Конспект урока по русскому языку с методикой преподавания Разработка плана урока литературного чтения
ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Челябинский педагогический колледж № 1»
КОНСПЕКТ УРОКА
Дисциплина: МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания
Отделение – школьное курс – 2 группа – 26
Тема: Разработка плана урока литературного чтения
Преподаватель: Солопова Татьяна Викторовна
Требования к освоению дисциплины
(Выписка из ФГОС СПО по специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах)
Общие компетенции:
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. В результате освоения дисциплины студенты должны иметь практический опыт -определения цели и задач, -планирования уроков чтения;
Тема: Разработка плана урока литературного чтения
Требования программы: уметь определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии санитарно- гигиеническими нормами;
Цели:
1. Обучающая: формирование конструктивных умений применять полученные знания на практике (ОК.2, ОК.4, ОК.6) 2. Развивающая: развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развитие критического мышления, умения вести диалог (ОК 1,ОК 2, ОК.3 ,ОК.4)
3. Воспитательная:
Овладение навыками сотрудничества, взаимопомощи, отзывчивости. Воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах; (ОК.2, ОК.6)
Тип урока: урок-практикум
Вид урока: исследовательский
Форма: групповая, парная
Структура урока:
оргмомент (3 мин)
актуализация опорных знаний и умений. Мотивация учебной деятельности. (12 мин)
ознакомление с инструкцией; подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.(10 мин)
самостоятельная работа; составление отчета; обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы (15 мин)
домашнее задание (2 мин)
итог урока (5 мин)
Межпредметные связи: педагогика,
Внутрипредметные: требования к урокам литературного чтения, типология уроков литературного чтения.
Оборудование: ТСО, презентация, учебники литературного чтения 3 класс(1)-УМК «Школа России»,2 класс (1)-УМК ПНШ, раздаточный материал
Литература
1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ 2. ФГОС СПО от 24октября 2014 г.по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах 3. ФГОС НОО/Министерство образования и науки Рос.Федерации.-М.:Просвещение, 2010. 4. Программа по дисциплине МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания ОП.00. Общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах 5. Васильева М.С. Урок чтения. Урок в начальной школе. Сост. Н.С.Сурьянинова. М.: Просвещение, 1975. – с.32-44. 6. Львов М.Р.Методика преподавания русского языка в начальных классах:- М.: Академия, 2000. – с.185-190. 7. Первова Г.М. Подготовка к уроку чтения // Начальная школа. – 1994. - №10. – с.26. 8. Первова Г.М. Теоретико-методические основы планирования уроков чтения в начальных классах // Начальная школа. – 2002. - №1. – с.46. 9. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – с.122-134
Ход урока
Этап урока
Цель этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Результат
1.Организационный
Психологический настрой,обеспечение рабочей обстановки на уроке
*Провожу психологический настрой на хорошее настроение. Гимнастика для глаз: поднимите глаза вверх, подержите их несколько секунд, а затем резко опустите. На лице сразу появляется улыбка. Так, утверждает Джеральдина Чейпи, можно улучшать своё настроение время от времени в течение дня.
Сообщают о готовности к уроку
Готовы к проведению урока
2.Актуализация опорных знаний и умений.
Мотивация учебной деятельности.
Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания мотивация на изучение нового. ОК.1, ОК.4, ОК.6
Слайд № 2 .Предлагаю обучающимся прочитать эпиграф:»нельзя быть счастливым не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения –невоспитанный человек, нравственный невежа.» Сухомлинский В.А.
-Почему урок начинается со слов Сухомлинского?
-Что вы уже знаете об уроке чтения?
-Каких знаний вам еще не хватает?
Читают эпиграф, отвечают на вопросы: изучают методику преподавания литературного чтения; знают основные этапы работы над произведением.
Повторен материал прошлых уроков
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного обучения.
Приемы: беседа, практическая работа.
Форма обучения: фронтальная.
Средства обучения: тетрадь, учебники, раздаточный материал
Задания: в соответствии со стандартом (из учебника)
Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.
3. Ознакомление с инструкцией. Подбор необходимых дидактических материалов,
средств обучения и оборудования
Инструктирование обучающихся
*Сообщаю тему урока: «Разработка плана урока чтения» или другими словами –основные этапы урока чтения. Косвенно мы касались этой темы на всех занятиях, а сегодня нам предстоит синтезировать знания о компонентах урока чтения и представить себе урок чтения в целом, Вы будете вспоминать и предлагать свои варианты всех этапов урока чтения, узнаете много нового, чтобы затем претворить всё в свой практический опыт.
*Что такое план?
1.Есть ли отличие между планом и конспектом урока?
Инструктаж:
У вас на столах раздаточный материал, к которому мы будем обращаться в течение всего урока.
План урока это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.
План не должен быть громоздким. Конспект-это более подробный план.
Ознакомлены с инструкцией, подобран дидактический материал
Методы Метод изучения научной литературы и обобщение полученной информации.
Приемы: беседа, практическая работа.
Форма обучения: фронтальная, парная
Средства обучения: тетрадь, учебники.
Задания: в соответствии со стандартом (из учебника)
Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.
4. Самостоятельная работа.
Составление отчета.
Способствовать отработке навыка составления плана урока, организовать самостоятельную работу обучающихся в нестандартной ситуации ОК.3, ОК.2
1.Формулирование целей, задач, типа урока.
Пользуясь памяткой-алгоритмом составления плана урока (Приложение № 1) определить этапы урока чтения на примере изучения произведения Л.Н.Толстого «Прыжок».
_-Какова важность поставленных целей?
2.Восстановление последовательности структурных компонентов урока.
Чтобы наше занятие было целенаправленным, я предлагаю направить все свои мысли на составление структуры урока чтения, вам дана деформированная структура, вы должны определить правильную последовательность этапов. (Приложение № 2) (в парах)
Слайд № 3. Проверка: сверка с экраном.
_-Какой компонент может «передвигаться» в структуре урока?
-Какие из этапов урока строго закреплены в структуре и не могут быть переставлены со своего места на другое?
-Какой из этапов урока не обязателен?
-Может ли меняться время, отведенное на каждый этап урока?
На уроке чтения учащиеся должны читать не менее 20 минут!!!
Слайд № 4
Вывод: мы построили план урока изучаемого произведения небольшого по объему, на крупнообъемное произведение план урока расширяется и выглядит таким образом.
3. Составление фрагмента структурного компонента урока.
*Используя формы, методы, приемы работы (Приложение № 3, 4), смоделируйте основной этап работы – чтение и анализ произведения. И подготовьтесь продемонстрировать фрагмент урока.
*А какой компонент урока чтения способствует развитию сознательного чтения? (анализ).
Обучающиеся самостоятельно работают с памяткой, определяют тему,цели, планируемые задачи,тип урока. Выбирают подходящие цели из предложенных
Цель становится ориентиром в
отборе содержания материала,методов,форм, приемов обучения.
Отвечают на вопросы.
Обсуждают в парах и определяют
последовательность.
Обучающиеся применяют самостоятельно полученные знания для составления плана урока т.е. в нестандартной ситуации
Методы: Метод проблемных ситуаций.
Приемы: «Мозговой штурм», практическая работа.
Форма обучения: парная
Средства обучения: тетрадь, раздаточный материал
Задания: в соответствии со стандартом (из учебника)
Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.
5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы
Приобретение практического опыта в составлении фрагмента урока одного из этапов
*Предлагаю отчитаться о выполненной работе в форме пресс-конференции
Вывод: какова идея произведения?
*Обобщение материала проведем используя приём ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?
Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?
П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что
О – обоснование (доводы в поддержку позиции) – потому, что
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) – например
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) – поэтому
Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод?
Слайд №5.
Какая пословица подходит к рассказу?
Будь храбр по уму и сердцу.
Гордится отец, что сын храбрец.
Кому потеха, а мне не до смеха.
Где смекнёт боец, там врагу конец.
Демонстрация фрагмента структурного компонента урока.
(Приложение № 4)
Я считаю, что прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок, потому, что этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.Поэтому рассказ
учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.
Осуществили анализ и оценку информации ОК 4.
Методы: метод использования различных приемов (элементы исследования)
Приемы: пресс-конференция, ПОПС, Форма обучения: парная, групповая
Средства обучения: тетрадь, раздаточный материал
Задания: в соответствии со стандартом (из учебника)
Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.
6.Итог урока.
Оценивание.
Рефлексия.
Подвести итоги работы
по теме.
Учить умению
самостоятельно
оценивать
собственные достижения,
выяснению причин
затруднений. ОК.2
*Слайд № 6. Предлагаю провести рефлексию, используя прием «Синквейн»
*Оценивание
Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы
Подвели итоги
работы на уроке. Учились проводить рефлексию.
Метод: репродуктивный
Прием: синквейн
15