Анализ работы учителей методобъединения русского языка и литературы школы №10
Анализ работы
учителей методобъединения русского языка и литературы
школы №10
(2015-2016 уч.год Первое полугодие)
Поставленные задачи:
В 2015-2016 уч.году перед кафедрой русского языка и литературы стояли следующие задачи:
1. Направить усилия на обновление форм и методов обучения
2. Усилить формирование национального самосознания, осуществить патриотическое, нравственное, духовное воспитание на уроках русского языка и литературы.
3. Провести работы по повышению грамотности и улучшению работы по развитию устной и письменной речи учащихся.
В основном, задачи, поставленные перед МО в этом учебном году, были реализованы полностью.
Обсуждение вопросов на заседаниях кафедры.
Согласно плану работы кафедры, в первом полугодии 2015-2016 уч.года было проведено и запланировано 5 заседаний, на которых рассматривались и будут рассматриваться вопросы:
- целесообразности и эффективности методов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования;
- преемственность обучения русскому языку и литературе в начальной и основной школе;
- организация научно-исследовательской работы;
- подготовка к итоговой аттестации;
- изучались инновационные педагогические технологии;
- обсуждались новинки методической литературы
Особое внимание было уделено проблемам, связанным с повышением качества знаний, состоянием преподавания предметов, преподаваемых на кафедре.
Основными формами работы являются заседания кафедры, участие в работе педсоветов, участие в работе творческих групп. Педагоги кафедры имели возможность познакомиться с опытом работы района и побывать на уроках, построенных на использовании новых технологий.
Анализ уровня кадрового потенциала.
Всего
Образование
Стаж работы
Категория
Средняя нагрузка
В
Н
С
0-3
3-10
10-20
20-30
В
1
2
с
7
7
-
-
-
1
6
2
4
-
1
24 ч
Диагностирование профессиональной деятельности учителей кафедры свидетельствует о достаточно высоком потенциале педагогов. Практически все учителя работают над развитием творческих способностей, обеспечивают на уроках преемственность в обучении, практическую направленность.
Темы самообразования:
В 2015-2016 учебном году МО работало над темой «Обновление форм и методов обучения». Работа строилась по шести направлениям:
организационно-педагогическая деятельность;
методическая работа;
исследовательская инновационная работа;
работа по повышению квалификации учителей;
учебная работа;
работа с одарёнными детьми.
Учителя кафедры продолжили работу по темам самообразования:
Шалабаева К.: Создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы.
Тастанбекова К.: Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Инешова Б.: Повышение интереса к языку, развитие устной и письменной речи учащихся.
Азбергенова З.: Активизация самостоятельной деятельности учащихся, работа над повышением грамотности.
Владение учителями инновационными технологиями.
Учителя МО изучают методическую литературу, знакомятся с инновационными технологиями, по мере необходимости используют в своей работе новые методы и технологии. В частности широко применяется технология ТМСО, технологии развивающего обучения, технология развития критического мышления, групповые технологии, тестовая методика и т. д. Активно ведется преподавание предметов с помощью мультимедийного комплекса.
Учителя кафедры продолжили работу над проведением нестандартных уроков. Была проведена серия уроков: ________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Участие в круглых столах, педсоветах, семинарах.
Учителя кафедры были активными участниками круглых столов, педсоветов, семинаров, конференций:
- конференция учителей, посвященная началу учебного года (август);
- конференция «_______________________________________________________________________________________________________________________________________________») (октябрь);
- Методическая неделя «Трёхязычие- требование времени» (январь);
- педагогические советы №1, №2.
Практическая деятельность.
Учителя кафедры принимали участие в организации и проведении 1 и 2 тура ученических Олимпиад по русскому языку и литературе. Школьная олимпиада по русскому языку и литературе проводилась в ноябре, победители приняли участие во 2 туре. Следует отметить активность учащихся: школа №10 была представлена участниками всех классов старшего звена (9 – 11). Однако, результативность на конкурсах более высокого уровня резко снижается. Чтобы добиваться высоких показателей в олимпиадах и конкурсах всех уровней, необходимо продолжить индивидуальную работу с одаренными детьми, создать условия для творческого роста школьников с помощью использования ИТ и участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием интернет-технологий и интернет-ресурсов.
Планируемая деятельность:
учет в полной мере образовательных запросов учащихся и их родителей;
усиление индивидуализации учебного процесса;
изучение и анализ творческого потенциала учителей, родителей, учащихся и выпускников;
повышение профессионального уровня педагогов (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, педагогических советах);
участие в региональных, городских олимпиадах, творческих конкурсах, смотрах, фестивалях, конференциях, выставках.
В городском туре олимпиады учащиеся школы заняли 3 призовых места: Кульчикова Гульмира -4-е место, Сарсенова Пакизат-4-е место, Мансариева Ж-3-е место.
Результативность участников олимпиад разных уровней зависит от качества работы педагогов, от творческого их отношения к преподавательскому труду, от своевременного выявления одаренных учащихся, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочное время. Тут есть, над чем подумать каждому учителю, над чем работать.
Учителям МО необходимо:
осуществлять мониторинг личных достижений одаренных учащихся;
вести кропотливую работу с теми, кто проявляет исключительные знания, углубляя их во внеурочное время, приобщая ребят к исследовательской деятельности;
анализировать на МО причины низких результатов на олимпиадах разных уровней,
организовывать и проводить школьные туры предметных олимпиад на более серьезной основе.
Работа с одаренными детьми.
В этом учебном году продолжили работу в реализации государственной программы «Одарённые дети». Был создан банк данных, и определены основные направления в работе с талантливыми учащимися. Разработан и внедряется план работы с одаренными детьми.
Основные направления в работе с одарёнными детьми:
сопровождение и поддержка творческой и научно-исследовательской деятельности;
подготовка к олимпиадам различных уровней;
мониторинг творческой и научно-исследовательской деятельности.
Внеклассная работа по русскому языку и литературе.
На кафедре ведётся внеклассная работа по предмету.
По результатам региональных литературных конкурсов учащиеся школы №10 заняли призовые места:
«ДИК» - 2 место – 11+9+15= 35 учеников
Ко Дню Победы был отправлен на конкурс сочинение ученицы 8 А класса Боранбаевой Жулдыз «Мы не вправе забыть» (результаты конкурсы еще не объявлены).
Обобщение педагогического опыта.
Педагоги кафедры регулярно обмениваются опытом, посещая районные методические объединения.
Учителя кафедры систематически изучают методические новинки. Огромное внимание уделяется изучению периодической литературы, в частности научно-методическому изданию «Русский язык и литература в казахской школе», популярным Интернет ресурсам.
Предполагаемые проблемы:
Актуализация ценности знаний учащихся. Формирование интереса к предметам «Русский язык» и «Литература» через урок, книгу, внеклассное мероприятие.
Использование современных педагогических технологий в обучении русскому языку и литературе (теория и практика).
Диалоговые технологии в школьной практике (проведение нестандартных форм уроков).
Учет и оценка знаний учащихся. Ведение мониторинга. Практика и опыт.
Использование межпредметных связей обучения.
Итоговая аттестация по русскому языку и литературе. Методика проведения обобщающих уроков в выпускных классах.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы и языка в старших классах.
Задачи на следующий год:
Задачи методической работы кафедры:
Продолжить работу над темами по самообразованию педагогов.
Организовать взаимопосещение уроков с последующим анализом и обобщением опыта работы педагогов.
Регулярно проводить заседания кафедры с целью обсуждения методических проблем учителей и новых направлений в методике преподавания.
Продолжить работу по использованию современных технологий на базе
развивающего обучения.
Задачи по совершенствованию образовательного процесса:
Продолжить разрабатывать систему работы при подготовке учащихся к ЕНТ.
Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формирования всесторонне развитой личности.
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и литературе.
Систематически анализировать качество обучения по итогам посещения уроков и мероприятий.
Продолжить работу по оформлению кабинетов.
Совершенствовать работу с одаренными учащимися через кружки, факультативы, олимпиады, творческие конкурсы.
Организовать работу с детьми-олимпиадниками, провести школьные олимпиады, подготовить учащихся для участия в городских предметных олимпиадах.
Продолжить работу с детьми группы риска.
Позитивные тенденции работы кафедры, меры для корректировки.
В результате прохождения курсов повысился уровень владения инновационными технологиями обучения. Отмечается высокая заинтересованность педагогов в позитивном изменении качества учебного процесса.
В 2015-2016 году число победителей и призеров олимпиад и качество успеваемости по предметам на хорошем уровне. В школе №10 есть специальная подготовка для участия в научно-исследовательской деятельности МАН. Необходима спланированная внеурочная деятельность учителя и ученика для качественной подготовки участников олимпиад, МАН.
Принимая во внимание позитивные, работу учителей кафедры русского языка и литературы можно оценить положительно, следует признать план работы кафедры реализованным, задачи выполненными.
Руководитель МО Шалабаева К.Б.
15