Конспект урока по литературному чтению В.Берестов Честное гусеничное
Тема урока: В. Берестов «Честное гусеничное»
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала
ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.
ЗАДАЧИ:
- продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;
- формировать читательские умения и литературных представлений учащихся, необходимые для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие полноценное восприятие и понимание произведений и книг
- формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;
- акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.
1.Организационный момент
- Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.
- Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.
2. Проверка домашнего задания.
- Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Б. Сергуненков «Одуванчик»)
- Какое задание вы выполняли дома? (придумывали продолжение к тексту)
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Молодцы! Ну а сегодня как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.
Работа с текстом сказки до чтения.
- Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. ( на доске)
Расту червячком, питаюсь листком.
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.
- Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Запись отгадок на доске.)
- Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? (Сказка - на доске)
- Сейчас я предлагаю вам побыть в роли волшебников.
- Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории. (В. Берестов «Честное гусеничное»)
- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?
– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?
– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?
( Только человек может дать честное слово.)
- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное.. («слово»)
- Итак, кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница - на доске)
- Посмотрите на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием.
–Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. (О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке)
– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, бабочка- на доске)
Работа с текстом во время чтения.
Проблемная ситуация
– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.
- Как можно узнать, кто из вас прав? (прочитать)
-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)
Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).
Образец чтения:
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)
До чего ж я хороша! радовалась Гусеница, (Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски. (Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)
Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась? (Что никто не замечает её красоты.)
Но однажды ей повезло (Что же могло случиться однажды?), лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. (Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (она взобралась на самый красивый цветок) Удалось ли Гусенице это? (Да.) Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)
А девочка увидела её и сказала:
Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!(Оправдались ожидания гусеницы?)
Ах так! - рассердилась Гусеница. (Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.) Согласны ли вы с девочкой?
- Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.) Ребята, вам жалко Гусеницу?)
Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. (Как автор оценил слова гусеницы? («Дал слово – нужно его держать») Согласны ли вы с этими словами автора?
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. (Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.) Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. (Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?(Стала обматываться) Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)
Трудилась она долго и наконец сделала кокон. (Что сделала Гусеница? (Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.) Слайд 5
Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. (Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)
- Совершенно замоталась. (объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. (Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)
Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.)Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона.(Зачем она это делала?)
Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. (Гусеница полетела вниз?(нет) Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
·(Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)
«Какой ужас! - подумала Гусеница. (Что привело в ужас Гусеницу? )
Пусть я не красива, это не моя на, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)
И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)
А девочка увидела её и сказала: (Как вы думаете что сказала девочка?)
Какая красивая! (Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)
Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. (Почему Гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)
- Сегодня они говорят одни завтра - совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. (Какой увидела себя Гусеница в капле росы?)
Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие раз цветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей?
Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. (Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)
– Понравилась ли вам эта сказка?
- Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений.
– Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.
– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128).
Физминутка
Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась.Три – нагнулась и присела.На четыре – улетела.А на пять – на место села
Работа с текстом после чтения.
– Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль?
– Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.) (очень важно сдерживать данное честное слово)
– Как называется сказка, которую мы читали?
– Как по - другому можно озаглавить эту сказку?
- Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (стр 130)
– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? (Самое обыкновенное чудо- на доске)
- Что она называет «самым обыкновенным чудом»?(превращение бабочки)
- Где вы уже встречали эти слова? (Так называется раздел. Возможно, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)
- В реальной жизни может это произойти?
- Послушайте текст.
Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади - четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов, не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.
- Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?( научный, художественный)
- На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?
- Где писал учёный, а где – писатель?
- Ребята, посмотрите на эту выставку.
Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал В. Берестов.
Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)
- Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки В. Берестова?
Закрепление новых знаний
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса для своих товарищей.
Таблица " толстых ” и " тонких ” вопросов.
толстые вопросы
?
тонкие вопросы
?
Объясните, почему...?
Почему Вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите, что будет, если...?
Кто? Что?
Когда? Может...?
Будет...? Мог ли...?
Было ли? Согласны ли Вы?
Верно ли?
Деление сказки на части
- Ребята, давайте вернёмся к нашей загадке. В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.
1. Гусеница Жизнь гусеницы
2. Куколка Образование кокона или сооружение кокона, кокон - дом
3. Бабочка Появление бабочки
- Скажите, важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми?
- Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?
- Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.
- Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.
Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд. (4)
Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе. (1)
Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше. (3)
Папа рассказывает Коле, как нужно правильно держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается. (5)
Ученики 3 класса всегда здороваются со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам. (2)
- Друга с какими чертами характера вы хотели бы иметь?
- Прочитайте пословицу: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Для чего я вам напомнила об этой пословице?
Рефлексия
- Волшебниками вы были на уроке, теперь я хочу превратить вас в учителей. Оцените этот урок с помощью таблицы «понравилось, не понравилось, было интересно»
+
-
интересно
- Оценивание работы учащихся на уроке (словесное и выставление отметок)
- Оцените своё настроение на уроке, раскрасив бабочку.
Домашнее задание.
Перечитать сказку, нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615