Основные рекомендации по выполнению исследовательских работ

Проектная и исследовательская деятельность.
Проектная деятельность – учебно – познавательная или творческая деятельность, направленная на достижение результата (конечного продукта). Учебный проект – это комплекс самостоятельно выполняемых действий, направленных на получение продукта, который помогант решить важную для автора проблему.
Исследовательская работа – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Этапы проекта: определение целей и задач; создание плана; организация деятельности по реализации проекта; реализацию проекта; рефлексия результатов.

Этапы исследовательской деятельности: постановка проблемы; изучение теории по данному вопросу; подбор методик исследования и их освоение; сбор собственного материала; обобщение и анализ собранного материала; обсуждение результатов исследования; собственные выводы.

Проект – это возможность максимально раскрыть творческий потенциал ребенка путем решения интересной ребенку проблемы, которую он сам определяет. Результатом данной деятельности является найденный способ решения проблемы, который носит практический и значимый характер, как для общества, так и для автора проекта.
Главной целью учебной исследовательской работы является – развитие личности школьников.



Основные рекомендации по выполнению исследовательских работ.

Этапы ведения исследовательской работы
Выбор темы исследования;
Изучение литературы по выбранной теме;
Формулирование гипотезы, цели и задач исследования;
Составление плана выполнения исследовательской работы;
Подбор методики и выполнение практической или экспериментальной части работы
Обобщение результатов, формулировка выводов;
Оформление работы.


Характеристика основных этапов исследовательской работы:

Выбор темы.
Название темы работы должно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным.
При выборе темы исследования необходимо учитывать, что тема должна быть:
Интересна; выполнима; по возможности оригинальна; актуальна; подкреплена необходимыми средствами и материалами – исследовательской базой; такой, чтобы работа по ней могла быть выполнена относительно быстро; тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Название работы не должно быть или слишком объемное, выходящее за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная; или слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы; не соответствующее содержанию работы;
слишком «бойкое», журналистское.
НЕУДАЧНЫЕ НАЗВАНИЯ
АДЕКВАТНЫЕ ПРАВИЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ

Метеориты – гости из космоса (журналистское, очень широкое)
Изучение метеоритов в современной науке и их классификация

Внимание, Акулы! (журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования)
Исследование причин и факторов нападения акул на человека

Как компьютер появился на свет
(примитивное, ненаучное, не связывает с предметом исследования)
История преодоления проблем при создании компьютеров

Радуга в доме (ненаучное, примитивное, журналистское, не связывает с предметом исследования)
Исследования условий возникновения радуги

Как понять Шопена
(журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования)
Изучение особенностей восприятия музыки Шопена младшими школьниками



Изучение литературы по выбранной теме:
Необходимо найти и изучить основные научные исследования по выбранной теме;
составить представление о степени ее изученности; выявить малоизученные или спорные моменты.
Литературный обзор дается для того, чтобы показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем.
В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы.
Важно литературу по данному вопросу использовать при обсуждении результатов.
Цель написания литературного обзора:
-показать степень изученности проблемы;
-показать, что неизвестно и подвести к необходимости изучения проблемы, т.е. ведению исследования.
Для написания обзора литературы используют вводные слова и фразы:
Во-первых.., во-вторых.., в-третьих
Кроме того, Наконец, Затем, Вновь, Далее,
Более того, Вместе с тем, В добавление к вышесказанному, В уточнение к вышесказанному, Также, В то же время, Вместе с тем, Соответственно, Подобным образом, Следовательно, Отсюда следует, Таким образом, Между тем, Однако, С другой стороны, В целом, Подводя итоги, В заключении, Итак, Поэтому.

Типичные ошибки раздела литературный обзор:
Отсутствие обзора литературы в тексте работы.
Подробное цитирование общеизвестных фактов (на уровне школьного учебника).
Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте при упоминании фактов и цитат из них.
Использование информации и авторских текстов (особенно из Интернета) без осмысления и обработки.

Введение:
Во введение (необходимо указать):
Обоснование актуальности выбранной проблемы (темы); формулировку цели.
Выделение объекта и предмета; формулировку гипотезы; формулировку задач исследования. Обоснование научно-практической значимости исследования, т.е
нужно ответить на вопросы: «Какова практическая ценность ожидаемых результатов для науки или общества?», «Что дает решение проблемы для науки или общества?»

Формулирование гипотезы, цели и задач исследования

В начале работы можно выделить рабочую гипотезу, которая в результате исследования может быть опровергнута или подтверждена.
Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом либо быть опровергнутой (гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений).
Требования к гипотезе:
Проверяемость гипотезы; приложимость гипотезы к широкому кругу явлений и процессов; гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которых выдвигается; простота гипотезы; гипотеза, которую нельзя проверить или опровергнуть считают ненаучной.

Затем необходимо сформулировать четкую цель работы, непосредственно вытекающую из темы (цель – планируемый результат).
Цель исследования – это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершению исследования.
Если понятна и выделена проблема, то решение её и является целью исследовательской работы.
4.Составление плана выполнения исследовательской работы

Определить задачи работы, или основные этапы работы, которые позволять добиться поставленной цели (задачи – шаги по достижению цели).

Под задачами понимается цель деятельности в конкретных условиях.
Их не должно быть слишком много, как правило, не более 5. Если задач больше, их рекомендуют сгруппировать.
Задачи формулируются в виде перечисления:
Изучить,
Описать,
Уточнить и дополнить понимание,
Выявить,
Систематизировать,
Разработать.. и т.д.
Затем следует выделить:
Объект исследования – это то, на что направлено наше внимание, то к чему применяется исследование.
Предмет исследования – это сторона объекта; то, что изучается в ходе исследования.
Предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект.
Пример: «Сравнительный анализ качеств подсолнечных масел»; объект исследования – подсолнечные масла, а предмет исследования – органолептический анализ и кислотное число, как количественная характеристика качества масла.

5. Подбор методики и выполнение практической или экспериментальной части работы
Очень важным шагом в работе является определение основных методик. Подбор методики определяется темой работы; методика должна быть научной и адаптированной для обучающихся. Затем определяются основные методы, которые необходимо использовать при проведении исследования.
Различают:
Теоретические методы исследования: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент.
Практические методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анкетирование, моделирование.

6. Обобщение результатов, формулировка выводов
Результаты составляет примерно 1/3 всего текста;
В содержании необходимо сопоставить полученные результаты с рабочей гипотезой и определить, соответствуют ли они изначально высказанному предположению, как ваши данные соотносятся с результатами, полученными другими исследователями, к каким выводам подводит это сопоставление;
Если в работе получены результаты, не подтверждающие гипотезу или не совпадающие с результатами других исследователей, их также необходимо изложить и попытаться объяснить причину несоответствия.
Формулировка выводов:
На основании изложенных результатов кратко формулируются выводы, корректно сформулированные положения.
Выводы должны соответствовать цели работы, отвечать на поставленные задачи.
Выводов должно быть не меньше, чем задач. Чуть больше допустимо.
Приветствуется указания дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.
При обобщении результатов желательно использовать иллюстративный материал (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием.
Выводы должны подтверждать или опровергать гипотезу.
Формулируются выводы по принципу пирамиды: сначала даются ответы на вопросы задач, а затем ответ на вопрос цели.
Примеры правильно составленных выводов:
- В привозных, длительно хранившихся яблоках, аскорбиновой кислоты содержится меньше, чем в яблоках, собранных с дерева.
- В яблоках разных сортов содержание витамина С различно. Из покупных исследованных яблок наиболее богаты витамином С яблоки сорта «Джонатан».
- При варке яблок содержание витамина С уменьшается. При 5-и минутной варке сохраняется в среднем 90-93 % витамина С от первоначального содержания., а при 10-и минутной варке в яблоке остаётся около 80% витамина С.

Требования к оформлению литературы:

- Порядковый номер ссылки в списке литературы указывают в квадратных скобках в тексте, там, где цитировали этот источник.
- Нумерацию составляют одним из двух способов – по порядку цитирования в тексте или по алфавиту. Если в тексте есть ссылки на работы на иностранных языках, то отдельно нумеруются работы на русском языке, затем – иностранные.
- Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям.
- Литературными источниками могут быть учебники, учебные пособия, энциклопедии, научные статьи, тезисы докладов, диссертации, дипломные работы, сайты в Интернете.

7. Оформление работы:
1. Конкурсная работа должна иметь:
- титульный лист;
- содержание (оглавление);
2. В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:
-введение;
- методика исследований;
- результаты исследований и их анализ;
- выводы;
- заключение;
- список литературы;
- приложения
Для оформления результатов работы используют:
Таблицы; графики; диаграммы; схемы; эскизы; чертежи; планы; фото; рисунки
Таблица применяется для систематизации отобранных сведений
Они строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию.

Название таблицы
Характеристика
Пример

Аналитические таблицы
являются результатом обработки и анализа цифровых показателей; после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: "таблица позволяет сделать вывод, что", "из таблицы видно, что", "таблица позволит заключить, что". Такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.
Дата проведения исследования


2014 г.
2015 г.


09.07
12.07
12.05
15.06
15.08

Сод. Хл.








Неаналитические таблицы
содержат необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации; таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф;
дата
Высота
раст. № 1
Высота
раст. № 2

03.10
2,5
1,5

17.10
4,5
3,4

19.10
5,2
6,7




Таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста;
над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица" с указанием порядкового номера таблицы без значка № перед цифрой и точки после нее;
таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце;
при переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова продолжение таблицы 5.
Графики представляют результаты числовых данных; используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала;

Пример графика
Что должен содержать график


геометрический образ;
общий заголовок графика;
словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;
оси координат;
шкалу с масштабами и числовые сетки;
числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей


Диаграммы один из способов графического изображения зависимости между величинами; диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных
Требования к диаграммам: максимальная наглядность (размер, четкое расположение); красочность (цвет, рисунки); способность автономно, без текста, читаться и пониматься; краткость.
Диаграммы подписываются снизу словом «Рис.» с соответствующим номером и названием, выражающим их содержание.

Вид диаграммы
Характеристика
Пример

Гистограмма
Данные расположены в столбцах или строках;
Используются для демонстрации изменений данных за определенный период времени или для иллюстрирования сравнения объектов


Секторальная диаграмма
Используют когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме.



Чертежи используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов
Рисунок используется если нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей; рисунки рекомендуется выполнять в карандаше.
Схема - изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов






Фотографии применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями;
Фотография - это научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т.п.); она необходима в качестве доказательства существования чего-либо в определенном месте; в таких случаях снимок делается с документирующим фоном.
Подготовка презентации.
Общий порядок слайдов в презентации:
Титульный лист с заголовком темы и автором исполнения   презентации;
План презентации (5-6 пунктов - это максимум);
Основная часть (не более 10 слайдов);
Заключения (выводы);
Спасибо за внимание.
Правила шрифтового оформления
1.Размер шрифта: для основного текста 18-36 пунктов; для заголовка – 24-54 пункта;
2.Тип шрифта: для основного текста – гладкий без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
3.Курсив, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста;
4.Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;


Единое стилевое оформление презентации:
Весь материал должен быть четко структурирован, выстроен в соответствующем выступлению порядке. Первый слайд должен содержать название работы и краткие сведения об авторе.
Презентация не должна содержать много текстовой информации; необходимы тезисы работы, которые в ходе выступления будут раскрыты. Необходимо обязательно проверить орфографию и грамматику текстовых документов.
Иллюстрации должны соответствовать сценарию выступления. Нет необходимости чрезмерного применения анимации.
Должно быть соблюдено единство дизайна всей презентации. Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении более 3 цветов и более 3 типов шрифта.
Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.

Общие правила оформления текста в презентации:
Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.

Рекомендуется проверить работу на антиплагиат, для этого необходимо:
1.Зарегистрироваться на сайте:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. Ввести кусочек проверяемого текста или весь текст – программа покажет соотношение процента заимствований и авторского текста.
3. Если авторского текста менее 60%, то такой материал считается плагиатом.

Доклад работы включает в себя:

Приветствие аудитории. Представление меня зовут..
Название темы работы и обоснование ее актуальности.
Обоснование проблемы исследования. Краткая характеристика современного состояния проблемы и место конкретной темы в общей проблеме.
Цель работы.
Гипотеза исследования.
Задачи, которые ставились для достижения поставленной цели.
Описание исследованного материала (объект и предмет исследования, количество изученных материалов).
Методы, которые применялись в исследовании.
Краткое содержание полученных результатов и их интерпретация.
Заключение и выводы. Значение результатов. Перспективы работы.
Благодарности тем, кто помогал в работе.











Тема исследования: «Соблюдение санитарных норм для учащихся 5-х классов на примере учебной недельной нагрузки учащихся».

Задание 1. Сформулируйте цель работы.

Задание 2. Выдвинете гипотезу по теме исследования, запишите ее.

Задание 3. Определите, что в приведенном примере работы является объектом, а что предметом исследования?

Задание 4. Сформулируйте задачи к работе по теме вашего исследования.

Задание 5. Определите, какова практическая ценность ожидаемых результатов для науки или общества. Подготовьте свой раздел «Введение» по вашей теме исследования.

Задание 6. Используя, литературу по данной теме подготовьте краткий литературный обзор.
Задание 7. Проанализируйте полученные результаты





Тема исследования: «Соблюдение санитарных норм для учащихся 5-х классов на примере учебной недельной нагрузки учащихся».

Задание 1. Сформулируйте цель работы.

Задание 2. Выдвинете гипотезу по теме исследования, запишите ее.

Задание 3. Определите, что в приведенном примере работы является объектом, а что предметом исследования?

Задание 4. Сформулируйте задачи к работе по теме вашего исследования.

Задание 5. Определите, какова практическая ценность ожидаемых результатов для науки или общества. Подготовьте свой раздел «Введение» по вашей теме исследования.

Задание 6. Используя, литературу по данной теме подготовьте краткий литературный обзор.
Задание 7. Проанализируйте полученные результаты



































Тема исследования: «Соблюдение санитарных норм для учащихся 5-х классов на примере учебной недельной нагрузки учащихся».

Цель исследования: выяснить соблюдаются ли санитарные нормы для учащихся 5- х классов на учебной недельной нагрузки учащихся.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Рисунок 1Рисунок 2Root Entry