Модель информационно-образовательной среды МБОУ СОШ № 5
Модель информационно-образовательной среды МБОУ «СОШ № 5»
Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Разрабатывая модель ИОС МБОУ «СОШ № 5» руководствовались следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1987 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный N 19993).
Разработанная модель ИОС МБОУ «СОШ № 5» с точки зрения системно-структурной организации представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов единого информационного пространства школы, обеспечивающих интеграцию информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.
Рис. 1. Системно-структурная модель информационно-образовательной среды МБОУ «СОШ № 5»
Технико-технологический компонент ИОС МБОУ «СОШ № 5» представляет собой совокупность технических, технологических и программных средств хранения, воспроизведения, обработки и передачи информации, обеспечивающая оперативный и согласованный доступ к педагогически значимой информации.
Рис. 2. Технико-технологический компонент ИОС
МБОУ «СОШ № 5»
Ключевым аппаратным средством этого компонента ИОС является компьютер – универсальное средство и обработки информации, и коммуникации, и обновления знаний, и самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования.
Информационно-содержательный компонент ИОС МБОУ «СОШ № 5» составляют:
Обучающие программные средства и набор информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов, методических ресурсов Базы Знаний КМ-Школы. База знаний КМ-Школы объединяет в себе около 160 Гигабайт уникального образовательного мультимедийного контента в цифровом формате: медиауроки, тесты, тренажеры, медиатеки по всем учебным предметам, модели экспериментов и опытов, энциклопедические и справочные коллекции, словари, обучающие и развивающие курсы, библиотеки текстов и музыки, интерактивные сказки, обучающие игры.
Рис. 3. Структура образовательного контента на ресурсах «КМ-Школы»
Энциклопедии и электронные библиотеки наглядных пособий по различным учебным предметам школьного курса, учебные электронные пособия и учебники, которые находятся в свободном доступе в медиатеке, организованной на базе школьной библиотеки.
Средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Педагоги школы используют как готовые программные продукты и сетевые универсальные тестовые комплексы, так и разрабатывают свои средства с помощью офисных приложений.
Коллекцию методических материалов педагогов и учащихся школы, которая постоянно пополняется новыми материалами и электронными образовательными ресурсами.
Банк учебных ситуаций и методик эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС (приложение 3).
Организационно-управленческий компонент ИОС МБОУ «СОШ № 5» представлен автоматизированными рабочими местами директора, заместителей директора, школьного психолога и позволяет в электронной форме:
организовать документооборот и делопроизводство;
осуществлять планирование образовательного процесса, распределение учебной нагрузки;
фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения программ;
осуществлять педагогический, социологический, психологический и медицинский мониторинг в школе;
осуществлять контроль качества результатов образования;
использовать аналитические, статистические и другие данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью.
Рис. 4 АРМ директора ИИП «КМ-Школа»
Рис. 5. АРМ заместителя директора ИИП «КМ-Школа»
Кадровый (компетентностный) компонент ИОС МБОУ «СОШ № 5» представляет собой систему разноуровневого поддерживающего обучения педагогических работников, которая обеспечивает непрерывность профессионального развития педагогических работников, позволяет им работать с современными техническими средствами и цифровыми образовательными ресурсами, а также использовать новые педагогические технологии в ежедневной практике.
Рис. 6. Система разноуровневого поддерживающего обучения
в МБОУ «СОШ № 5»
Организационно-коммуникативный компонент ИОС МБОУ «СОШ № 5» благодаря сервисам Интернет, современным культурным и организационные формам информационного взаимодействия (электронной почте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], видеоконференциям, форумам) обеспечивает внедрение Интернет-технологий (коммуникаций) в образовательный процесс и раздвигает границы образовательного пространства МБОУ «СОШ № 5». И оно начинает существовать «вне ее стен». Открытость информационной среды позволяет организовывать в электронной (цифровой) форме взаимодействие с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Благодаря основным элементам Интернет-технологий (коммуникаций) образовательным порталам, видео- и аудиоконференциям, форумам, чатам учащиеся нашей школы участвуют в заочных олимпиадах, проектах и конкурсах различного уровня, а участники олимпиадного движения обучаются дистанционно в «Коми республиканским физико-математическим лицее». Педагоги школы проходят дистанционное обучение по различным программам, участвуют в дистанционных фестивалях и конкурсах, принимают участие в работе виртуальных методических объединений, профессиональных сетевых сообществ. Это способствует глобализации, обогащает, а, следовательно, положительно влияет на образовательный результат каждого субъекта образовательной системы, будь то учитель, или учащийся. В этом учебном году 2 педагога нашей школы стали победителями Всероссийского Интернет-фестиваля творческих работ, проводимого порталом «Сеть творческих учителей».
Разработанная модель ИОС МБОУ «СОШ № 5» с точки зрения пространственной организации представляет собой трехуровневую иерархическую среду. Она включает личную, внутреннюю, а также внешнюю составляющие, - личную информационно-образовательную среду каждого субъекта образования, внутреннюю информационно-образовательную среду МБОУ «СОШ № 5» и внешнюю информационно-образовательную среду МБОУ «СОШ № 5», развивающиеся как открытые системы и подсистемы.
Личная ИОС каждого субъекта образования (учащегося, учителя) благодаря школьной локальной сети является частью целостной ИОС МБОУ «СОШ № 5».
Внутренняя ИОС МБОУ «СОШ № 5» представляет собой объединенные в локальную сеть сервер «КМ-Школы», школьную медиатеку, автоматизированные рабочие места директора, заместителей директора, учителей, педагога-психолога, социального педагога, старшего вожатого, сетевые компьютерные классы.
Рис. 7. Внутренняя ИОС МБОУ «СОШ № 5»
Внешняя ИОС МБОУ «СОШ № 5» включает все множество внешних информационных ресурсов, доступных субъектам образовательного процесса посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В ее состав включены официальный сайт МБОУ «СОШ № 5», сетевые социально-педагогические сообщества, сетевые хранилища ЭОР и ЦОР, сетевые лектории.
Принцип открытости ИОС МБОУ «СОШ № 5» позволяет встраивать ее в иерархию единой информационной образовательной среды города, региона и страны.
Рис. 8. Пространственная модель ИОС МБОУ «СОШ № 5»
Все пространственно-структурные компоненты разработанной модели информационно-образовательной среды МБОУ «СОШ № 5» взаимообусловлены и тесно связанных между собой.
Рисунок 4Рисунок 2Схема 4Рисунок 1ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 315