Конспект по профилактике социально негативных явлений
Конспект выступления социального педагога на педагогическом совете по теме «Профилактика социально негативных проявлений среди подростков»
Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Социальная среда оказывает влияние на жизнь человека, особенно на развитие ребенка младшего школьного возраста. Обычно нарушения в поведении свойственны подросткам, поэтому формирование иммунитета у детей начальных классов имеет большое значение в воспитательной системе образовательных учреждений.
Актуальность проблемы профилактики негативных социальных явлений среди детей и подростков обусловлена такими основными факторами, как нестабильность социально - экономических условий в стране, размытость моральных норм и ценностей, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для развития и социализации детей. Именно в детском и подростковом возрасте основным способом реагирования на трудности является эмоциональный и предполагаемая профилактика эмоциональных нарушений является значимым фактором возможному проявлению социально негативных явлений. Необходимость профилактической работы связана с современным состоянием проблемы употребления ПАВ в стране. Также необходимо отметить, что употребление ПАВ, на сегодняшний день, частично является частью молодежной культуры, что представляет серьезную угрозу нации и приобретает характер эпидемии. По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением ПАВ детьми и подростками, может продолжаться.
Основные понятия профилактики негативных явлений. Первичная, вторичная и третичная профилактика.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость. Целями первичной профилактики являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на ПАВ;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование антинаркотических установок.
Современная концепция первичного предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и молодого человека и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: образовательная среда, семья, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Ввиду опасности развития зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у подростков), первичная профилактика имеет приоритетное значение. Согласно современному пониманию механизмов развития патологической зависимости - воротами приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений, как педагогическая запущенность с самовольным уходом из дома, безнадзорность и беспризорность. Особое внимание стоит обратить и на пристрастие молодежи к азартным играм, т. к. темпы роста данной зависимости опережают темпы роста алкоголизма и наркомании. Работу в данном виде профилактики проводят специалисты с любым базовым образованием, которые формируют особое информационно-культурное пространство жизнедеятельности подростков и молодежи, обеспечивающее:
- передачу информации молодежной аудитории о формах поведения, поощряемых обществом, и возможностях развития молодого человека;
- предоставление альтернативы, предполагающей развитие программ, в которых молодые люди смогли бы реализовать свои возрастные мотивы и потребности (потребность в общении, самоутверждении, самореализации, автономии от взрослых, стремление к риску, поиск острых ощущений, удовольствия и др.);
- формирования устойчивых общественных представлений о возможностях развития и поддержки подростков и молодежи, путях получения помощи в случае возникновения трудных жизненных ситуаций. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Она влияет, прежде всего, на формирование позитивного отношения к здоровью.
Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но не обнаруживают признаков наркомании как болезни.
Ее цель: уменьшить употребление ПАВ; предотвратить формирование хронического заболевания.
Содержание функций вторичной профилактики заключается: в постоянном социально-педагогическом наблюдении за подростками и молодежью, обладающими признаками употребления ПАВ; в обеспечении индивидуального, конфиденциального сопровождения и поддержки молодых людей и подростков, склонных к проявлениям рискованного поведения; в сохранении тайны молодого человека на всех этапах его сопровождения. Участвуют в этом виде профилактики квалифицированные специалисты с дополнительной подготовкой – психологи, психотерапевты, педагоги.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ проводится среди больных наркоманией и токсикоманией и направлена на восстановление личности и ее эффективное функционирование в социальной среде. Второе направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов к прекращению их употребления. Данный вид профилактики является медицинским и осуществляется специально подготовленным квалифицированным персоналом, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичной профилактики.
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор
13PAGE 15
13PAGE 14315
15