Урок по географии на тему Озера. Ледники (6 класс)
Урок по географии для 6 класса «Озера. Ледники»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
География
Класс
6
Тема урока
Озера. Ледники
УМК
Летягин А. А.. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 2012г
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащиеся смогут называть, что такое озеро, озерная котловина, ледники. Называть типы озерных котловин, сточное и бессточное озеро. Называть и показывать озера.
Метапредметные:
(познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели
- вести самостоятельный отбор информации, представлять ее с помощью опорной таблицы, схемы, плана;
- готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; осознают необходимость охраны озер и ледников; учатся аргументировано оценивать свои и чужие поступки.
Решаемые учебные проблемы
Основные понятия, изучаемые на уроке
Озеро, озерная котловина, типы озерных котловин, сточное и бессточное озеро, ледники.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютерная презентация, ресурсы Интернет
Образовательные интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент
Деятельность учителя
Приветствие. Настраивает учащихся на работу. Проверка готовности рабочего места, оценка комфортности самочувствия карточками настроения.
Деятельность обучающихся
Приветствие. Оценка комфортности самочувствия карточками настроения (смайлики).
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Деятельность учителя
1) Карточка 1. Заполните таблицу
2) Итак, закончили выполнять задание. Теперь обменяйтесь с соседом по парте карточками, возьмите ручку и проверьте работу. Ключ к работе представлен на слайде 1.
3) Закончили проверку. Поднимите руку те, кто не допустил в работе ни одной ошибки?
2) Карточка 2. Заполните схему «Воды суши»
2) Итак, закончили выполнять задание. Теперь проверьте работу. Ключ к работе представлен на слайде 2.
3) Закончили проверку. Поднимите руку те, кто не допустил в работе ни одной ошибки?
Деятельность обучающихся
Указывают процентное содержание воды в отдельных частях гидросферы
Мировой океан, %
Реки, озера, болота, %
Ледники, %
Подземные воды, %
Проверяют работы
Заполняют схему «Воды суши»
Проверяют работы
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
Сегодня мы продолжаем разговор о водах суши.
Вспомните из истории, почему люди заселяли районы, расположенные вблизи водоемов?
Просмотр фильма. Вулканическое озеро Тоба на острове Суматра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Постановка проблемного вопроса. Почему необходимо охранять озера? Вы готовы в этом разобраться?
Деятельность обучающихся
Приводят различные доводы, почему люди заселяли районы, расположенные вблизи водоемов и почему необходимо охранять озера.
3. ЭТАП целеполагания и планирования работы.
Деятельность учителя
Демонстрация слайдов презентации (3-8 (вид озер и ледников сверху)). Вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке. Что называют озером? Ледником? (Помогает сформулировать определения) В результате чего образуются углубления поверхности суши? Ледники? Что вы уже знаете об озерах? Ледниках? Что хотели бы узнать?
Подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Деятельность обучающихся
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели.
4 ЭТАП Изучение нового материала.
Деятельность учителя
Разбивает класс на группы, организует работу в группах. Следит за работой учеников, отвечает на возникшие вопросы
Деятельность обучающихся
Группа 1
Какой водообмен характерен для озер? Сколько требуется времени для полной смены воды в озере? Составить план описания озера. (Что такое озеро. Описание озера, стр. 132-133 учебника).
Группа 2
Что такое озерная котловина. Составить и заполнить таблицу «Озерные котловины» (Озерные котловины, стр.133-134 учебника)
Группа 3
Какие озера называются сточные, бессточные? Составить схему. Какое свойство вод в них. (Питание озер. Озерная вода, стр. 134-135 учебника)
Группа 4
Заполнить таблицу. Отличия и сходства озера и водохранилища. Чем отличается озеро от водохранилища (Рукотворные реки и озера, стр. 135-136 учебника)
Группа 5
Вопрос 1, 2, 3 на стр.140 учебника
Ледники. Покровные ледники. Горные ледники (стр. 137-138 учебника)
Предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом. Задает уточняющие вопросы.
Представители каждой группы делятся информацией. Учащиеся делают записи в тетрадях.
5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Деятельность учителя
Предлагает выполнить задание
Карточка 3. Какими буквами на рисунке обозначены котловины: 1 тектонического, 2 остаточного, 3ледникового, 4 вулканического, 5 запрудного озера?
2) Итак, закончили выполнять задание. Теперь обменяйтесь с соседом по парте карточками, возьмите ручку и проверьте работу. Ключ к работе представлен на слайде 9.
3) Закончили проверку. Поднимите руку те, кто не допустил в работе ни одной ошибки?
Предлагает выполнить задание
Карточка 4. Установи соответствие между озером и материком.
5) Итак, закончили выполнять задание. Теперь проверьте работу. Ключ к работе представлен на слайде 10.
6) Закончили проверку. Поднимите руку те, кто не допустил в работе ни одной ошибки?
Деятельность обучающихся
Выполняют задания.
Проверяют работы
Проверяют работы
6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания обозначьте озера и каналы на своей карте мира, названия которых встречаются в тексте параграфа. (Демонстрация слайда 11 презентации).
Деятельность обучающихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.
7 ЭТАП Домашнее задание.
Объясняет домашнее задание. Стр. 136 учебника, задание 2. (Демонстрация слайда 12 презентации)
Записывают домашнее задание.
Карточка 1. Заполните таблицу. Указать процентное содержание воды в отдельных частях гидросферы
Мировой океан, %
Реки, озера, болота, %
Ледники, %
Подземные воды, %
Карточка 2. Заполните схему «Воды суши»
Карточка 3.
Какими буквами на рисунке обозначены котловины: 1 тектонического,
2 остаточного, 3 ледникового, 4 вулканического, 5 запрудного озера?
А Б
В ГД
1
2
3
4
5
Карточка 4. Установи соответствие между озером и материком
А) Австралия 1) Каспийское
Б) Африка 2) Эйр
В) Евразия 3) Чад
Г) Северная 4) Гурон
Америка 5) Титикака
А
Б
В
Г
Воды суши
Воды суши
15