Модель выпускника начальной школы по ФГОС
Доклад по теме самообразования
« Модель выпускника начальной школы по ФГОС»
докладчик : Воробьёва Надежда Павловна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МКОУ «Вихоревская СОШ № 1»
24.04.2015г.
«Модель выпускника начальной школы по ФГОС»
(2-й слайд) Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
( 3 слайд) Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только на статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его дитя училось в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения - это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.
( 4 слайд) На данный вопрос я попросила ответить родителей 4 класса , так как они являются главными заказчикамиобразовательных услуг. И вот какие ответы услышала. Я зачитаю вам :
Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы "Что я?" и "Зачем я?" Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Если эти качества формируются в процессе обучения, это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, да и необходимые знания поможет приобрести.
Главное в начальной школе научить ребенка добывать знания , уметь пользоваться справочной литературой, уметь формировать свою точку зрения по любому вопросу, а учителю быть координатором всех детский умений и возможностей
Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.
У учащихся должно быть сформированы умения учиться и способности к организации своей деятельности, самостоятельному поиску и усвоению информации, умения проявлять творческий подход при решении поставленных задач.
Обязательно должно быть сотрудничество между учителями начальной школы и среднего звена.
Выпускник начальной школы должен быть готов к обучению в основном среднем звене.
( 5 слайд) Одно из условий для формирования личности, отвечающей требования родителей, конечно, выбор программы. Я работаю по программе «Перспективная начальная школа». Основная идея системы «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса.Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития. Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учетом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов. То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности. Высокая степень дифференциации заданий и их количество позволяют обучающимся работать в условиях своего актуального развития и создают возможности индивидуального продвижения вперед. Итак, как мы видим, данная программа отвечает всем требованиям к модели выпускника начальной школы, способного продолжать своё обучение в среднем звене.
( 6 слайд) - Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускник начальной школы?
Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.
В начальной школе мы выделяем компетенции:
1. Учебно_- познавательные. ( Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных ) ситуациях. На уроке Окружающий мир в 4 классе по теме «Природная зона-тундра».
Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа уч-ся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи ,зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.
2. Ценностно- смысловые компетенции. ( Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.)
Изучая курс « Основы религиозных культур и светской этики» у учащихся формируются понятия о добре и зле, порядочность и честность, честь и достоинство,равнодушие и жестокость. Развивается интерес и уважение к истории и культуре народов России, формируются качества гражданина и патриота России.
3. Коммуникативные компетенции. ( Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями .Ученик должен уметь представить себя , написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию)Например, на уроке математики в 4 классе работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах. А подбор тестовых заданий по предмету- математика. В процессе такой деятельности развиваются у детей способности к самооценке и самоконтролю. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально - технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания. Урок трудового обучения .Тема: изготовление модели ракеты. Учащиеся работают в парах , получая инструкционную карту последовательности изготовления ракеты. Дети поэтапно выполняют работу. Дизайн ракеты придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей ; развиваются навыки и умения конструирования.
5. Информационные компетенции
Владение современными средствами информации ( телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями...( аудио- и видеозапись, Интернет..)
6. Здоровьесберегающие компетенции.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
( 7 слайд) Начальная школа закладывает фундамент всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.
(8 слайд)
Завершается четвёртый год обучения младших школьников. И мы и учителя основного среднего звена обращают первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников универсальных учебных действий.
Рассмотрим результаты сделанные за 3 года обучения уровня сформированности УУД у нынешних четвероклассников.
Уровень сформированности УУД 2класс 3класс 4 класс
Высокий 8,7% 8,7% 38%
Базовый 60,8% 65,2%
42,8%
Низкий 30,4% 26% 21%
По результатам можно увидеть, что в течении трёх лет показатели меняются в лучшую сторону. Высокий уровень вырос сформированности УУД , а низкий показатель заметно стал меньше. Анализируя результаты мониторинга, считаю, что обучающиеся 4 класса выпуска 2014-2015 года освоили программы по предметам на достаточно высоком уровне.
К основным результатам начального общего образования новый Федеральный образовательный стандарт относит:
- освоение минимального объема содержания, достижение уровня грамотности, который характеризуется овладением элементарными приемами освоения социального опыта;
чтением, письмом, счетом, умением социальной коммуникации.
- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
- развитие нравственных и эстетических начал личности, приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре.
(9 слайд) Предлагаю модель выпускника начальной школы, который должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
(Слайд 10 ) Из всего этого вытекает какой должен быть ученик начальной школы
любознательный, проявляющий исследовательский интерес
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
активно познающий мир
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
умеющий учиться, способный к самоорганизации
готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой
с навыки самоорганизации и здорового образа жизни
(Слайд 11) В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов необходимо будет поменять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы. Основы формирования выпускника закладываются в начальной школе. Закончу своё выступление такими словами :Смысл учительской работы— научить и воспитать.Проявляя такт, заботу, всё, что знаешь сам, отдать.И какое будет чудо, если твой же ученик,Говоря: «Вас не забуду», ставит «пять» тебе в дневник!
Список литературы:
Аржакаева Т.А. Новые стандарты – новые возможности сотрудничества учителя и психолога / Т.А. Аржакаева // Учительская газета. Москва. – 31.07.2012. – №31.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) // Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
Авторская программа по обучению грамоте (письмо) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и программа по систематическому курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. Под редакцией Г. С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой Москва «Просвещение» ( Стандарты второго поколения) 2010.