Программа ШСП практика работы школьной службы примирения



П Р О Г Р А М М А
школьной службы примирения
МБОУ СОШ № 4
(2014-2017 учебные годы, возраст обучающихся – 10-18 лет.)

Девиз программы:

От конфликта к примирению
Авторы программы:
Чистякова Светлана Анатольевна
педагог-психолог
Назмутдинова Лиарида Хамитовна
педагог-психолог
Нагорная Лариса Анатольевна
социальный педагог
г. Урай, 2016 г.
Содержание:
Наименование раздела стр.
Актуальность программы 3
Цель, задачи, основная идея программы 6
Этапы м сроки реализации программы 6
Основные принципы программы 7
Формы работы ШСП 8
Механизм реализации программы 10
Алгоритм работы ШСП 10
План реализации программы 11
Кадровое обеспечение программы 12
Краткое описание опыта реализации программы 13
Ожидаемый результат 16
Финансово-экономическое обоснование программы 17
Список литературы 20
Приложения 22
Актуальность программы
Кто в ссоре, прошу вас, идите мириться
Милые Люди! Давайте учиться
В собственном доме бороться за мир!
(Э.А. Асадов)
Мир может спасти только примирение,
но никак не правосудие, которое
по существу является синонимом мести.
(Энтони де Мелло)
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания лидерства (порой неформального) и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Стандартные «карательные» способы реагирования на конфликты (применение подростками для разрешения конфликтных ситуаций физической силы, порицание со стороны взрослых, приводы к завучам, социальному педагогу школы и т.д.), которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
В соответствии с Указом Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», а также пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012г., «в образовательных организациях рекомендуется создавать школьные службы примирения», нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
Также правовой основой создания и деятельности служб примирения является:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности; Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году. Документ носит рекомендательный характер и является основой для работы в школьных службах примирения в рамках восстановительного подхода;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): …как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов»;
Статья №76 УК РФ указывает, что «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред», следовательно, примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение суда).
В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
«Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты».
Школьная служба примирения (ШСП) является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет всех участников образовательного процесса, заинтересованных в сокращении числа правонарушений в школе и вне ее стен. Также большим положительным моментом является альтернативный способ реагирования на противоправное поведение или правонарушений несовершеннолетних. Очень важно, что результаты работы ШСП учитываются при вынесении административного решения по правонарушению.
В нашей программе по созданию школьной службы примирения можно выделить три направления:
Создание модели школьной службы примирения далее ШСП как школьной медиации с учетом нормативно-правовой базы ХМАО-Югры.
Разработка способов и методов межведомственного взаимодействия ШСП с другими службами города (КДН и ЗП, ПДН и опеки).
Разработка концепции ШСП как воспитательно-образовательной технологии с опорой на понятие «восстановительная культура школы»
Школьная служба примирения МБОУ СОШ №4 г. Урай создана три года назад на основании Приказа №279 от 31.08.2012 года «О создании Школьной службы примирения».
К конфликтным ситуациям с правонарушающими компонентами относят: конфликты в диадах «учитель-ученик», «ученик - сверстники», «учитель-родители», «родитель-ученик», драки, кражи, вымогательство, хулиганство, вандализм и др.
В сентябре 2013 года педагоги школы ознакомились с технологией восстановительной медиации в работе секции по теме: «Девиантное поведение учащихся и новые формы работы с трудными детьми» на педагогическом совете (Педсовет № 1от 28.09.2013г.).
Информирование родителей о работе ШСП осуществляется на родительских собраниях, при обращении по возникающим вопросам в социально-психологическую службу школы. Информация о ШСП размещена на стенде «Психологическая служба школы» и на сайте школы.
Учащиеся школы получают информацию о приемлемых способах разрешения конфликтных ситуаций с правонарушающими компонентами на классных часах и при личном общении со специалистами школы.
Цель программы: Социализация обучающихся через технологии конструктивного общения позволяющие содействовать разрешению ситуаций с правонарушающим компонентом.
Задачи программы:
Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций с правонарушающим компонентом;
Предупреждение и профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
Обучение участников образовательного процесса методам урегулирования конфликтов (волонтерское движение «Мы вместе»);
Создание банка данных диагностических методик для выявления эффективности работы ШСП.
Основной идеей программы содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Этапы реализации программы.
Подготовительный (с 01.01.2014 по 31.05.2015):
- ознакомление с методической литературой о создании школьных служб примирения, проведении программ восстановительного правосудия и т.д.;
- подготовка к созданию школьной службы примирения: обучение медиаторов и волонтеров по программам восстановительного правосудия;
- информирование родителей, педагогов, учащихся о работе школьной службы примирения чрез родительские собрания, педагогические совещания, классные часы;
2. Основной (с 01.09.2015 по 31.05.2016):
- стабильная работа школьной службы примирения по профилактике повторных правонарушений и досудебного урегулирования конфликтов с элементами правонарушения;
- разработка и ведение документации для регистрации и анализа случаев школьной службы примирения;
- участие в заседаниях городского клуба медиаторов;
- отчет о проделанной работе;
- создание банка данных диагностических методик выявления эффективности ШСП.
3. Заключительный (с 01.09.2016 по 01.01.2017):
- банк данных учащихся – волонтеров;
- банк данных о правонарушениях и конфликтных ситуациях в школе;
- профориентационная и предпрофильная подготовка из числа
учащихся родителей и педагогов;
- качественный и количественный анализ деятельности школьной
службы примирения за отчетный период.
- банк данных диагностических методик выявления эффективности ШСП.
Срок реализации программы – 2014-2017 годы
Место реализации программы - МБОУ СОШ № 4
Основные принципы программы:
Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.
Информированность сторон.
Ведущий восстановительных программ обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях их участия или неучастия в программе.
Нейтральность ведущего восстановительных программ.
Ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече
стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.
Конфиденциальность в восстановительных программах.
Ведущий программ и служба примирения сохраняет конфиденциальность происходящего в ходе восстановительной программы и предупреждает о важности сохранения конфиденциальности участников. Ведущий восстановительной программы может передать согласованную со сторонами информацию о ее результатах в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации). Ответственность сторон и ведущего.
Ведущий восстановительных программ отвечает за безопасность участников на совместной встрече в восстановительной программе, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта. Формы работы ШСП.
Восстановительные программы – формы организации восстановительного процесса, такие как: восстановительная медиация, программа по заглаживанию вреда, круг сообщества, школьная восстановительная конференция, семейный совет (семейная конференция) и другие.
Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») – программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий восстановительной медиации создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда).
Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, для поддержки пострадавших и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.
Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) - программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.
Профилактические восстановительные программы – программы по ситуациям, имеющим риск развития (эскалации) конфликта или совершения правонарушения, в рамках которой участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений. В ходе программы реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации – в соответствии со стандартами восстановительной медиации).
Механизм реализации программы.
Организация деятельности службы примирения.
Служба примирения находится в кабинетах дружественных детям – это кабинет социального педагога и психологов. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами, общественными организациями, КДН и ЗП, ювенальной службой, органами опеки, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).
Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
Алгоритм работы школьной службы примирения:
Информация поступает от участников образовательного процесса.
Медиатор анализирует ситуацию и принимает решение о возможности проведения медиации или нужна помощь специалистов.
Проведение процедуры медиации.
Анализ проведенных программ и мониторинг деятельности.
(см. Приложение № 1 Алгоритм деятельности ШСП).
Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов и в повышении их квалификации.
Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.(см. Приложение № 2 Схема управления программой).
Нами разработаны подпрограммы социально-психологической поддержки участников конфликтных ситуаций в зависимости от поведенческих и личностных особенностей, которые могли повлиять на эскалацию конфликта (см. Приложение №3 Структура программы, Приложение №4 Подпрограммы).
Целевая группа проекта:   - учащиеся 10-18 лет
План реализации программы
№ п/п Комплекс мер Срок реализации Ответственные
1 Разработка Положения и Устава школьной службы примирения 2015-2016 учебный год Администрация школы
Члены ШСП
2 Работа школьной службы примирения По запросу Медиаторы
3 Совещание членов школьной службы примирения по особо сложным случаям По запросу Члены ШСП
4 Обучение медиаторов, волонтеров на курсах повышения квалификации Сентябрь-октябрь 2016 Куратор ТСП
5 Информирование участников образовательного процесса о работе школьной службы примирения (родительские собрания, школьный сайт) В период реализации программы Зам. Директора по ВР
6 Координация деятельности школьной службы примирения (участие в заседаниях клуба медиаторов как взрослых, так и детей) 1 раз в месяц Куратор ТСП
7 Создание сайта школьной службы примирения 2016-2017 учебный год Зам. Директора по УВР
Члены ШСП
8 Оборудование кабинета медиации (комнаты дружественной ребенку) 2016-2017 учебный год Зам. Директора по АХР
9 Взаимодействие со СМИ (написание статьи в газету «64 Меридиан» о работе школьной службы примирения 2016-2017 учебный год Члены ШСП
10 Оформление буклетов о школьной службе примирения 2016-2017 учебный год Члены ШСП
11 Супервизия (консультации членов школьной службы примирения со специалистами служб города (опека, ювенальная служба, КДН и ЗП и т.д.) По необходимости Члены ШСП
12 Использование новых форм проведения примирительных встреч в виде «Кругов сообщества», «Семейных конференций» По запросу Члены ШСП
13 Проведение программ примирения по запросам ПДН, КДН и ЗП, опеки По запросу Члены ШСП
14 Подготовка отчета о реализации восстановительных программ Ежегодно Члены ШСП
15 Проведение мониторинга школьной службы примирения Ежегодно Члены ШСП
16 Создание банка данных диагностических методик по выявлению деятельности ШСП В ходе реализации программы Члены ШСП
Кадровое обеспечение программы.
В состав школьной службы примирения входят медиаторы, специалисты и волонтеры из числа обучающихся 8-10 классов.
Заместитель директора по воспитательной работа – 1;
Педагог-психолог – 2;
Социальный педагог – 1;
Волонтеры из числа обучающихся 8-10 классов – 6.
Краткое описание опыта реализации программы.
На данный момент времени служба примирения состоит из 3 взрослых и 6 учащихся. Процесс обновления команды детей-волонтеров налажен. Первые волонтеры уже выпустились из стен школы, в прошлом учебном году мы привлекали к ведению примирительных встреч двух учащихся 7 классов, проявляющих интерес к данной работе,а в начале 2015 года специалисты ювенальной службы муниципального бюджетного учреждения «Молодежный центр» провели обучение учащихся школ города, где 4 учащихся школы №4 смогли получить необходимые знания и умения по ведению восстановительных медиаций.
Так как учащиеся школы и их родители, классные руководители знают о работе ШСП – сведения о конфликтах поступают к нам от всех участников образовательного процесса, включая администрацию школы.
Всего количество поступивших случаев в ШСП:

- 2013 календарный год количество программ – 12 случаев, 38 участников;
- 2014 календарный год – 21 случай. 111 участников;
- 2015 календарный год – 26 случаев, 173 участника.
Наиболее часто встречающиеся в нашей практике случаи с правонарушающими компонентами касаются неконструктивных способов общения среди учащихся (передача искаженной информации, недопонимание смысла высказывания в адрес учащегося, нетерпимость к личностным особенностям некоторых учащихся со стороны одноклассников и др). Ответной реакцией, как правило, являются драки на уроках и переменах, назначение «стрелок», взаимные оскорбления «В Контакте». Подобные конфликты чаще всего можно отнести к «легким»и поэтому их помогают разрешить волонтеры, так как они наиболее «вхожи» в детскую среду. Но, к сожалению, имеются сложные случаи, когда конфликты могут иметь серьезные последствия, и здесь необходима работа взрослых.
Программы примирения проводятся систематически.
Примеры восстановительных процедур среди несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ №4 за 2014-2015 учебный год:
подозрение в краже сотового телефона – 1 случай;
пропажи (наушников, велосипеда) – 2 случая;
нанесение телесных повреждений – 4 случая;
материальный ущерб (разбит сотовый телефон) – 1 случай;
нарушения детско-родительских отношений – 2 случая (см. Приложение 5 Мониторинг деятельности ШСП) .
Опыт работы документируется. В журнале регистрации конфликтных ситуаций отмечается: дата конфликта и дата поступления запроса, суть конфликта, источник информации, участники конфликта, обидчик и потерпевший, применение программы (или что удалось провести и почему не завершилась медиация). Подводим итог с точки зрения стандартов: в чем ответственность обидчика, в чем осуществлялась поддержка жертвы, как изменились их отношения вследствие восстановительной медиации, в чем состоит суть договора.
Каждый случай обсуждаем с детьми-волонтерами. При этом анализируем соответствует ли случай для использования восстановительной медиации, были ли соблюдены принципы, в чем заключались трудности. (см. Приложение № 6. Фотоотчет о работе ШСП)
За 2 года работы ШСП проведено: 31 восстановительная медиация;3 «челночных» медиации (потерпевшие отказались от встречи с правонарушителями, вопросы решали через ведущего программы, в итоге стороны пришли к примирению, причиненный вред потерпевшим был заглажен); 9 школьных конференций, 1 с участием представителя КДН и ЗП; 2 – круги заботы. Общее количество участников программ: 78 обидчиков, 46 потерпевших, 67 родителей (законных представителей), 8 классных руководителей и специалистов, включая представителей МУ ЦГБ г. Урай (по случаю Круги заботы). Всего приняли участие в различных типах программ 197 участников образовательного процесса.
Мониторинг проводимых восстановительных программ за период функционирования ШСП показывает: в 78% случаев повторов конфликтных ситуаций и нарушений принятых договорных обязательств по заглаживанию вреда не наблюдается.
В 22% случаев наблюдались нарушения условий договора. Анализ причин, почему несовершеннолетние нарушают самостоятельно принятые решения по заглаживанию вреда потерпевшему, показывает о существующих личностных проблемах обидчиков, проблемах семьи, где воспитывается несовершеннолетний. В таких случаях мы проводим реабилитационные программы по коррекции личностных и поведенческих особенностей несовершеннолетних, профилактическую работу в классах (например, классные часы по формированию навыков толерантного поведения, по формированию навыков эффективного взаимодействия и обучению способам разрешения конфликтов мирным путем, формированию самосознания учащихся и др.). Также проводится качественный мониторинг случаев, где анализируется ход ведения программы восстановительного правосудия (см.Приложение 7. Качественный анализ случая)
Проводится психолого-просветительская работа с родителями на родительских собраниях по личностным и поведенческим особенностям учащихся школы различных возрастов.
В нашей практике были 2 случая (примеры отказа правонарушителей от встречи с потерпевшими после проведенной предварительной работы). В таких случаях, где правонарушители отказались от примирительной встречи, в специальной литературе ведется обсуждение о том, что подобные случаи не говорят о снижении эффективности работы ведущих, так как должен соблюдаться основной принцип восстановительных медиаций – принцип добровольности. Ответственность ведущего в данном случае заключается в уважительном отношении к участникам программы и не настаивании на их дальнейшем участии в восстановительной медиации. Главное, чтобы обе стороны не испытывали друг к другу чувства озлобленности по поводу произошедшего. Здесь важно выявить причины отказа одной из сторон, особенности встреч, которые не позволили прийти к примирительному результату.
Ожидаемый результат реализации программы:
Снижение числа повторных конфликтов, правонарушений несовершеннолетних, родителей охваченных программами восстановительного правосудия.
Способствовать оптимизации психологического микроклимата среди всех участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 4.
Предпрофильная подготовка волонтеров из числа старшеклассников по направлению психология, социология. Вовлечение бывших участников конфликтов и правонарушителей и их жертв в научно-исследовательскую и волонтерскую деятельность в рамках научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».
Банк данных диагностических методик для выявления эффективности работы ШСП.
Определения используемые в программе:
Медиатор — третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор. Профессиональная деятельность в области альтернативного разрешения споров называется медиацией.
Куратор - тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или инымпроцессом.
Программа примирения – добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы), организуется медиатором для:
1.обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации,
2.обсуждения причины случившегося и поиска способов нейтрализации этих причин.
3.составления примирительного договора
Достигнутые договоренности фиксируются в примирительном договоре.
ШСП – школьная служба примирения.
ТСП – территориальная служба примирения.
Документы:
- Приказ директора школы о создании школьной службы примирения;
- Положение о школьной службе примирения;
- Устав школьной службы примирения;
- Журнал регистрации случаев;
- Примирительный договор.
Алгоритм работы школьной службы примирения:
Информация поступает от участников образовательного процесса.
Медиатор анализирует ситуацию и принимает решение о возможности проведения медиации или нужна помощь специалистов.
Проведение процедуры медиации.
Анализ проведенных программ и мониторинг деятельности.
Финансово-экономическое обоснование программы
Материально-техническое оснащение
Для работы школьной службы примирения в основном используется кабинет педагогов-психологов, который оснащен не в полном объеме. В работе используется оргтехника, которая частично вышла из строя, мебель имеет изношенный вид, также имеется необходимость в использовании современных диагностических методик и развивающих игр.
Для удобства проведения примирительных встреч, создания обстановки непринужденности необходимо дооснастить кабинет психологов. А также ресурсы необходимые для реализации программы (см. Приложение № 8. Ресурсы).
Смета
расходов на оснащение кабинета психологов МБОУ СОШ № 4
№ п/п Наименование Кол-во Цена Сумма
1 Платяной шкаф 1 шт. 20000-00 20000-00
2 Стол ученический одноместный 2 шт 3000-00 6000-00
3 Офисные кресла 10 шт. 6000-00 60000-00
4 Стулья для групповой работы 15 шт. 3000-00 45000-00
5 Ноутбук 2 шт 30000-00 60000-00
6 Компьютер (системный блок+монитор+клавиатура+мышь+колонки) 2 шт. 30000-00 60000-00
7 Принтер, сканер, копир (3 в 1) 1 шт. 20000-00 20000-00
8 Массажное кресло для релаксации 1 шт. 345000-00 345000-00
9 Чемодан психолога. Диагностический комплект Семаго 1 шт. 15000-00 15000-00
10 Диагностический комплект Семаго 1 шт 20000-00 20000-00
11 Развивающие игры, головоломки (разные) 10 шт. 2000-00 20000-00
12 Мягкие кубики (10 шт.) 1 коп. 5000-00 5000-00
13 Папка планшет с верхним зажимом 15 шт. 1000-00 15000-00
ИТОГО: 691000-00
Информация о материально-техническом оснащении организации.
Смотри Приложение № 9. Паспорт кабинета.
Оборудование, которое необходимо приобрести.
1.Платяной шкаф
2. Стол ученический одноместный
3. Офисные кресла
4. Стулья для групповой работы
5. Ноутбук
6. Компьютер (системный блок+монитор+клавиатура+мышь+колонки)
7.Принтер, сканер, копир (3 в 1)
8.Массажное кресло для релаксации
9.Чемодан психолога. Диагностический комплект Семаго
10. Развивающие игры, головоломки (разные)
11. Мягкие кубики (10 шт.)
Источники финансирования.
Так как программа предполагает добровольность участия медиаторов (из числа взрослых) и волонтеров (из числа детей) источников финансирования программы не предусмотрено.
Список литературы
1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
2. Коновалов А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113
3. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. - №5 – 2008. – с. 61 – 67.
4. Максудов Р. Восстановительная медиация.- М.: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 2011, с. 112
5. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. – Тюмень: Изд – во предпринимателя Заякина В. В., 2008. – 54 с.6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально –педагогической деятельности. – Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. – 29 с.
7. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР» -31с.
8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 415 с.
9. Назмутдинова Л.Х. Разрешение конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних учащихся с применением восстановительных процедур (опыт работы Школьной службы примирения средней общеобразовательной школы № 4 города Урай. //Досудебное сопровождение несовершеннолетних, совершивших противоправные действия. Применение методов и технологий восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста уголовной ответственности.– Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир», 2015г.с.36 – 39
10. Чистякова С.А. Бесконфликтное общение: советы школьного психолога//Директор школы. Журнал для руководителей заведений и органов образования. – 2010. - №10. – с.39-43.
11. Чистякова С.А. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания. //Директор школы. Журнал для руководителей заведений и органов образования. – 2010. - №4. – с.51-54.
12. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые занятия / авт. – сост. О. А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014.13. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
14. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, 2005 – 336 с.
Описание электронных ресурсов
Социальный проект “Школьная служба примирения “Согласие” – Режим доступа: http://conseducenter.ru/index.php/materialy2/348-bohanova-kokoulinaОрганизация школьной службы примирения – Этапы выполнения программы примирения – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-school-psychologist/164-raznye-meropriyatiya/1750-organizacziya-shkolnoj-sluzhby-primireniya Смысл школьных служб примирения (Школьная служба примирения – Что это такое?) – Режим доступа:http://www.8-926-145-87-01.ru  Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян [Электронный ресурс] / И. С. Краснов // Физическая культура: науч.-метод. Журн. – 2013.— № 2. – Режим доступа: http://sportedu.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014).