Конспект внеклассного занятия в клубе юных медиаторов
Тема: Особенности работы в программе примирение ровесников.
Программа: «Обучение детей – медиаторов».
Урок первый, второй год обучения.
Цель урока: ознакомить детей-медиаторов с этапами работы в программе примирение ровесников.
Задачи:
рассмотрение этапов работы детей-медиаторов;
развитие коммуникативных качеств, умение составлять вопросы, располагать к себе людей, вести диалог.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Научно-методическое содержание урока. Первая встреча с детьми медиаторами в этом учебном году. Часть детей ходили на занятия в прошлом году, часть детей пришли вновь. Дети уже знают, что такое медиация и ШСП.
Следует напомнить, что сами дети медиаторы научатся разрешать конфликтные ситуации в своей жизни, получат основы новой профессии, будут развивать свои коммуникативные качества.
Вспомнив основные цели занятий и понятия, мы просматриваем фильм.
В ходе просмотра делается акцент на тех этапах работы медиатора, которые представлены в фильме.
Ведущие понятия: медиация, медиатор, этапы работы медиатора.
Технологическая карта урока
Тема, класс, программа, тип урока, оборудование Личностные УУД Метапредметные УУД Предметные УУД Продуктивная деятельность
Тема: Особенности работы в программе примирение ровесников.
Программа: «Обучение детей – медиаторов».
Урок первый, второй год обучения. ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; готовность к выбору профильного образования;
ориентации на мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия; готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; готовность к выбору профильного образования. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Умение составлять и задавать вопросы, решать конфликтные ситуации конструктивным путем Обсуждение просмотренного фильма, мозговой штурм: составление вопросов.
Этапы урока
Этап урока Организационно-технологический блок Деятельность учителя Деятельность учащихся.
Вводное слово учителя Организация учащихся на занятие, напоминание содержания предыдущих занятий напоминает, что сами дети медиаторы научатся разрешать конфликтные ситуации в своей жизни, получат основы новой профессии, будут развивать свои коммуникативные качества. Вспоминают определение медиации, функции медиатора
Просмотр фильма Организация обсуждения просмотренного фильма Что может стать причиной конфликтов в школе?
К чему могут привести школьные конфликты?
Как разрешаются конфликты в современной школе?
К чему может привести силовой метод решения школьных конфликтов?
Какой метод является альтернативным?
С кого начать с обидчика или с пострадавшего?
С какими словами медиатор подходит к обидчику?
Что говорит?
Какие вопросы задает?
Рассмотреть особенности конфликтного педагога? Недопонимание, шалость, стремление поднять свой статус
К формированию конфликтного поведения во взрослой жизни
Силовым путем.
Прогулам, конфликтам между педагогами и учащимися, появлению изгоев, агрессии, увеличению насилия.
Медиация
Обидчика
Я из ШСП, наша служба занимается… объясняет принципы работы, я узнала, что между тобой и твоей одноклассницей произошел конфликт, хотел бы ты поговорить со мной об этом
Прием: правильно ли я тебя поняла… Какие чувства ты испытывал… Каким ты видишь решение этой проблемы… Предложение варианта совместной встречи… Объясняет правила совместной встречи… Самое главное как избежать повторения подобного в будущем…
Подробный разбор этапов работы Представлен в приложении
Домашнее задание. Обратить внимание медиаторов, на то, что они знают больше конфликтных ситуаций, чем взрослые, поэтому их задача, решать конфликтные ситуации без присутствия взрослых, обсуждать эти конфликтные ситуации на следующем занятии с сохранением принципа конфиденциальности. Рефлексия В чем были трудности? Что узнали? Приложения к «Положению о службе примирения»
Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиацииАвторы: Рустем Максудов, Людмила Карнозова, Антон КоноваловЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи работы ведущего (медиатора):
1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.
2. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;
3. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.
Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:
• достижение и удержание контакта со сторонами;
• создание условий для конструктивного выражения эмоций;
• создание безопасной атмосферы во время работы;
• создание условий для взаимопонимания.
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть :
• кто он и его роль в деле;
• роль и функции организации, которую он представляет;
• его взаимоотношения со сторонами.
Вариант представления:
Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.
2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
1. Обсуждение ситуации
• помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);
• внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
• в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;• обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.
2. Обсуждение последствий
обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.
3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.
Обсуждаемые вопросы:
• какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести;
• пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
• варианты заглаживания вреда;
• в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
• если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
• рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
• обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;
• предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);
• проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;
• если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;
• независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;
• если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.
В восстановительном подходе различают два типа работы со стыдом . Наиболее распространенный в обществе тип основывается на клеймении, когда человеку говорят, что не только его поведение плохо, но и сам он плох. Если через пристыжение человека «клеймят» и отвергают, ему становится очень сложно вернуться в нормальное общество, и он может начать искать сообщества людей с девиантным поведением. Происходит процесс криминализации обидчиков вплоть до принятия ими норм криминального сообщества.
В программах примирения воссоединяющая работа со стыдом (термин Дж. Брейтуэйта) осуждает правонарушение, но не самого обидчика. Восстановительный подход не отторгает его от общества: через признание причинённого вреда и действий, направленных на его исправление, становятся возможными самоуважение и возвращение правонарушителя в общество. Испытываемый стыд и действия по заглаживанию принесенного вреда дают возможность обидчику сформировать характер и удержаться в позитивном сообществе. Внушение воссоединяющего стыда предполагает, что за общественным порицанием следуют попытки возвратить правонарушителя в позитивное сообщество через принятие, прощение и помощь. Результатом внушения чувства стыда становится формирование совести.
Медиатор ставит перед участниками конфликта вопросы, способствующие их размышлениям о будущем. Иногда им не так важно разрешение конкретного конфликта, сколько будущие мирные (или хотя бы не враждебные) отношения. Обычно рассказываемая человеком история достаточно трагична. Однако постепенно при поддержке медиатора он начинает видеть в своей истории события, на которые раньше не обращал внимания. Ради такого будущего он готов прикладывать усилия (см. рис. 9).
Опираясь на рассказанную историю, медиатор может развернуть разговор по проектированию будущего, например: «Я чувствую, что вы были крайне возмущены отношениям к вам других, значит, у вас есть какое-то представление, как эти отношения могли бы выглядеть. Можете рассказать об этом?»
Дальше можно обсуждать, какими видятся желаемые отношения и что нужно сделать, чтобы этого достичь.
При разговоре обычно не рекомендуется произносить слово «примирение». Лучше употреблять более общие фразы, такие как «не остаться врагами», «сохранить нормальные отношения», «спокойно относиться друг к другу в будущем». При общении с мальчиками и юношами медиатору нужно быть также очень деликатным при обсуждении таких чувств как стыд и страх, не одобряемых в подростковом обществе. Уместно использовать более мягкие выражения, например: «ты чувствовал себя неловко». Слово «конфликт» можно также поменять на «напряженные отношения», «недопонимание», поскольку многие считают, что конфликт – это плохо.
4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.
Возможные действия медиатора:
рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать;
предложить внести дополнения;
если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.Правила встречи
1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перене-сти продолжение встречи на другой день.
5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.
Медиатор помнит, что встреча – это только форма , а происходящее на встрече будет зависеть от всех её участников. Поэтому медиатор просит каждого из участников сформулировать, зачем встреча нужна именно ему и какие вопросы (темы) он собирается на встрече обсуждать. Некоторые вопросы медиатор может не принять для обсуждения, если они противоречат ценностям восстановительного правосудия (например, «как отомстить»). Встреча не должна превращаться в сделку «ты – мне, я – тебе», где родители выплачивают деньги и, в итоге, подростки не извлекут никаких уроков, кроме того, что «опять удалось отмазаться».
Три темы, которые являются основными для примирительной встречи, медиатор включает в повестку дня в любом случае (даже если никто из сторон их не предложил):
Что произошло и к каким последствиям привело случившееся.
Как теперь исправить негативные последствия конфликтной ситуации (и в случае ущерба - как он будет заглажен).
Как сделать, чтобы подобное не повторилось.
Остальные вопросы и темы участников дополняются к этим трем вопросам или встраиваются в них.
Четвертая фаза встречи со стороной - подготовка к примирительной встрече.
На получении согласия участвовать во встрече со второй стороной предварительная встреча не заканчивается. Всех участников надо готовить к совместной встрече. Важнейшим пунктом подготовки является составление конкретной повестки дня - списка вопросов, которые будут обсуждаться на будущей встрече сторон. По мере составления списка медиатор еще раз проверяет, с чем данный участник готов прийти на встречу.
Все программы уникальны. Медиатор выстраивает программу под конкретную ситуацию (какие будут участники, вопросы и т. д.), но с учетом принципов восстановительной медиации. Он не должен никого уговаривать, иначе на примирительной встрече у сторон могут возникнуть трудности с принятием на себя ответственности за разрешение конфликта.
В некоторых случаях от медиации отказываются не потому, что кто-то настроен против примирения, а потому, что, возможно, медиатору не удалось достичь доверия и объяснить суть программы.
Решение об участии в программе принимают не только стороны конфликта, но и медиатор. Если медиатор не уверен в своей способности обеспечить участникам и себе безопасность в ходе программы, он должен отказаться от ее проведения либо привлечь более опытного медиатора.
В случае необходимости присутствия на встрече родителей, учителей, социального педагога с ними надо также провести предварительную встречу, где прояснить их роль и согласовать их приход с остальными участвующими. Этот вопрос связан в том числе и с балансом сил между участниками. Например, если во встрече будут участвовать старшеклассник и ученик младших классов или одна сторона придет с родителями, а вторая - без, то у участников будет разный статус, что может осложнить встречу. Можно предложить второму участнику прийти с кем-то из друзей, кто будет его поддерживать, и с этим человеком также нужно будет проводить предварительную встречу.
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
Возможные действия медиатора:
1. заранее подготовить место для встречи сторон;
2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;
3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
4. объявить основные пункты повестки дня.
2 фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встречеи фиксация решений сторон.
Задачи:1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
2. поддержать извинения и прощение;
3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
5. обсудить и принять механизм реализации решений.
4 фаза. Обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников.
Вопросы для обсуждения:
• что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
• что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
• какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;
• чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.
5 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
• фиксировать решения и четкий план их реализации;
• обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
• зафиксировать устное соглашение или письменный договор.
6 фаза. Рефлексия встречи
• обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
• спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).
Медиатор помогает «распутать» сложившуюся ситуацию. Это означает, что:
появляется насыщенная фактами история (что было до конфликта, что сразу после, что потом, что происходит сейчас),
появляются другие персонажи и их отношение к случившемуся (родители, друзья, педагоги, вторая сторона конфликта/правонарушения),
проясняются чувства, факты, отношения, ценности и, наконец, появляется будущее (как хотелось бы выйти из конфликта).
Что для тебя стало важным?
Что это для тебя означает?
Какое отношение к случившемуся? Является ли это справедливым?
К каким последствиям привело?
Какие последствия еще могут произойти?
Что произошло?
Как тебе было?
Что ты почувствовал?