ЭССЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ
Эссе
Учить и учиться.
Ученье – путь к уменью.
Век живи – век учись.
(Русские пословицы)
Удивительная эта должность – учитель! Есть ли на свете другая профессия, в которой личность человека, его характер, убеждения, умение общаться приобретали бы такое решающее значение, как в этой профессии? А какой запас знаний, умений, мастерства нужно иметь учителю! Ведь каждую минуту он должен быть готов ответить на самые неожиданные вопросы ребят, дать совет, помочь…
Каким вырастет новое поколение, каким будет наше завтра – во многом зависит от педагога, потому что именно он «осуществляет связь времён, он – звено в цепи поколений. Он как бы передаёт эстафету из настоящего в будущее…» (В.А.Сухомлинский). Долг современного учителя – глубоко осознавать ответственность за подготовку своих питомцев к жизни. Чтобы стать настоящим педагогом, необходимо стремиться знать сегодня больше, чем вчера. Никогда не следует забывать старинную истину: учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. Поэтому необходимо «в просвещении быть с веком наравне» (А.С.Пушкин).
Ни одна профессия, по моему мнению, так не зависит от времени, как учительская. С течением времени изменяется государство, научно-технический прогресс не стоит на месте, естественно, меняются требования, предъявляемые к учителю. Можно сказать, что любой учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит уровень знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром» пишет: «Мы вступаем в век, в котором образование, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет приносить пользу… Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить».
Я полностью согласен с точкой зрения нашего знаменитого академика и стараюсь следовать его завету, работая под девизом: «Учиться самому, чтобы иметь право учить других».
Профессия учителя, по-моему, самая почетная и главная в мире. О работе учителя рассказывать сложно и одновременно просто. Ведь это планы (тематические, поурочные и индивидуальные) и отчетная документация, и ежедневная домашняя подготовка к урокам, а с другой стороны, это встречи, интересные дела, проекты, малые и большие открытия. И самое важное - это общение с ребятами. Это прекрасно! Профессией учителя сложно овладеть целиком. На протяжении всей жизни приходится совершенствоваться, приобретать накопленные другими поколениями знания, учиться жить среди людей, быть добрым и сострадательным. Учить других учитель начинает с себя. Но учиться можно не только у мудрых и опытных, но и у тех, кто своей живостью неподдельного интереса и непосредственностью постигает жизнь - у своих учеников. Сенека был прав, утверждая: «Уча других, мы учимся сами». Душа ребенка - мозаика, состоящая из тысяч маленьких частичек, которые учитель должен собрать воедино, сохранив каждую частичку. Наша задача - помочь ребятам найти свое место в этой жизни, не растеряться, не отстать. Я учитель физической культуры и классный руководитель, поэтому, как и любой педагог, стремлюсь научить детей тому, что знаю сам. Стараюсь сделать так, чтобы дети тянулись и стремились к лучшему, впитывали, как губка, всю информацию о спорте. Чтобы с каждым уроком им было все интересней и интересней. Каждый день я вхожу в спортивный зал и вижу глаза детей - это настоящие, надеющиеся и ждущие чего-то интересного и увлекательного глаза ребят. Ведь приходя на урок, они как будто попадают в сказочную страну. Познают все новое и новое. А чтобы научить ребят новому, надо самому знать это новое. Яркость, эмоциональность самого учителя воздействует на ученика, он должен быть для детей неиссякаемым источником тепла и доброты, вдохновения и образованности.
В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что учитель учит других до тех пор, пока учится сам, чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться. Учить и учиться. Не останавливаться на достигнутом, искать, творить, изобретать, идти вперёд – там признание, там успех. Убежден, что в нынешнее время современный учитель должен быть креативным, коммуникативным, компетентным и шагать в ногу со временем.