Презентация Профессиональное выгорание(для педагогических советов)
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА» Как специалисту на ближайшие 5 лет я себе пожелаю … Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Составляющие синдрома выгорания Эмоциональная истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Стадии профессионального выгорания -«три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности» Маслач ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; забывание каких-то моментов («провалы в памяти»). ВТОРАЯ СТАДИЯ: снижение интереса к работе;снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; нарастание апатии к концу недели;появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота». ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было. Что мешает мне получить удовлетворение от профессиональной деятельности? Индивидуальные факторыОрганизационные факторы Индивидуальные факторы: ВозрастПол (женщины)Уровень образованияСемейное положение Стаж работыВыносливостьЛокус контроляСтиль сопротивленияСамооценкаНевротизм (тревожность)Коммуникабельность Организационные факторы: Условия работыРабочие перегрузкиДефицит времениПродолжительность рабочего дняСодержание трудаСамостоятельность в своей работеОбратная связь Я РАБОТАЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ Начало трудового Настоящее время Через 5 лет пути Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя.Не работайте тяжелее, а работайте умнее.Не откусывайте на работе больше, чем можете прожевать! Да и вне работы. Будьте на работе умными, хитрыми и предельно собранными.Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события.Скрупулёзно считайте, высчитывайте и подсчитывайте свой труд, свои рабочие часы.Торгуйтесь без всякого стеснения со своим начальством. Ведь это- ваш труд, ваши силы, ваше время. Помните, ваш труд- очень даже в счёт!Всегда точно знайте, с какой стороны ваш хлеб намазан маслом! Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или Удовольствие по плану.Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия.Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни. Долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами!Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными.Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить.Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать правильно, безошибочно и идеально.Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания.Помните, никто вам ничего не должен.Не бойтесь собственных ошибок. «Что мне доставляет удовольствие?» -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
смех, улыбка, юмор спорт вдыхание свежего воздуха чтение стихов высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так ароматерапия прослушивание спокойной, тихой музыки общение с супругом(гой), детьми, внуками рукоделие танцы общение с искусством