Выступление на Ассоциации медиаторов Использование духовных песен при разрешении конфликтов

28.04.2015 год
Декада правовых знаний.
Ассоциация медиаторов.

Из опыта работы
ювенального – педагога психолога МБОУ ДОД ЦДТ города Данкова
С.Н.Заворотней
«Использование духовных песен при разрешении конфликтов».

Педагогом – психологом я работаю с 1993 года. С 2008 года, работая директором и психологом в МОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Данковского района, мы стали сотрудничать с Данковским городским судом в связи с применением ювенальных технологий в судопроизводство.
Ювенальные технологии по социально-психологическому сопровождению несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния это комплекс мер, осуществляемых на основе установленных законом процедур действия, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего). Они включают в себя мероприятия юридического, социального, педагогического, психологического, медицинского характера и направлены на профилактику противоправного поведения подростка, предупреждение повторных правонарушений (преступлений), реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетнего, столкнувшегося с законом.
Одними из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и социально-педагогическая реабилитация подростков, находящихся в социально опасном положении.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости, внутренних дел.
Все отклонения в поведении несовершеннолетних безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник социальную дезадаптацию.
Основная причина дезадаптации проблемы в семье. Оптимальная среда для полноценного развития ребенка это родная семья. Лишение семьи всегда становится травмой для ребенка. Это означает, что основные наши усилия должны быть направлены на работу с семьей.
Подросток, даже в том случае, когда он сам становится правонарушителем, это лишь способ, которым он дает обществу знать о своих нарушенных правах. И это может стать сигналом для начала реабилитации. Только в этом случае мы можем надеяться, что подобные проявления больше не повторятся.
Только комплексный подход к реабилитации несовершеннолетних группы риска может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.
В 2011 году, я совместно с КДН и помощником судьи с функциями социального работника, организовали подростковый клуб «Всё в твоих руках».
Основной целью клуба является оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушение, формирование сопротивляемости жизненным испытаниям, духовно-нравственное оздоровление, обеспечение оптимальных условий для личностного становления и социальной защиты детей.
Ещё на этапе следствия, дознания, судебного рассмотрения подросток, совершивший правонарушение, приходит на обследование к психологу вместе с родителями с целью изучения индивидуально-психологических, интеллектуальных, мотивационных особенностей личности подростка, детско-родительских отношений. Выявляются личностные качества несовершеннолетнего, негативно влияющие на способность к саморегуляции в ситуациях провоцирующих делективное (противоправное) поведение. Именно в этот момент педагог – психолог становиться медиатором, помогающим решить конфликт, в котором участвует несовершеннолетний. По итогам диагностики даётся заключение в суд, рекомендации детям и родителям. Составляется индивидуальный план коррекционных мероприятий.
При рассмотрении гражданских дел, связанных с воспитанием детей - лишение или ограничение в родительских правах, определение места жительства ребёнка или порядка общения с родителями - одной из основных задач психолога является разрешение конфликтных ситуаций. А именно – создание конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, принимали на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта и налаживание отношений так, чтобы исключить повторение произошедшего.
Для таких родителей работает клуб «Успешный родитель». На занятиях психолог помогает родителям подсказать путь к разрешению конфликтной ситуации, урегулировать детско-родительские отношения, прийти к компромиссному решению, отказаться от употребления спиртных напитков, не сквернословить, стать успешным родителем.
Занятия проходят в форме тренинга с элементами арттерапии, сказкотерапии, релаксации, сюжетно-ролевых игр, а также с использованием притч и духовных песен Светланы Копыловой. Предлагаю вашему вниманию фрагменты из опыта моей работы.

Упражнение «Приветствия».
Цель: разрядить обстановку; сломать стереотипные формы поведения; повеселиться; познакомиться с приветствиями в разных культурах; сплотить группу. Содержание: Участники получают карточки с приветствиями из разных стран сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия); помахать рукой; обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.
Обсуждение. - Понравилась ли вам игра?
- Попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
- Было ли трудно здороваться каким-то способом?
- Показались ли какие-то, из приветствий, смешными?
- Как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия? - Какую роль играют приветствия в нашей жизни?

Притча «Расстояния».
«Один раз Учитель спросил у своих учеников: - Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие, - сказал один. - Но зачем, же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен? Ученики предлагали свои ответы, но, ни один из них не устроил Учителя. В конце концов, он объяснил: - Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат. - А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и всё понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивают расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути». Вопросы: - Какой смысл заложен в этой притче? - В чем нравственная цель и назидательный характер притчи?

Песни Светланы Копыловой:
- тема агрессии, гнева - «Котёнок», «Гвозди»;
- тема злоупотребления спиртных напитков родителями – «Записка», «Неупиваемая чаша»;
- тема зависти, лжи, клеветы – «Окно», «Послушник», «В чём осудишь»;
- тема конфликта и миротворца «Плотник»;
- тема семьи, супружеских отношений «Баллада о Петре и Февронии», «Тонкая натура», «Венчальная», «Слёзный платочек»;
- тема воспитания, учительства «Сочинение», «Родительская любовь»;
- тема сквернословия «У хирурга»;
- тема любви к животным «Ерунда», «Про собаку»;
- тема любви, верности «Бирюзовый платок», «Сердце», «Роза»,;
- тема матери «Баллада о матери», «Сердце матери», «К сыну», «Не обижайте матерей»;
- тема о вере в Бога «Близнецы», «От земли до неба», «Два ангела», «Мария Магдалина», «Следы на песке», « Две Марии», «Вратарница», «Подруги».

Все наши методы, способы, приёмы и т.д., в работе по разрешению конфликтов принесут положительный результат, если психолог, юрист, медиатор будут относиться к ситуации, так, как они бы хотели, чтобы относились к ним или к их близким.
Желаю вам успехов в работе, неравнодушных людей на жизненном пути.






































Карточки с приветствиями из разных стран:
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
помахать рукой; обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться;

потереться носами;

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга;

крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки;

показать язык;

очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу;

помахать рукой;

обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди .

сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться;

потереться носами;

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга;

крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки;

показать язык;

очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу;

помахать рукой;

обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди .


15