Конспект урока по литературному чтению на тему Чудеса вокруг нас (2 класс)
Литературное чтение
Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».
Тема: Чудеса вокруг нас (В. Берестов «Честное гусеничное»).
Цель: познакомиться с произведением В. Берестов «Честное гусеничное» самое обыкновенное чудо.
Задачи:
– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
– развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;
– формируем умение описывать героев.
Этапы урока
Ход урока
·. Актуализация знаний.
Цель: включение в урок
Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, фамилии автора (т. е. развитие умения антиципации – предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения).
Поздоровывайтесь с гостями.
Начинаем урок литературного чтения
Пожелайте удачи друг другу и подарите улыбку!
-Какую тему проходим на уроках литературного чтения, с какими произведениями уже познакомились.
Читают по содержанию..
-Какое было домашнее задание?
1 Проверка домашнего задания.
1. Оформление выставки рисунков. Обсуждение.
- Дома вы рисовали свою мечту о чудесах. Каждый из вас мечтает о своем чуде, для каждого чудом является что-то свое. Посмотрите, что у нас получилось. На уроке изобразительного искусства мы обязательно послушаем каждого, зададим вопросы, поделимся впечатлениями. Вы все молодцы, похлопаем себе!
Чтение наизусть стихотворения В. Орлова «Я рисую море».
(Наизусть расскажет стихотворение один представитель от группы, остальных мы послушаем на следующих уроках.) Чтение и самооценка.
На доске запись: Самое обыкновенное чудо.
Продолжаем тему «Самое обыкновенное чудо»
- Чего ждете от сегодняшнего урока?
Как вы думаете, какая будет цель урока? .. Найти в новом тексте самое обыкновенное чудо.
Задачи урока?
Учиться:
1)Выразительно читать текст, отвечать на вопросы к тексту, находить ответы на вопросы в тексте, размышлять о прочитанном и делать выводы.
2) слушать и понимать речь других, учиться работать в паре и группе.
Работа с текстом сказки.
- Отправляемся за новыми чудесами и начинаем с загадки. (слайд)
1. Работа с текстом до чтения.
1) Чтение загадки (она написана на доске).
Расту червячком, питаюсь листком.
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.
– Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (появляются картинки проверим себя по слайду)
Запись отгадок на слайде
- Почему три отгадки? (стрелки)
-Как это может быть связано с нашим сегодняшним уроком?
– Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? (Сказку.)
Откройте учебник на с 128
2) Чтение заглавия и фамилии автора.
– Какое интересное заглавие, так хочется его закончить.
Добавьте подходящее по смыслу слово. (Это «слово».)
– Кто так мог сказать? (Гусеница.) (слайд . Умеют говорить? Не чудо ли?)
3) Задание 1 в тетради, с. 49.
Проверка работы – слайд .
4) Рассматривание иллюстрации.
– О какой героине мы узнали?
– Где же тут Гусеница? (Превратилась в Бабочку.)Слайд ..
– Предположите, чем бы могла закончить клятву Гусеница: «Честное гусеничное слово, что...» Слайд
Какие же вопросы возникают у вас по заглавию?
1. Какое обещание дает гусеница?
2. Кому дает обещание гусеница?
3. Сдержит ли гусеница свое слово?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на возникшие вопросы?
II. Развитие умений.
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).
?????Будем вести диалог с автором, пока мы только учимся этому, я буду вам помогать.
Образец чтения:
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
– До чего ж я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. (Представили? Вам она кажется красивой?) – Жаль, что никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. (В Что же могло случиться однажды? О.) По лугу ходила девочка и собирала цветы. (П Вот что случилось! Гусеница уверена, что теперь её красоту заметит и девочка.) Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
– Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
– Ах так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное
слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница.
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.
Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
– Уф как я устала! – вздохнула Гусеница. – Совершенно замоталась.
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх. (В Почему она так странно падает? О.)
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
«Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!»
И Гусеница упала в траву. А девочка увидела её и сказала:
– Какая красивая!
– Вот и верь людям, – ворчала Гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней –
незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала
выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
Ах вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает. (П.)
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
1. Какое обещание дала гусеница?
2. Кому дала обещание гусеница?
3. Сдержала ли гусеница свое слово?
- Почему слово Гусеница записано с заглавной буквы?
Физминутка тоже будет с чудесным превращением.
МУЗЫКА
1.Спал цветок. 2. Попрыгать поиграть.3.Для глаз.
2) Перечитывание-размышление вслух по абзацам.
1–2-й абзацы:
– Чему радовалась Гусеница? Каким качеством она обладала? самоуверенная
– Согласны вы с её мнением?
– О чём сожалела Гусеница? (Что никто не замечает её красоты.). Как вы думаете, почему? неприметная
3–4-й абзацы:
После чтения предложения «Но однажды ей повезло»:
– В чём выразилось это везение? (Её увидели.)
– Что ожидала услышать Гусеница?
– Что испортило настроение Гусеницы? Как ты думаешь, почему?
– Согласны ли вы с девочкой?
– Что решила Гусеница?
5–7-й абзацы:
– Как Гусеница держала слово? (Она решила «спрятаться» в кокон.)
– Легко ли было сделать кокон? Как она трудилась?
– Каким словом играет писатель? Что имела в виду Гусеница, говоря, что она совершенно замоталась? (Устала, утомилась и замотала себя шёлковой ниткой; она могла употребить это слово и в прямом, и в переносном смысле.) . (Какой предстает перед нами гусеница?) трудолюбивая и терпеливая
8–10-й абзацы:
– Что происходило с Гусеницей в коконе?
– Как она выбралась из кокона?
С 11-го абзаца до конца:
– Почему девочка восхищалась бывшей Гусеницей?
– Почему Гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)
– Какой увидела себя Гусеница в капле росы?
Хвастается ли своей красотой бабочка? Стала ли зазнаваться? Каким она качеством обладает? скромная
Получилась схема ( на доске):
Гусеница Куколка Бабочка
самоуверенная трудолюбивая красивая
неприметная терпеливая скромная
Вопросы после чтения сказки:
– Используя слова текста, опишите главную героиню сказки.
– О чём вы узнали из этой сказки?
– А кроме превращения Гусеницы в Бабочку? Что вы узнали вообще о жизни?
– Как в природе всё живое относится к самому себе?
– Как окружающие должны вести себя в подобных ситуациях?
3. Работа с текстом после чтения.
1) Формулирование главной мысли. Задание 3 в тетради на с. 49. работа в паре
2) Заключительная беседа.
– Прочитайте самые последние слова Бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом»?
– Где вы уже встречали эти слова? (Так называется раздел. Возможно, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)
– Как вы думаете, почему?
4. Творческая работа. Цель: продолжить обучение детей работать в группе
- Оказывается, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что чудеса происходят вокруг нас постоянно. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Предлагаю вам поработать в группах.
- Какое задание вы можете предложить?
1 группа – зерно в. торт
Вопрос. Благодаря чему произошло превращение?
2 группа – дерево в .дом
Вопрос. Благодаря чему произошло превращение?
3 группа – вода в ледяные.. фигурки
Вопрос. Благодаря чему произошло превращение?
4 группа – овечка в.. варежку
Вопрос. Благодаря чему произошло превращение?
- Бабочка совершила чудесное превращение благодаря труду и терпению.
А благодаря чему происходили превращения, о которых вы нам сказали? (благодаря труду человека)
-Как вы думаете, почему многие писатели стараются увидеть красоту в окружающем мире, в людях и помогают нам увидеть ее тоже?
-Для чего людям нужна красота? Что она может?
- Сделайте вывод, какому человеку открываются красота и чудеса природы.
4. Рассказ учителя о писателе.
– Писателя Валентина Берестова вы больше знаете по стихам. Назовите, если помните, названия известных вам стихотворений поэта...
Действительно, это очень разносторонний писатель. Его жизнь сложилась так, что первыми стихами Берестова восхищался Корней Иванович Чуковский, их приветствовал известный поэт Михаил Светлов.
Первую книжку стихотворений Берестов издал в 18 лет, а затем вышли сборники его детских стихотворений «Про машину», «Картинки в лужах», «Читалочка», «Идя из школы», «Птичья зарядка» и др. Сегодня вы познакомились с прозаическим творчеством писателя. Но, согласитесь, в его сказке очень много поэтического и мудрого.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
·
·
·. Итог.
Цель: способствовать формированию рефлексии.
В начале урока вы все ждали каких-то новых чудес. Оправдались ли ваши ожидания? (Поднятая рука)
- Кто сделал открытие для себя?
-Кого произведение заставило удивляться?
– Как бы вы сами оценили свою работу? Показ сигнальной карточкой.
– С каким настроением уходите с урока? Поляна настроения - смайлики
·V. Домашнее задание.
Задание по группам
1 группа. Разделить сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки и нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста.
2 группа.
Могут ли подобные превращения происходить с характером человека? Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения человека. А может быть вы найдете еще какие-нибудь чудесные превращения вокруг себя.
3 группа. Перечитать сказку, озаглавить части, ответить на вопросы к тексту на с 130.
4 группа. Сделает сообщение об авторе Валентине Берестеве.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
13PAGE 15
13PAGE 14115
13 PAGE 14115