Эссе Учить и учиться 
Эссе: 
«Учить и учиться»
«Docendo discimus»
     
 «Docendo discimus», -  сказал  однажды Сенека, родившийся на грани тысячелетия, в своём восемьдесят восьмом  нравственном письме к Луцилию. «Обучая, учимся сами». Эти слова как никогда подходят к нашему учительскому братству. Разумеется, можно вспомнить и расхожие слова «Век живи, век учись», и волошинское «Всё ещё учусь у моря, у травинки тонкой, у крика птиц…», но слова римского философа, звучат во мне,   как  строки песни: доцендо дисцимус, доцендо дисцимус…  
В своём эссе я буду часто обращаться к Луцию  Аннею Сенеке. Его цитаты, проникновенные и тонкие, вы увидите, прочтёте и запомните.
Учась в университете,  я  уже понимала, с чем столкнусь в школе, когда начну преподавать любимый английский: передо мной будут школьники, которые выросли на IT-технологиях,  которых ничем не удивить, которые многому научат и тебя. В связи с этим, я часто задавала себе вопросы: зачем учить, зачем он,  Учитель,  несовершенный человек, обладающий очень ограниченными знаниями, зачем Школа, когда можно получить ответ на абсолютно любой вопрос в  великой  и могучей мировой интернет-паутине. Ответ ты получишь, говорю я себе, но получишь ли ты умение любить, быть глубоко нравственным, будет ли стоять перед тобой Человек, а не машинная  бесчувственность, сохранишь ли ты драгоценность общения, сможешь ли сам быть  Человеком. Я  задавала эти вопросы и  моим ученикам, но  видела только их недоумённые глаза.  Вот тогда я и начала учить себя: читала Гомера,  Федра, Сенеку,  подростковую психологию, изучала  олбанский (не путать с албанским) язык, полюбила  современное искусство и ещё много чего, но дорасти до моих подопечных мне так и  не удавалось.  
«Душевные бури швыряют нас ежедневно, из-за собственной негодности мы терпим все беды. И красота прельщает наше зренье,  и враг грозит; здесь — свирепые чудовища, лакомые до человеческой крови, там — коварный соблазн, привлекающий слух, и все разнообразье бед.  Научи меня, как любить родину, мать, отца, как плыть к этой столь честной цели даже после кораблекрушенья, объясни мне, что такое наука жить, и какое в ней благо, и в чем оно заключено — в теле или в душе?» -  вот он, главный вопрос, который я всегда вижу в глазах моих подопечных.  Я бросалась в поиски новых форм обучения и воспитания, я старалась  совершенствовать в себе профессиональные и личностные качества, я с головой окуналась в новейшие педтехнологии  и тонула в них – всё это было очень далеко от глаз, душ и сердец моих ребятишек. «Ты умеешь измерить круг, привести к квадрату любую фигуру, какую видишь, называешь расстоянья между звездами, нет в мире ничего, что не поддалось бы твоим измереньям. Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу! Скажи, велика она или ничтожна! Ты знаешь, какая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути?»  Да, далеко мне до знатока человеческих душ, но каждый день мои ученики дают мне возможность быть гибче в поисках идей, креативней в моём желании найти новую форму общения, быть в курсе всех последних событий, быть интересным человеком. Сколько раз мне приходилось отказываться от уже приготовленного и заученного, на поверку просто не нужного сегодня  и сейчас для юных душ, значит,  нужно научиться перестраиваться  в крайне сжатые сроки,  а иногда эти сроки  - просто мгновения, и ты должен успеть. Успеть!
«Лучше покажи мне дорогу, по которой приходят к мудрости. Скажи, чего я должен избегать, чего искать; какие занятия укрепят мне нестойкую душу; как мне справиться с обилием зол; как отразить те беды, что врываются ко мне, и те, на которые я сам нарвался. Научи меня, как переносить тяготы, как делиться счастьем, как сострадать, как радоваться малому».  Я читала и перечитывала Шаталова, Ямбурга,  Щуркову,  Амонашвили – всё было гладко  и логично в их умозрениях,  но случался  новый день и новое поле боя открывалось передо мной и я вновь и вновь проигрывала. Как известно, проигрыши в значительной мере укрепляют дух и тело игрока, и его стремление к победе только увеличивается, появляется некий азарт, который подкрепляется опытом. Опыт! Вот чего мне так иногда не хватало.  Стратегию можно разработать, тактику применить, но опыт, как это ни банально звучит, приходит с годами.  Ждать какого-то бы ни было педагогического стажа, его ежегодного наращивания – это не в моих правилах, не лучше ли  идти методом проб и ошибок, ведь это тоже  опыт. Опыт – лучший учитель, лучший критик, и как сказал Пушкин: «сын ошибок трудных». О моих  ошибках- отдельной строкой.  Любой начинающий учитель чувствует себя немножко богом. Разумеется, ты ведь знаешь и можешь всё: можешь быть повелителем душ, царьком в своём крошечном классном государстве, даже диктатором – ты учитель, ты Бог. Это чувство превосходства кратковременно, оно живёт до того момента, пока  ты не окажешься низринутым каким-нибудь  «отпетым двоечником»  из пятого класса. И вот тогда ты научишься человеколюбию.  
«Человеколюбие запрещает быть надменным с товарищами, быть скупым, оно и в словах, и в делах, и в чувствах являет всем мягкость и ласковость, ничью беду не считает чужою, свое благо любит больше всего тогда, когда оно служит на благо другому,  учит нас также простоте, скромности и умеренности; так же как довольству малым и бережливости; так же как милосердию, оберегающему чужую кровь не меньше своей и знающему, что человек не должен пользоваться силами другого человека расточительно».  Сегодня я смотрю на моих уже повзрослевших учеников совершенно другими глазами, мыслю  новым мозгом, перенёсшим перезагрузку,  чувствую перенастроенными душой и сердцем – я в одном строю с моими учениками, а вернее сказать, соратниками, единомышленниками, товарищами. 
Мы приходим в этот мир, как тонкий белый, чистый лист бумаги. Методично жизнь заполняет его: то жирными буквами, чтобы запомнили, то романтичным  курсивом, то применяя подчёркивания, то вымарывая уже написанное. Научиться заполнять этот тонкий белый лист  - задача из труднейших, поэтому  уча, учусь…