Рабочая программа по русскому языку в 9 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
общеобразовательных предметов
«МС(К)ОШ VIII вида»
Руководитель____________/Малыгина Р.Ш./
28 августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
«МС(К)ОШ VIII вида»
________________ /Тихонова Н.В./
29 августа 2014г.
«Утверждено»
Руководитель «МС(К)ОШ VIII вида»
____________/Салимханова Д.А./
Приказ № _82 от 29 августа 2014 г.
«Менделеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Гафиятуллиной Альфеи Гусмановны
русский язык
9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2014 г.
2014-2015 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Классы 9
Учитель Гафиятуллина Альфея Гусмановна
Количество часов
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 9 , зачетов_____, тестов___1___ч.;
Административных контрольных уроков_______________ч.
Программа: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание, исправленное и дополненное 2010 г.
Учебник
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык 9 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII: М., Просвещение, 2014 г.
Пояснительная записка
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. «Просвещение» Москва, 2010 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание, исправленное.
Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Цель программы:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:
Задачи программы:
- Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма;
- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме.
- Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы:
Пояснительная записка;
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля;
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;
Учебно-тематический план;
Список литературы;
Приложение (контрольно-измерительные материалы);
Лист корректировки рабочей программы.
Содержание программы включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи», «Предложение».
В разделе «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов, для отработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Состав слова», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по определенным грамматическим признакам (выражение предметности, единичности, множественности, родовой принадлежности и др). Внимание учащихся привлекается к словам с противоположным и близким значением, к составлению и употреблению слов с различным эмоционально- оценочным оттенком, к использованию слова в контексте художественного образа. Учащиеся знакомятся с образованием сложных и сложносокращенных слов.
Знакомство учащихся с частями речи обязательно включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи. В 9 классе учащиеся изучают имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол, имя числительное, наречие.
Коммуникативная направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить разные по структуре предложения. Обращается внимание на точность интонирования предложения. Учащиеся упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на иллюстрацию, на текст, на заданную речевую ситуацию.
Упражнения в связной письменной речи (письменные пересказы, рассказы по картине) проводятся на уроках систематически и тесно связаны с содержанием грамматико-орфографического материала урока. Связь эта выражается в подборе слов, словосочетаний, фрагментов предложений, содержащих грамматико-орфографические трудности и являющихся опорами для восстановления (пересказ) или создания (рассказ) текста.
«Деловое письмо» в 9 классе как область применения письменных речевых навыков, способствующих укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях, занимает особое место в обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарем и выполняют разнообразные практические упражнения: от простого подражания образцу до серьезного тренинга, максимально приближенного к реальным ситуациям. В 9 классе учащиеся знакомятся с написанием заявления, доверенности, расписки.
Примерный объем текстов контрольных работ в 9 классе – 75-80 слов.
Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В 9 классе 6 учеников.
3 ученика (Щекина Лидия, Лебедев Руслан, Синичкин Дмитрий) относятся к 1-му уровню. Эту группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
2 ученика (Мардашов Сергей, Меншокина Надежда) относятся ко 2-му уровню, т.к. им характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
1 ученик (Пискунов Артур) относится к 3-му уровню, так как отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнению других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по всем предметам.
Учащихся по 4-му уровню в 9 классе нет. Эту группу составляют дети, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.
Таким образом, в 9 классе по русскому языку предусмотрено обучение по 1-му уровню Щекиной Лидие, Лебедеву Руслану, Синичкину Дмитрию; по 2-му уровню Мардашову Сергею, Меншокиной Надежде; по 3-му уровню Пискунову Артуру.
Критерии оценивания
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
К началу учебного года учащиеся должны знать:
1-й уровень:
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
- определять части речи;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать сочинение и изложение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
2,3 –й уровень:
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
- определять части речи с помощью учителя;
- составлять предложения, опираясь на картинку, собственный опыт;
- писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала;
- оформлять деловые бумаги, опираясь на образец;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
1-й уровень
Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (60-65 слов);
подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
определять части речи;
составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;
оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
Писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
пользоваться школьным орфографическим словарем;
решать орфографические задачи, опираясь на схему;
называть и различать части речи;
принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3-й уровень
писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
исправлять текст;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
решать орфографические задачи, опираясь на таблицу, или с помощью учителя.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол – во часов
Дата проведения
Виды работ по развитию письменной речи
Словарь
Наглядность
По плану
Факт.
Предложение
6
1
Простое предложение без союзов и с союзами и, а, но (н.р.к)
1
Упражнения на составление предложений, составление предложений. Выделение союзов
Ежемесячный
Правило
2
Обращение
1
Выделить обращение в худ. тексте, выполнение упражнений
Ландшафт
Текст художественной литературы
3
Сложное предложение с союзами
1
Упражнения с заданием, составление предложений, деформированный текст.
Библиография, сознательность
Схема
4
Деловое письмо. Повторение.
1
Повторение написания письма, объявления, объяснительной записки,
заявления, расписки.
Обычай, окружение
Образцы письма, объявления, заявления
5-6
Диктант.
Работа над ошибками
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта карточки
Звуки и буквы
3
7
Гласные и согласные звуки
1
Звукобуквенный анализ слов.
Упражнения в произношении букв, словарный диктант.
Авиация, окрестность
Алфавит
8
Звонкие и глухие согласные
Твердые и мягкие согласные
1
Выполнение упражнений, нахождение пар согласных, проверка слова
Единомышленник
Таблица
9
Непроизносимые согласные
Разделительный ь, ъ
1
Подбор проверочных слов, работа с пословицами, выделение разделительного ъ, ь, комментированное письмо
Кооператив
Правило
Состав слова
8
10
Состав слова
1
Разбор слова по составу, подбор слов по схеме, комментируемое письмо
Дубликат
Правило, схема
11
Корень. Однокоренные слова
1
Выполнение упражнений на подбор однокоренных слов, выделение корня в словах
Компенсация, совершеннолетний
Правило
12
Приставка. Суффикс
1
Образование новых слов с помощью приставок, правописание приставок
Комиссар, комиссия
Правило
13
Сложные слова
1
Составление сложных слов
Упражнения с творческими заданиями
Колония, объединенный
Инд.карточки
14
Сложносокращенные слова
1
Комментированное чтение, словарный диктант, выполнение упражнений.
Досуг, сберкасса
Инд.карточки
15-16
Диктант.
Работа над ошибками.
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта, карточки
17
Обобщающие упражнения.
1
Выполнение заданий по пройденным темам, комментированное письмо, ответы на вопросы
Жандарм, свидетельство
Карточки
Имя существительное
7
18
Имя существительное
1
Повторение правила, выделение существительных в тексте, постановка вопроса
Исцелять, равенство
ИКТ, правило
19
Склонение существительных
1
Выполнение упражнений, определение склонения существительных, словарный диктант
Бетон
Правило, схема
20
Падежные окончания существительных
1
Дописывание окончаний, определение падежей, проверка безударных падежных окончаний
Диагноз, профессия
Схема, правило
21
Существительные с щипящей на конце (ф.н.к.)
1
Комментируемое письмо, упражнения, составление предложений.
Истязать, расправа
Рисунки
22
Обобщающие упражнения
1
Упражнения на закрепление пройденного материала, ответы на вопросы, словарный диктант.
Катастрофа, легенда
Правила
23-24
Диктант.
Работа над ошибками
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта карточки
Имя прилагательное
5
25
Имя прилагательное
1
Упражнения на определение части речи, описание предмета, постановка вопроса
Инфекция
Правило, ИКТ
26
Падежные окончания прилагательных
1
Определение падежа прилагательного, дописывание падежных окончаний
Автономия, организация
Правило
27
Прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи (ф.н.к)
1
Упражнения с заданиями, комментированное письмо, закрепление изученного материала
Изящный, иногородний
Карточки
28-29
Диктант.
Работа над ошибками
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта, карточки
Местоимение
3
30
Лицо и число местоимений.
1
Грамматический разбор предложений, определение местоимений в тексте, диалог.
Гарнизон, прогрессивный
ИКТ
31
Правописание личных местоимений.
Склонение местоимений.
1
Предложения с местоимениями.
Склонение местоимений.
Жюри, общежитие
Правило
32
Обобщающие упражнения
1
Выполнение заданий по пройденным темам, ответы на вопросы
Текст
Глагол
14
33
Глагол – часть речи.
1
Упражнения на определение части речи, постановка вопросов, выделении глаголов в тексте
Агитация, правонарушение
Правило, ИКТ
34
Неопределенная форма.
1
Упражнения на образование глаголов н.ф., словарный диктант.
Аэрофлот, оригинальный
Правило
35
Спряжение глаголов
1
Упражнения на определение лица, числа глаголов, выборочное списывание.
Забастовка, планетарий
Сюжетная картина, таблица
36-37
Диктант
Работа над ошибками
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта, карточки
38
Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спр.
1
Упражнения на правописание окончаний 1и 2 спряжения
Агрегат, правительство
Правило
39
Правописание глаголов с -тся и –ться
1
Упражнения на правописание глаголов с -тся, - ться; творческая работа, словарный диктант.
Восстание, митинг
Правило
40
Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.
1
Упражнения с творческим заданием, составление связного текста.
Заведующий
Карточки
Таблица.
41
Повелительная форма глаголов
1
Работа с пословицами, комментированное письмо, ответы на вопросы
Каторга
Карточки
42
Мягкий знак в глаголах
1
Выполнение упражнений, работа с текстом.
Обучение
Правило
43
Деловое письмо. Автобиография
1
Заполнение анкеты по образцу
Автобиография
биография
Правило, образец анкеты
44
Частица не с глаголами
Обобщающие упражнения
1
Работа с текстом, выделение частицы не, орфограмм, комментированное письмо
Коллега, малодушие
Правила
45-46
Диктант. Работа над ошибками.
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта, карточки
Наречие
5
47
Значение наречий в речи
1
Упражнения на выделение наречий в предложение, работа с текстом
Издательство
Правило
48
Наречие времени, места и способа действия (ф.н.к.)
1
Работа с пословицами, подбор антонимов к словам, выделение наречий
Авторитет, парламент
Правило
49
Правописание наречий на -а и -о на конце
1
Выполнение упражнений, нахождение в тексте наречий, комментируемое письмо
Воззвание, замообразно
Правило
50-51
Диктант
Работа над ошибками
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта, карточки
Числительное
8
52
Имя числительное – часть речи
1
Упражнения на нахождение числительных, правильное написание числительных.
Благодарность, благодаря (чему?)
Правило
53
Количественные и порядковые числительные
1
Упражнения на различие порядковых и количественных чисел. Работа с пословицами
Вентиляция
Рисунки
54
Правописание числительных (от 5 до 20, 30)
1
Выполнение упражнений на замену чисел словами, правописание числительных,
словарный диктант.
Агрессия, агрессор
Таблица
55
Правописание числительных от 50 до 80
1
Упражнения с заданиями, дописывание орфограмм в числительных, правильное произношение времени.
За счет, ликование
Карточки с цифрами, правило, рисунки часов
56
Правописание числительных от 100 до 900
1
Выполнение упражнений, работа с текстом, нахождение числительных, правописание.
Архив, ликвидация
Правило
57
Развитие речи. Доверенность.
Обобщающие упражнения.
1
Составление текста доверенности, назначение этого документа, задания по пройденным темам
Коллективизация
Образец доверенности
58-59
Диктант. Работа над ошибками.
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта, карточки
Части речи
3
60
Повторение частей речи (имя существительное, глагол, прилагательное)
1
Образование новых слов, определение части речи, постановка вопроса
Буржуазия, монархия
Правило
61
Местоимение, наречие
1
Упражнения с заданиями, постановка вопроса,
Комментируемое письмо
Адвокат, обязанность
Правило
62
Имя числительное, предложение
1
Упражнения с заданиями, определение части речи, постановка вопроса
Извержение
Правило
Предложение. Текст
6
63
Однородные члены предложения.
1
Упражнения с заданием, письменно ответить на вопросы. Составление предложений по схеме, выделение союзов.
Иждивенец
Схемы
64
Обращение (ф.н.к.)
1
Составление текста письма, упражнения на определение обращения
Администратор
Правило
65
Сложное предложение без союзов и с союзами
1
Составление предложений
Разбор предложений, различие простых и сложных предложений.
Бухгалтер
Схемы, правило
66-67
Контрольный диктант
Работа над ошибками.
2
Проверка знаний, умений, навыков учащихся. Работа над ошибками
Текст диктанта, карточки
68
Деловое письмо. Расписка.
1
Написание расписки по образцу
Расписка
Образец расписки
Список литературы и средств обучения:
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык 9 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII:
М., Просвещение, 2014 г.
И.М. Бгажнокова Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы. - М., Просвещение, 2010 г.
Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков Развитие речи на уроках русского языка в V – VIII классах вспомогательной школы. - М.,
Просвещение, 1978 г.
Р.Р. Закирова, Ф.Ш. Мухаметзянов, А.Ю. Судеркина Сборник диктантов для V-IX классов. – Казань, 1996 г.
Т.А Злобина. Из опыта работы по русскому языку. - М., Просвещение, 1974 г.
Т.А.Ладыженская Методика развития речи на уроках русского языка. - М., Просвещение, 1980 г.
Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб Русский язык. Орфография. Пунктуация. – Айрис Пресс, Москва, 1999 г.
8. Тексты контрольных работ, тесты, презентации, схемы, таблицы, словарь, упражнения, индивидуальные задания, карточки и т.д.
Контрольно-измерительные материалы
Повторение
Твоя школа
Ты хорошо знаешь, где твой класс. А что за надписи на других дверях? Посмотрим в эту дверь. Видишь, горит плита, девочки в халатах месят тесто, делают пирожки с мясом, с картошкой.
Идём дальше. Вот швейная мастерская, где девочки шьют платья, ночные рубашки, халаты, сарафаны.
Откроем эту дверь. У станка мальчик в рабочем халате. Он берёт в руки деталь, включает станок, и стружка всё больше кудрявится. А ты кем хочешь стать? Пройдут годы, и ты овладеешь делом, которое тебе по душе. И всё это ты получишь в своей школе.
I четверть
Как ловят обезьян
Чтобы поймать обезьянку, берут тяжёлый кувшин с узким горлышком, куда насыпают немного орехов и ставят в лесу.
Любопытная, беспокойная обезьяна подходит к кувшину. Она видит в кувшине орехи. Обезьяна протягивает за ними руку, набирает орехи в кулак. Рука, сжатая в кулак, обратно не проходит. Но обезьяна не разжимает кулака. Ей жаль бросить орехи.
Унести, разбить тяжёлый кувшин она не может. Вот охотник подходит к обезьяне. Но и теперь измученная обезьяна крепко держит орехи в кулаке. За свою жадность она расплачивается свободой.
II четверть
Как зимуют рыбы
Толстой ледяной крышкой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В зимней реке сумрачно и глухо. Щуки и судаки рядками дремлют в тёмных ложбинах.
Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазками, с огромной пастью, нет-нет да прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движения её медленные, не те, что летом, когда она молнией бросается на добычу.
И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает сонных рыбок. Пойдёт время к весне, солнышко заглянет в воду. Рыбы проснутся и поплывут.
III четверть
Космос
Человек мечтал Он создал множество сказок, преданий и легенд о полётах в Небо.
А 4 октября 1957 года в нашей стране сказка стала былью – был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Впервые из Космоса до слуха миллионов людей донеслись радиосигналы. Так человек прокладывал себе дорогу в Небо. Люди ждали этого часа долгие годы. Ждали в веках. И вот свершилось! В космосе человек. Это было 12 апреля 1961 года. Во Вселенную вырвался Гагарин Юрий Алексеевич. Впервые человек принёс на Землю ключ от Вселенной.
IV четверть
Трус
Мальчик пошёл на море ловить рыбку удочкой. Он начал спускаться, посмотрел вниз, увидел огромные острые камни и испугался. Вцепился в колючий кустарник, сидит и дышать боится.
А внизу рыбак с дочерью ловили рыбу. Она поняла, что мальчик трусит, и стала смеяться.
Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика удочку и бросил её вниз. Девочка взяла удочку и посмотрела наверх. Мальчик рассердился, забыл обо всём и кубарем покатился вниз. Он схватил девочку и потребовал удочку.
Девочка сказала: «Возьми удочку. Я знала, что ты слезешь. Если ты трус, то, наверное, и жадина. Так оно и есть».
Итоговый
Моабитские тетради
В Казани, в Государственном музее Татарстана, хранятся знаменитые, известные всему миру Моабитские тетради Муссы Джалиля.
Муса Джалиль, ожидая казни, сочинил и записал в тетради стихотворения, которые навеки обессмертили его имя.
Судьба поэта сложилась так, что ему самому не суждено было вернуться на Родину. А стихи Джалиля уже после смерти вернулись к нам; они рассказали о мужестве татарского поэта-героя, его стойкости, смелости, воле к борьбе. Он писал:
«Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбу прозвучит».
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Менделеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
__________________________________________________________________________
Лист
корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
13PAGE 15
13PAGE 141715
15