Выступление Формирование и развитие исследовательских навыков через уроки окружающего мира
Формирование и развитие исследовательских навыков через уроки окружающего мира.
Учитель начальных классов
филиала МАОУ «Бигилинская СОШ»
Горюновская СОШ
Табулова Сауле Хайретденовна
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Педагог подбирает и отрабатывает проблему, корректирует проблему, предложенную учащимися. Направляет исследование в нужное русло по созданию проекта . В процессе исследовательской деятельности ученик, например, может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории. С первого класса надо закладывать основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. По моему мнению, как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира.
В 1 классе учитель проводит пропедевтическую работу по развитию навыков исследовательского поведения:
Проблемное, частично – поисковое обучение под руководством учителя.
Урок – исследование (постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам, выводы делаются с помощью учителя).
Кратковременные исследования – наблюдения с описанием под руководством учителя.
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
Знакомство с теоретическими понятиями (исследование, информация, знание, методы исследования и др.).
Осуществление коллективных исследований по определённому плану по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями.
Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов школьной программы. На уроках используются проблемные и поисковые методы, продолжается знакомство с терминологией и некоторыми понятиями, методами исследования, работа со словарями и другими источниками информации. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. Возможна подготовка самостоятельного исследования по интересующим учащихся темам. Исследования проводятся под руководством учителя и с помощью родителей. В 3 и 4 классах:
Продолжается работа по знакомству с теорией исследования, методами исследования.
Проводятся коллективные исследования на заданную тему.
Возможно осуществление учащимися самостоятельных долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений (поиск информации, выделение главного, формулирование определений, проведение простейших опытов, наблюдений, составление докладов). К четвёртому классу учащиеся могут с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план, определять одну – две задачи, находить информацию, представлять доклад с показом. Таким образом, организационно - педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Данные упражнения ориентированы на развитие умений: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, экспериментировать, давать определения понятиям. Применение данных методов и приёмов на уроках курса «Окружающий мир» способствует формированию основных умений и навыков, необходимых младшим школьникам в решении исследовательских задач.
При организации работы необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
-возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
-помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
-сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;
-создание комфортной обстановки.
Можно выделить несколько групп умений, на которые исследовательская деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения исследовательской деятельности способствует: повышению уровня предметных, личностных, метапредметных результатов развития каждого ребёнка, позволяет наиболее успешно реализовать важнейшие задачи образования в начальной школе, способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетенций. Каждый ученик становится исследователем, в результате чего открывает для себя новые знания, учится анализировать и сравнивать.
Таким образом, окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал и позволяет реализовать 2 важных принципа в образовании - принцип непрерывного развития каждого ребёнка, так как работает на перспективу его дальнейшего обучения и принцип прочности знаний.