Конспект урока чтения В. БЕРЕСТОВ «ВОРОБУШКИ». Р. СЕФ «ЧУДО»


Урок 18. В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо»
Цель: создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать представления об окружающем мире.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: уметь находить фрагменты текста стихотворения, нужные для ответа на поставленные вопросы; придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.
Личностные:опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, собственных поступков и поступков других людей по отношению к природе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства.
Регулятивные: умение различать способы и результаты учебных действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: совершенствование: речевых навыков в процессе обсуждения содержания и структуры стихотворения; умение участвовать в диалоге и строить монологические высказывания.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Образовательные ресурсы: загадки; таблица для чтения и составления слов; картины весенней природы; карточки с играми.
Урок
I. Актуализация знаний.
Регулятивные УУД: уметь адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Конкурс проектов «Азбука загадок».
II. Изучение нового материала.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге с учителем, строить понятные для партнёра высказывания, вырабатывать общую позицию.
1. Чтение стихотворения В. Берестова «Воробушки».
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся читают по ролям это стихотворение.
– Какие чувства вызывают у вас эти строки?
– Какие трудности возникают у птиц зимой?
– Как вы можете им помочь?
– Назовите зимующих птиц нашего края.
– Какие птицы улетают в тёплые края?
2. Чтение стихотворения Р. Сефа «Чудо».
Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить значения слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту, уметь осуществлять анализ текста произведения.
– Кто автор этого стихотворения?
– Прочтите название стихотворения и рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 75 учебника.
– Как вы думаете, о чём это произведение?
– Зачитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
у-ви-дишь – увидишь
у-ди-ви-тель-но-е – удивительное
у пе-ре-крёст-ка – у перекрёстка
про-би-ва-ет-ся – пробивается
бе-рёз-ка – берёзка
– Объясните значение слова «чудо».
Чудо – нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.
– Какими близкими по значению словами можно заменить следующие слова:
Возле – рядом; сквозь – через.
– Прочтите это стихотворение, соблюдая знаки препинания.
– Какое чудо описывает автор?
– Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения?
3. Игры Деда Буквоеда.
Игра «Крепкие орешки».
Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.


Физкультминутка
(Упражнение с орехами снимает нервное напряжение, улучшает работу мозга.)
Покатилось, покатилось Олино колечко.
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
(Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают круговые движения орехом на тыльной стороне кисти одной руки, прижимая его ладонью другой.)
III. Работа по теме урока.
− Отгадайте загадку:
• Что выше леса, краше света?
• Что без огня горит?
• Что днем землю нагревает, а вечером само убегает?
• Золотое молоко на пол пролито.
Не смести, не соскрести, не смыть.
− Все эти загадки о Солнце.
На доске: рисунок солнца.
− Что такое солнце?
Солнце – это звезда, то есть раскалённый шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа.
Солнце дает Земле тепло и свет.
Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.
− Сколько времён года вы знаете? Назовите их.
− Как вы думаете, почему времена года меняются? (Земля вращается вокруг Солнца.)
Распахну окно навстречу свету!Где зимой − зима, а лето − летом,
Тишь какая! Будто на века!А весна − так в щебете скворцов!
Нету, нету, понимаешь, нетуЕсли осень − ах, какая осень!
На земле красивей уголка,Тишь какая! Будто на века!
Чем вот этот, сотни раз воспетыйВсё спалит и лишь не тронет сосен
Сотнями поэтов и певцов,Да седин у мамы на висках…
М. Зайцев
− Чем восхищается поэт? (Временами года.)
− Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть своё любимое.
− Какое время года вам нравится и почему?
− Можно ли выделить какое-то время года особо? (Ответы детей.)
Хороша зима снегами,
Весна − цветами,
Лето − плодами,
Осень − пирогами.
Вывод: все времена года хороши по-своему.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
– Кто авторы?
– Какое чудо описал Р. Сеф в своём стихотворении?
– Какое из произведений вам запомнилось и почему?
Внеурочная деятельность: выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).
Дополнительный материал к уроку 18
Роальд Семёнович Сеф (литературный псевдоним: Роман Сеф),детский поэт, писатель, переводчик, драматург, председатель Ассоциации детских писателей Москвы. Родился в 1931 году в Москве. Стихи начал писать в 5 лет. Окончив школу, работал шофёром. Учился на факультете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году – в Союз писателей СССР. Долгое время занимался переводом.
Вот что пишет о себе сам Роман Сеф: «Это было много-много лет назад, больше, чем двадцать, больше, чем тридцать, больше, чем пятьдесят, но меньше, чем сто. Это было в 1931 году, вот тогда я появился на свет на Пироговской улице города Москвы. Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда ещё не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало... И однажды во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: «Берёза ждет мороза! Берёза ждёт мороза!». Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: «Берёза ждёт мороза!». «А зачем берёза ждёт мороза?» – спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание.
А ещё мне очень хотелось летать. Но не на самолёте, и не на планере, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землей, видеть сверху города, озёра и пашни и улыбаться. Ведь это такое счастье – махать руками, плыть в небе и улыбаться. Я бегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом ещё и ещё раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удаётся, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летал высоко над землёй, и меня несло в поднебесье моё собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю. Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будоражат меня. Но главное не в этом. Главное – это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слёзы, когда слышу: «Однозвучно гремит колокольчик…».
Валентин Дмитриевич Берестов (1928–1998), русский поэт. Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.
Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: «Одиссея» и «Гекльберри Финн», сказки Андерсена и баллады Жуковского. Даже учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием – имени Льва Толстого.
Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвадило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это в 1942 году в Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову потрясающе везло на удивительные встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. К ней его привела преподававшая английский язык во Дворце пионеров жена поэта О. Мандельштама – Надежда Яковлевна. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл К. Чуковский, которому четырнадцатилетний поэт решился показать заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.
Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю.
В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города – Хорезм, Новгород, их тайны, – как было не написать об этом! Особенно если дано человеку чувство живого слова. Через несколько лет ветеран археологических экспедиций Валентин Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах» (1964) и «Два огня» (1966).
С 1946 года произведения Берестова начинают публиковать в периодике. А в 1957 году выходят его первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для школьников «Про машину».