Россия в первой четверти XIX века.
















Тема:
«Россия в начале XIX века»

Задачей урок является заполнение схемы по группам.
Класс распределяется по экспертным группам, каждая группа получает задание (согласно таблице) и работает с представленным материалом.
«эксперты» по сельскому хозяйству;
«эксперты» по промышленности;
«эксперты» по транспорту;
«эксперты» по торговле;
«эксперты» по политическому строю.
Группы работают с одинаковыми материалами ,но каждая по своему вопросу.
Учебник
Документ «Народное значение Москвы"
Сведения по зарубежным странам
Статистические данные

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Тема:
«Внутренняя политика Александра I»
Групповая работа организуется так:
1-я группа работа с документом о продаже крепостных крестьян
В. Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления?
В. Как объявления характеризуют отношения дворян к крестьянам?
2-ягруппа- работа с документом( отрывок из указа о вольных
хлебопашцах)
В. Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?
В.Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?
3группа- работа с источником ( из манифеста об образовании
Государственного Совета)
В. Как можно охарактеризовать Государственный Совет согласно этому документу?
В. Сильно ли изменилась по существу структура власти в России?
В завершении урока предлагается работа с уже составленной схемой «Реформа высших органов власти».
Каждая из групп выполняет своё задание по вопросу
О сравнении структуры власти в России до и после реформ .
Чем министерства отличались от коллегий?
Изменились ли функции оставшихся учреждений?
Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь царём, а какие нет?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Тема :
« Внешняя политика Александра I»
На этом уроке групповая работа организуется следующим образом: класс делится на две группы, самостоятельная работа организуется по заполнению таблицы. Используя материал учебника, заполните таблицу «Внешняя политика России 1801-1812г.»
1-я группа - восточное направление;

2-я группа – западное направление;


Восточное направление
Западное направление

1801..
1803-1804.
1804-18013
1806-1812..
1804..
1805..
1806..
1807...


После заполнения таблицы, каждая группа характеризует своё направление внешней политики. Учащиеся должны записать услышанное, и заполнить таблицу.

Второе задание отобрать самостоятельно в определённую колонку неудачи и успехи во внешней политике. Каждая группа заполняет свою колонку. В помощь обоим группам предлагается следующие опорные слова:
Аустерлиц, Швеция, Фридлянд, Бессарабия, Османская империя,Тильзит,Франция.


Неудачи
Успехи


..

..


..




Тема:
« Отечественная война 1812года»(1 вариант)
На этом уроке двум группам даётся следующее задание.
Работая с документом, характеризующим комплектование и состав русской и французской армии , предлагается найти 1-й группе -достоинства обоих армий, 2-й группе- недостатки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


На этом уроке ведётся работа с контурной картой .
1-й группе задание - отметить на контурной карте расположение русских армий и их численность , города Смоленск, Москву, реку Неман.
2-й группе задание - отметьте место соединения 1 и 2 русской армии.
Опережающее задание по карте
1-й группе - глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?

2-й группе - какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?




Тема:
« Отечественная война 1812 года» (2 вариант)
Данный урок можно провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры.
Класс разбивается на группы , каждая из которых получает набор документов с заданиями. По истечении 15мин. Группы начинают отчитываться о проделанной работе. Ученики дают ответы от первого лица ( солдата и офицера русской и французской армии, Кутузова, Барклая де Толли, Александра I).
1-я группа (документы от лица французского воина, от имени Барклая де Толли, документ от имени русского воина)
Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию?
С какими трудностями столкнулась французская армия, а России?
Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская армия?
Как относились русские солдаты к тактике отступления?
Подводят итог , зачитывают отрывок из «Бородино» М.Ю. Лермонтова .
2-я группа-(документ от имени российского офицера, от имени историка- исследователя)
Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812г.?
Как отнеслись войска и народ к этому назначению?
Выясните, что такое инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, батарея, редут? (см. словарь)
Приведите примеры героизма русских солдат.
Учащиеся подводят итог Бородинской битвы и зачитывают отрывок из «Бородино», описывающий это сражение.
3-я группа – ( документ от имени М.И.Кутузова, французского солдата)
Какова была главная цель военного совета?
Каковы были причины принятия такого решения?
Какой предстала Москва перед французскими войсками?
В чём причина пожара в Москве, по мнению французов?
Учащиеся зачитывают соответствующий отрывок из « Бородино»




Тема:
« Политика правительства Александра I»
Организуется работа по группам над документами :
Отрывок из речи царя польскому сейму (для всех групп)
1группа как объяснил Александр I причины введения
конституции в Царстве Польском?
2группа каковы были дальнейшие намерения царя
относительно конституционного строя?
3группа как восприняло общество речь Александра I?

Организация групповой работы по учебнику :

Учитель даёт задание – прочитать о проекте конституции Н.Н.Новосильцева и о проекте отмены крепостного права А.А.Аракчеева и подготовить группой вопросы , которые будут вынесены на обсуждение.
Вопросы должны содержать следующие слова:
«Уставная грамота Российской империи», свобода слова , равенство, неприкосновенность личности , законодательная инициатива, помещики,крестьяне,десятины) .
После ответов на вопросы оба проекта сравниваются и делаются вы воды, которые оформляются в виде схемы

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Каждая группа заполняет схему, затем результаты сравниваются.
Экономика России

Политический
строй

Сельское
хозяйство

Промыш
ленность

торговля

транспорт

император

Синод
(высшее
духовное
учреждение)



Министерства
(органы исполнительной власти)

Сенат
(высшее судебное
Учреждение)

Государственный Совет
(законосовещательный
орган

Русская армия

Французская армия

достоинства

недостатки

достоинства

недостатки

Причины отказа
Александра I от
намеченных
реформ



тема:
"Россия в первой
четверти XIXв".15