Социальное проектирование как форма социализации подростков.
Социальное проектирование как форма социализации подростков
Есть только один путь постижения - действовать.
П. Коэльо
Сегодня при обучении и воспитании детей мы говорим о получении особого типа результата образования, связанного с социализацией обучающихся. При этом основным содержанием понятия социализации является превращение растущего ребенка в человека с активной позицией, способного к самоопределению, взаимодействию, преобразованию собственной жизни и окружающей его действительности.
Социализация обучающихся – не некая изолированная деятельность, она осуществляется всюду, и при освоении академических дисциплин, и в развитии у обучающихся универсальных компетентностей, и в их собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях. Она осуществляется просто в жизни ребенка.
Школа должна найти и использовать такие формы детских и детско-взрослых деятельностей, которые обеспечили бы процесс формирования индивидуальности, максимально отвечающим задачам самоактуализации и самореализации обучающихся.
Социальная позиция человека может проявляться только в деятельности. Среди форм организации практической деятельности обучающихся можно выделить технологию социального проектирования . Ее позитивной чертой является универсальность, так как деятельность обучающихся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе. Метод социальных проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования или иного социально значимого действия. Это определенным образом организованная деятельность обучающихся, индивидуальная или групповая, которые предусматривает не просто достижения того или иного результата, но и организацию процесса его достижения.
При проведении проектов делается акцент на формирование у участников нравственных, мировоззренческих установок, способности мыслить конструктивно общаться.
При выборе темы проекта важно, чтобы она была актуальна для организаторов, участников и для коллектива школы. Поэтому проводится исследования проблемы, анализ способ и поиск путей их решения. Так как важно – что учащиеся участвуют в мероприятии добровольно, цели достигаются за счет того, что участники открывают для себя новые возможности, сами делают выводы.
Ребенку, вступающему в новый этап своей жизни обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своем таланте и неповторимости. Необходимо признание детей и взрослых. Ведь именно в этом возрасте закладывается оптимистичный взгляд на жизнь.
При осуществлении социальных проектов можно успешно реализовать основные возрастные задачи подростков, помочь им в успешной социализации.
Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе к своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научиться ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности - личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.
Основными возрастными задачами подростка являются:
1. Формирование самосознания:
- изучения своего «Я» и своего места в мире;
- выработка положительного отношения к себе, к своим личностным качествам;
- формирование умений сознательного пользования своими качестами и полученным опытом.
2. Осознанная социализация:
а) Развитие качеств, позволяющих строить успешные отношения с другими (сензитивности, эмпатии, толерантности, ответственности);
б)Развитие навыков построения отношений:
- выработка моделей, успешной коммуникации;
- умение выразить свое мнение;
в)Умение выстраивать близкие, открытые отношения:
-умение принимать и уважать самого себя;
-умение и готовность позаботиться и помогать близким людям;
-умение принимать , понимать, выражать свои чувства;
3. Структурирование своей жизни:
- умение определять важные жизненные цели.
При реализации социальных проектов происходит социальное творчество, оно сочетает в себе несколько аспектов. С одной стороны взаимоответственность, содружество педагога и учащегося в решении общей проблемы, с другой стороны, проявление ребенком инициативы на любом этапе работы и личное участие в реализации замыслов.
Социальное – это всегда взаимодействие между людьми.
Творчество- это поиск, создание чего то нового.
В течение 3 лет я использовала данную технологию в своей работе. В тесном сотрудничестве со школьным библиотекарем Жаповой Е.Н., социальным педагогом Бурмистровой Т.В., классными руководителями и инициативной группой учащихся были проведены следующие мероприятия:
«В семье единой»
Выставка творческих работ детей, родителей и педагогов школы «Мир моих увлечений»
«Дари добро»
Организация выставки ученицы 8 «В» класса Олеси Николаевой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому необходимы в нашей жизни социальные проекты (праздники, презентации и выставки). Как умело, продуманно и тщательно их организовать, наполнить необходимым для развития ребенка содержанием – задача, которая стоит перед нами, взрослыми.