Творческая работа на конкурс Учитель года. Эссе Учить и учиться.
Творческая работа в номинации конкурса «Учитель года»
Э с с е
«У ч и т ь и у ч и т ь с я».
Работу выполнила учитель русского языка
и литературы
МБОУ Политотдельской сош Чехлотенко Ольга Анатольевна2016 г.
«На заре ты её не буди. На заре она сладко так спит...»
(утренние размышления учителя)
Ах, злобный будильник! Ты вырвал меня из царства сна. Так быстро ночь пролетела, хотя сколько той ночи с часу до пяти. Надо вставать — допроверить сочинения. Я учитель и, хоть камни с неба, должна быть готова к урокам.
Больше двадцати лет я работаю в школе и за всё это время ни разу не сомневалась в выборе профессии.
Мне кажется, кем человеку быть, решается задолго до его рождения где-то там, на небесах. А вот как он себя реализует, это определяется на жизненном пути.
Думаю, мне повезло и с божьей искрой, и с жизненными условиями. Спасибо маме и папе, которые были моими первыми учениками, не отмахивались, подыгрывали мне. Затем школа, шефство над малышами, педагогический институт, и вот я Учитель.
Иногда можно услышать мнение, что работа в школе «не пыльная»: посидел на стуле, провёл урок — вот и всё обучение. Может, и бывает так, но я считаю, что это не Учитель, а просто педагог, дающий сумму знаний.
На мой взгляд, Учитель — это человек не только обучающий ребят различным наукам, но и дающий представление о жизненных ценностях, моральных устоях; это человек, который на работе находится двадцать четыре часа в сутки. Представляете, даже во сне иногда прокручиваешь уроки или сценарий пишешь.
Но всё это - одна сторона профессии. Другая же скрыта в уголках души и совести, в закромах внимательности и ответственности, в кладовых чуткости и такта.
Его Величество Урок. На первый взгляд, он главный, так сказать, «двигатель» учебного процесса. Ан, нет... Не всегда. Бывает, распишешь урок, всё по полочкам; придёшь в класс, а у ребят возник вопрос не по теме или ситуация какая-нибудь. И тогда нельзя оставить это без внимания, надо перестроиться, сообразить, как поступить.
Нет, конечно, уроки — это важно и нужно, и я не говорю, что по любому поводу надо изменять ход урока. Нет.
Но, согласитесь, ведь бывают же моменты, когда больше научишь детей не синтаксисом и романтизмом, а душевным откликом, разъяснением.
Я уверена, что педагог учит не только объяснением учебного матери-ала, но и своим поведением, внешним видом, широтой кругозора, воспитанностью, жизненной позицией, чуткостью души.
Парадокс моей профессии в том, что учитель не только учит, но ещё и учится.
Вы скажете, мол, что тут странного: курсы, методические объединения, вебинары, семинары — это естественный процесс повышения квалификации. Не спорю. Конечно. Но я хочу сказать другое. Считаю бесспорным тот факт, что, обучая других, учитель и сам учится.
Вспоминаю себя молодой учительницей. Как же сложно бывало поддерживать дисциплину на уроке. Помню, как оскорблялась непослушанием детей, нервничала, повышала голос, а иногда даже выходила из класса, чтобы успокоиться. Но в какой-то момент, не без помощи ребят, я поняла, что «ларчик просто открывался»: выдержка и спокойствие — надёжные помощники в вопросах дисциплины.
А использование технических средств в учебном процессе? Давно ли радовались магнитофону и кодоскопу на уроке. А сейчас — и телевизор, и компьютер, и доска интерактивная. Хотя это не что-то экстраординарное, а требование к современному уроку. А вот покорение глубин социальных компьютерных сетей стало необходимостью в моей работе. Удобно, например, в Контакте обсудить в беседе с ребятами какие-либо вопросы или просмотреть заготовки к их домашнему сочинению.
По-хорошему завидую ученикам — как быстро они разбираются в современных гаджетах, осваивают их. Вот и мне приходится у них учиться. Скриншот, монтирование видеоролика, создание группы или беседы, общение онлайн — всё это уже освоено.
А вообще, скажу я всем, замечательная у меня профессия! Каждый день надо «держать марку», постоянно быть в курсе событий и шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, а идти вместе с ребятами к новым вершинам.
На мой взгляд, жизнь Учителя не может быть спокойной и разме-ренной, потому что надо постоянно учить и учиться, а эти действия не могут быть статичными по определению.
Ну вот, второй будильник прозвенел. Резервные пятнадцать минут прошли, теперь уже точно надо подниматься.
Так, не забыть сборник для Маши, скинуть на флешку видео танца, распечать вопросы к диспуту, напомнить Диме за столовую, а ещё.....
Покой нам только снится!...