Эссе на тему Учить и учиться
Эссе на тему: «Учить и учиться»
«В нашей жизни все неповторимо, Так ведется издавна, в веках, Только лишь одно бесспорно, зримо: Кто учил – живет в учениках».
Г.П.ПетелинаПрофессия учителя является одной из важнейших. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.
Высокое предназначение учителя предъявляет к нему столь же высокие требования. Это понимали выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.
Утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Так учить или учиться самому?
Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учиться, в том числе и у своих учеников. А можно ли чему-то научиться у детей? Конечно, а у современных – тем более.
Дети – великие учителя. Если присмотреться к ним повнимательней, то можно перенять такие качества как непосредственность, открытость, они никогда не занимаются «самоедством», а их неудержимая детская фантазия и воображение – этому позавидует любой взрослый. Важно помочь детям не потерять, сохранить их.
Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге педагога. И кто, как ни дети, являются помощниками на этом пути. Ведь нынешнее поколение очень продвинуто в информационно-техническом отношении. Да, дети постоянно приходят на занятия с планшетами и телефонами, но я стараюсь организовать свои занятия таким образом, что в перерыве мои ученики используют свои гаджеты для поиска нового рабочего материала. Постоянно общаясь в контакте и твиттере мои воспитанники всегда оценивают лучшие достижения друг друга.
И на сегодняшний день я чувствую, что учить – это не просто профессия, это образ жизни. Мои воспитанники смотрят на меня, неосознанно копируют мои действия, выражения, мое поведение, и это огромная ответственность. Я знаю, что ради них должна быть еще лучше, еще умнее, должна стремиться к самым высоким вершинам, ведь тогда и они будут такими же сегодня, а завтра станут еще лучше.
Работая с детьми, я не только отдаю свои знания, частичку души, но и получаю взамен тепло, радость, энергию. Ведь на то он и педагог, чтобы не только учить, но и учиться. Хочется процитировать Пауло Коэльо: «Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём». Я бы добавила слово «любить». Профессия педагога уникальна по своей природе, ведь ею нам представлена возможность любить людей в той мере, какой не предполагает никакая другая.
Когда-то я выбрала профессию педагога, именно потому, что передо мной стояли мои учителя, которые шаг за шагом помогали мне познать этот мир и саму себя. Но я ещё тогда не знала, какой это ответственный труд – быть учителем, что мне предстоит учить не только детей, но прежде всего себя. И, как Н. В. Гоголь «чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».
Работа над собой – неотъемлемая часть профессии педагога. Если учитель не сможет воспитать себя, то он никого не сможет воспитать. Работа над собой, совершенствование себя как личности требует много усилий: придётся забыть об инертности и бездеятельности и проявить максимальную активность и творчество.
Запомнился на всю жизнь случай, который произошел со мной на второй месяц работы в школе: был классный час, на котором я стала отчитывать своих учеников за плохое поведение. Весь урок они просидели тихо, а на перемене подошли ко мне и сказали: «Вы злая, но мы Вас все равно любим!» и всем классом обняли меня. Именно тогда я поняла, что не ошиблась в выборе профессии, что работа учителя – это мое призвание. Радость моих учеников передается мне, а блеск в их глазах рождает желание сделать все, чтобы тот свет, который они несут и ту любовь, которую они излучают, не исчезали.
Современное образование, особенно в условиях реализации ФГОС, ставит задачу для педагога своих учеников не обучать, а «учить учиться». Учить детей самостоятельно, осознанно открывать новые знания – вот основная задача, которую порой решить не просто. Вот и получается, прежде педагогу надо «учиться учить». Поэтому учитель находится в постоянном поиске новых методик, технологий, приемов. Этого требует время, современное общество, а иногда собственное профессиональное самосознание, которое по мере роста профессионализма меняется, расширяется, и человек сам предъявляет к себе новые требования как к учителю-профессионалу.
Каждый день учителя наполнен трудностями, событиями, историями. Но, не смотря на это, сложно представить, что какая-либо другая профессия может сделать жизнь интересней и насыщенней.
Ежедневно, благодаря этим трудностям, я открываю в себе новые способности, о существовании которых раньше и не догадывалась. Преодолев эти трудности, вместе с моими учениками радуемся успехам, не справившись – переживаем неудачи, промахи и ошибки. Но раз они есть значит – есть над чем работать. Учить? Учиться? Учить и учиться!!!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.ЗерноградаЭссе на тему: «Учить и учиться»
Подготовил: Шкода А.А.учитель английского языка первой квалификационной категории
2016-2017г