкий уровень инструктажа)• рассказывайте и обменивайтесь информацией, когда это нужно;• позволяйте обучаемому выполнять задание не прерывая его;• наблюдайте за работой обучаемого;• корректируйте ошибки обучающегося;• повторите, если необходимо инструктаж;• дайте возможность обучаемому выполнять работу до тех пор, пока он не научится делать это правильно. Будьте терпеливы.
МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность педагога эффективнаяДеятельность педагога неэффективнаянаправлять обучаемыхпогонять обучаемыхвнушать им чувство уверенности в себеунижать, оскорблять обучаемыхговорить «Давай сделаем вместе, ты это можешь, у тебя все получится»все время говорить «Давай делай!»делать учебу интереснойдавать однообразную работу опираться на сотрудничество и уважениеполагаться на авторитет и свою должность будет предпочитать говорить «Мы»все время говорить «Я»начнет относиться требовательнее и критичнее к самому себекритиковать работу других
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаПримеры из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 18
Пример задания на формирование личностных УУД (5 класс) Проект «Добро пожаловать в Россию»Вид личностных УУД: нравственно-этическая ориентацияЦель: участие в творческом процессе, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, культуры; проявление толерантности.МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска
Пример задания на формирование личностных УУД (7 класс){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}International Explorers’ClubNameSurnameAgeCountryLanguages you speakFavourite subjectsHobbiesCountries you would like to visit«Заполни анкету для поступления в международный клуб путешественников» Вид личностных УУД: личностное, жизненное самоопределениеЦель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.
Пример задания на формирование личностных УУД (7 класс)«Дополните список причин, почему люди изучают английский язык. Скажите, зачем вы изучаете английский язык.» Вид личностных УУД: смыслообразование (зачем я учу английский язык)Цель: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельностиМММБОУ СОШ № 18 г. Брянска
Пример задания на формирование личностных УУД (9 класс)«Оцени поведение другого»Описание задания: прочитать текст, данный в учебнике о том, как учащиеся уживаются в одной комнате. В рабочей тетради высказать свое мнение.Вид личностных УУД: нравственно-этическая ориентация.Цель: признание для себя общепринятых морально-этических норм, анализ поведения персонажей текстов и их действийМММБОУ СОШ № 18 г. Брянска
Пример задания на формирование личностных УУД (9 класс)Технология проблемного обученияОписание задания: Необходимо разместить в отеле 6 человек, учитывая их характер, предпочтения. Подобрать наиболее подходящее соседство. Вид личностных УУД: нравственно-этическая ориентация.Цель: признание для себя общепринятых морально-этических норм, анализ поведения персонажей текстов и их действий, уважение чужого мнения.МММБОУ СОШ № 18 г. Брянска
МММБОУ СОШ № 18 г. БрянскаСПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!