Программа по профилактике социально-негативных явлений

Пояснительная записка
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема асоциального поведения детей и подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания). Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.
Система семейного воспитания претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже во вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие ценностного барьера у подростка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении, а также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная программа национальной безопасности России. Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе, особенно в подростковой среде, социально обусловленных заболеваний, таких, как алкоголизм, наркомания, СПИД.
На вытеснение взрослых из воспитательного процесса и подрыв нравственных принципов и авторитета семьи, школы, государства направлены эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации, распространяющийся игровой бизнес, пропаганда способов «легкой наживы».
Необходимость создания и реализации программы «Профилактика социально-негативных явлений» обусловлена именно этими факторами. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой асоциального поведения детей и подростков, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование у учащихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.
Цель программы:
Формирование у подростков социальных компетенций и предоставление им возможности осознать важность приобретения социальных навыков. Содействие расширению знаний, развитию умений и формирование навыков учащихся, которые помогут им избежать социально негативных девиаций в моделях поведения.
Задачи:
формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, позволяющих адаптироваться в условиях коллектива класса и лицея;
расширение социальной среды лицея и привлечение интеллектуально-культурного капитала его социального окружения через организацию социального партнерства лицея с различными социальными институтами, группами и индивидами;
развитие системы школьного самоуправления;
формирование у школьников социального познания через вовлечение их в поисковую и исследовательскую деятельность, создание социально значимых проектов не только на уровне класса, школы, но и городском, областном, федеральном уровнях;
моделирование совместно с учащимися проблемных социальных ситуаций, имеющих место в современном обществе и поиск оптимальных путей решения этих проблем через проигрывание различных социальных ролей;
повышение компетентности не только учеников, но и родителей, а также учителей в области психологии, права, социологии, политологии, экономики, культурологии, экологии, этнографии, конфликтологии и других социальных дисциплин;
формирование личностных ресурсов обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей законопослушного, ответственного и успешного поведения;
внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков и социально позитивное поведение.

Концептуальное обоснование:
Методологической основой реализации проекта программы являются концепция личностно-ориентированного образования, концепция системного мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, компетентностный, системный подходы.
Проект опирается на следующие принципы:
Релевантность.
Темы программы релевантны уровням развития учащихся и направлены на риски, потенциально способные оказать негативное воздействие на индивидуумов и на общество. Информация, которая используется при работе над темами, раскрывает вопросы, наиболее релевантные развитию. Вопросы, которые встают перед учащимися – это вопросы построения семьи, межличностное насилие и конфликты, поиск мирной жизни, алкоголь, табакокурение, применение наркотических средств, ненамеренные травмы, депрессия, и ментальное здоровье, диета, физическая активность, гигиена и инфекционные заболевания, нежелательная беременность, ВИЧ/СПИД, и инфекционные заболевания, передаваемые половым путём. Значимость аспектов данных вопросов варьируется в зависимости от возраста учащихся. Методы обучения и материалы соответствуют возрасту, опыту, и культурному уровню учащихся, учитывается, что они уже знают, чувствуют и умею делать.
Спиральный учебный план.
Так как потребности и способности у учащихся различаются в зависимости от возраста и развития, темы программы рассматриваются постепенно разворачиваясь и усложняясь от начального уровня до классов средней школы. Такой принцип содействует закреплению полученного опыта обучения и создаёт основу для усвоения дальнейших знаний учащимися.
Права человека.
Программа учитывает основополагающие права человека, включённые во Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребёнка, Конституцию РФ. Дети пользуются всеобщими и неотъемлемыми правами, включая права на жизнь, на защиту от вредных влияний, жестокого обращения и эксплуатации, право на полноценное участие в семейной, культурной и социальной жизни.
Системный подход.
В основе системной модели программы лежит концепция ответственности за своё здоровье. Охват программой учащихся с 1-го по 11 класс. Материал подаётся системно. Его подбор зависит от возрастных особенностей учащихся, усложняясь с каждым годом.
Направления работы:
Можно выделить два основных направления работы по профилактике социально негативных явлений среди учащихся:
Работа с детьми:
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
работа с детьми “группы риска”.
Работа с родителями:
информирование и консультирование родителей по проблеме социально негативных девиаций;
работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок проявляет социально негативные модели поведения.
Методы и формы работы:
Решение поставленных задач требует эффективных методов и форм работы. Эффективность используемых методов и форм работы определяется комплексностью и системностью подхода к процессу реализации поставленной цели. Большое значение имеет характер сотрудничества и взаимодействия лицея с другими социальными организациями и социальным окружением в целом.
К основным формам и методам, позволяющим формировать у учащихся социальные компетенции, а также содействовать расширению знаний, развитию умений и формирование навыков учащихся, которые помогут им избежать социально негативные девиации в моделях поведения относятся:
Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
Социальное проектирование.
Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости, психотерапевтические занятия).
Единые классные часы.
Анализ отчетной документации.
Беседа.
Социологический опрос.
Диагностика.
Лекции и семинары.
Конференции.
Ролевые и деловые игры.
Мозговой штурм.
Круглый стол.
Дискуссия.
Мини-спектакли.
Дебаты.
Изучение отдельных случаев.
Консультации с учащимися и с родителями.
Показ видеоматериалов, использование аудиовизуальных средств (например, демонстрация произведений искусства: музыка, театр, танцы, конкурсы рисунков, санбюллетеней, стенгазет, книжная выставка).
Экскурсии.
Творческие конкурсы.

Сроки реализации программы - 1 учебный год
Условия реализации программы – этапы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь – ноябрь
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: ноябрь – январь
Третий этап: заключительный.
Время проведения: январь – май
Техническое оснащение программы:
Проектор и экран;
Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
Цифровой фотоаппарат;
Расходные материалы.
Прогнозируемый результат:
1. Психически здоровая, социально-адаптированная личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.
2. Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
3. Уменьшение количества случаев среди учащихся класса социально негативных девиаций.
4. Уменьшение числа учащихся "группы риска".
5. Активизация внедрения в образовательную среду класса инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и нормативных установок на социально позитивное поведение.



Тематический план программы



Знания, умения, навыки.

Содержание. Вопросы для обсуждения.
Сроки проведения


Раздел 1. Самопознание и самооценка

Тема А. Узнаю себя
Задачи:
Помочь усовершенствовать навыки адекватной самооценки
Научить укреплению «Я» образа.
Формировать готовность подростков выполнять различные социальные роли


Раскрывает термин «образ я».








Понимает, что влияет на «образ Я».










Понимает, что неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка создает проблемы.




Умет оценивать свои достоинства и недостатки, свое поведение и успехи.



Раскрывает понятие «социальная роль».

Понимает, что люди выполняют различные социальные роли.





Умеет адекватно выполнять различные социальные роли.



Умеет адекватно оценивать себя в различных ролях.








1. Моя самооценка и мои поступки.
а) Как вы понимаете термин «образ Я»?
Образ Я – это система представлений человека о себе самом
б) Как образуется «образ Я»?
Включает три компонента:
когнитивный компонент – знание своих качеств, способностей, особенностей внешности;
эмоциональный компонент – отношение к себе, прежде всего самоуважение;
оценочный компонент – самооценка.
в) Что влияет на «образ Я»?
личный опыт - что я думаю о себе,
как оцениваю свои успехи, провалы и т.п.,
оценка других людей,

г) Что такое самооценка?
Самооценка – оценка себя.
Она может быть завышенной, заниженной или реалистичной.
Самооценка проявляется в требовательности к себе, критическом настрое по отношению к окружающим, восприятии собственных и чужих успехов и неудач.
д) Как ведет себя человек с завышенной и заниженной самооценкой?
Завышенная самооценка – неумение видеть свои недостатки, восхваление своих несуществующих достоинств, обвинение других в своих ошибках, унижение достоинства других людей.
Заниженная самооценка – самообвинения, страх перед принятием решений, замкнутость, стеснительность или проявление агрессии, как защитной реакции.
е) Как способствовать формированию реалистичной самооценки?
Реалистичная самооценка – умение видеть свои недостатки и достоинства, желание усилить достоинства и исправить недостатки. Самовоспитание – последовательная работа над собой в соответствии с сознательно поставленной целью способствует развитию личности и повышению самооценки.

2. Я и мои социальные роли
а) Какие социальные роли ты выполняешь?
Социальная роль – это род, характер и степень участия отдельного человека в жизни и отношениях с людьми в обществе. Я выполняю роли:
сын (дочь),
внук (внучка),
брат (сестра),
ученик,
спортсмен,
помощник

б) Как тебе удается выполнить разные социальные роли?
В зависимости от ситуации человек ведет себя по-разному: в школе ученик не может играть роль внука и т.д.
в) Какие роли тебе удаются хорошо?
С какими ролями ты справляешься с трудом? Почему?
Может ли быть разница в достижениях одного человека в разных видах деятельности? Нужно ли стараться во всех ролях быть безупречным?
Учителю: обсудить, исходя из конкретных примеров.
г) Бывает, что различные роли противоречат друг другу? Почему? Можешь ли ты найти компромисс?
Да. Пример: в школе учатся два брата. Старший одновременно выполняет роль ученика и должен слушать учителя, выполнять то, что тот говорит. С другой стороны, он как старший брат должен иногда сам выступать в роли учителя (наставника). Компромисс: вариант позитивного поведения, демонстрация позитивной ролевой модели перед братом и учителем
д) Почему плохо, когда люди неадекватно выполняют свои социальные роли?
Это ведет к насилию и другим формам криминала и т.д.
Обсудить ситуации невыполнения матерью своей роли (если мать употребляет ПАВ) и т.д.

Сентябрь

































Январь







Тема Б Эмоции и чувства. Стресс.
Задачи:
Научить управлять своими эмоциями
Научить справляться со стрессом


Раскрывает и соответственно пользуется терминами, связанными с психологическим здоровьем.


Знает, как эмоции влияют на физическое здоровье.

Понимает, что позитивные эмоции способствуют мышлению, памяти, творчеству, решению проблем.



Понимает, что позитивные эмоции помогают учиться.
Раскрывает и соответственно пользуется терминами, связанными с психологическим здоровьем.


















Знает о видах темперамента.
Понимает, что темперамент влияет на проявление эмоций.
Развивает толерантность.








1. Эмоции и успехи в работе
а) Почему важно управлять эмоциями?
Почему некоторые люди считают, что мужчины не должны проявлять эмоции? Каково твое мнение?
См. материал 8го класса о социальных стереотипах, стереотипе мужчины как сильной жесткой личности. Согласно представлениям, мужчина не должен показывать свои эмоции, например, плакать. Это признак слабости.
б) Как эмоции могут повлиять на физическое здоровье?
Положительные эмоции способствуют выработке эндорфинов – «гормонов радости» и некоторых других веществ, участвующих в обмене веществ, передаче нервных импульсов и отвечающих за хорошее самочувствие. В результате активизируются процессы обмена веществ, повышается сопротивляемость организма к болезням.
Отрицательные эмоции стимулируют выброс надпочечниками в кровь слишком большого количества адреналина и других веществ, перевозбуждающих нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную систему (повышается кровяное давление, учащается пульс, частота дыханий и т.д.). Все это отрицательно влияет на физическое состояние организма.
в) Какие события лучше вспоминаются? Как эмоции связаны с памятью?
Радостные; с памятью связаны положительные эмоции
г) Какие примеры свидетельствуют о том, что эмоции влияют на творческое мышление и решение проблем?
Примеры Пушкина, Лермонтова, Штраус и др. говорят о том, что лучшие свои произведения они создавали под влиянием эмоций (любовь, Болдинская осень и т.д.)
д) Что обеспечивает успешное обучение в классе?
Положительное подкрепление и т.д.
Какое поведение учеников способствует обучению?
е) Как создавать благоприятный климат в классе?
Как ты можешь помочь товарищу преодолеть негативные эмоции?
Учителю: Обсудить на местных примерах.



2. Проявление эмоций и темперамент.
а) Что такое темперамент?
Чувство – устойчивое переживание человеком своего отношения к чему или кому-либо.
Эмоция – душевное волнение, испытываемое человеком в какой-либо ситуации.
Темперамент – совокупность психических свойств человека, определяющих степень его возбудимости и проявляющихся в силе чувств, поведении, отношении к окружающему.
Различают по темпераменту:
холерика;
сангвиника,
флегматика и
меланхолика
б) Как темперамент связан с чувствами и эмоциями?
Темпераментный – очень живой, энергичный, пылкий.
Темперамент влияет на эмоции, усиливает их (холерик) или помогает справляться (флегматик).
в) Как следует относиться к людям с различным темпераментом?
уважительно,
принимать такими, какие есть,

г) Какой у тебя темперамент?
Октябрь





































Февраль


Раздел 2. Взаимоотношения с другими людьми


Тема А. Я с ровесниками и взрослыми. Взаимоотношения между людьми.

Задачи:
Обсудить участие в группах по интересам.
Способствовать формированию негативного отношения к молодежным группировкам криминогенного толка.


Знает о существовании групп по интересам.


Обсуждает личные привязанности, увлечения.

Относится позитивно к участию в группах по интересам (любителей животных, книги, музыкальных сообществ, туристических групп, кружок кройки и шитья, вязания).












Формирует негативное отношение к участию и принадлежности к негативным группам и субкультурам .

1. Группы по интересам.
а) Что ты знаешь о группах по интересам?
Встречаются люди с общими интересами: любители животных, любители поэзии, занимающиеся туризмом, кружок вязания и т.д.
Группы встречаются в школе, в клубе, на природе,
У каждой группы есть организаторы.
Это хороший способ проведения досуга

б) Принимаешь ли ты участие в одной из таких групп?
Как вы проводите время вместе?
Учителю: Обсудить личные увлечения, привязанности, участие в группах по интересам.
в) Какое влияние на здоровье оказывают такие группы?
Позитивное влияние на6
эмоциональное здоровье (положительные чувства и эмоции),
социальное (востребованность, общение, статус),
физическое через положительные эмоции, отказ от употребления ПАВ, нездорового проведения досуга.



2. Молодежные группировки
а) Что тебе известно о молодежных группировках?
Чаще всего финансируется криминальными авторитетами.
Привлекаются подростки, которым нечем заняться
Пропагандируется и поощряется агрессивное поведение, насилие
Распространяется алкоголь и другие наркотики,
Существует строгая иерархия власти,

б) Как ты относишься к молодежным группировкам?
Учителю: Обсудить и подвести класс к негативному восприятию молодежных группировках.
в) Как участие в молодежной группировке влияет на здоровье члена банды?
Употребление алкоголя и наркотиков, насилие, власть одних и подчинение других создают неблагоприятные условия для здоровья во всех его аспектах
Ноябрь






















Тема Б. Эффективная коммуникация.

Задачи:
Обсудить нормы поведения дома, в школе, общественных местах.
Дать информацию об этикете.


Знает о нормах поведения дома, в школе и в обществе и придерживается их.

Имеет представление об этикете

1. Нормы поведения
а) Что ты знаешь о нормах поведения дома?
убирать за собой (кровать, игрушки, книги),
уважать старших (например, за стол садится сначала бабушка, затем все остальные),
не кричать,

б) Какие нормы поведения приняты у тебя в семье?
Обсудить, не критикуя и не навязывая свое мнение.
в) Какие нормы поведения существуют в школе?
здороваться,
помогать младшим,
не шуметь,
не драться,

г) Как ты следуешь школьным нормам поведения?
Обсудить, исходя из своих норм и правил.
д) Какие нормы поведения нужно соблюдать в общественных местах?
пропустить старших при входе в помещение,
пропустить выходящих из магазина, а затем войти самому,
мужчине пропустить вперед женщину,
уступить старшим место в транспорте,
не кричать и громко не разговаривать,


2. Этикет
а) Что такое этикет?
Этикет – это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
международный,
дипломатический,
дворянский,
речевой,

Например:
посол при вручении верительных грамот должен стоять;
на светском рауте необходима определенная форма одежды (мужчина во фраке, женщина в длинном платье, декольте, волосы убраны и т.д.);
поднимаясь по лестнице, мужчина идет чуть сзади женщины, спускаясь – чуть впереди;

б) Приходилось ли тебе соблюдать правила этикета, где?
Обсудить
Декабрь



























Апрель















Тема В. Я в семье

Задачи:
Дать информацию о значении ответственности, любви, традиций в семье
Ставить себя на место другого человека, конструктивно решать конфликты.


Объясняет права и обязанности членов семьи.

Понимает, какие взаимоотношения укрепляют семью.
Оценивает значение традиций в укреплении семьи.

Осознает свою ответственность за климат в семье.





































Информирован о путях конструктивного решения конфликтов между членами семьи.

Умеет предотвращать конфликты в семье
1. Отношения в семье.
а) Что такое семья?
Семья – это основанная на браке или родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
б) Какие функции выполняет семья?
Специфические:
репродуктивная (рождение детей),
экзистенциальная (содержание членов семьи),
социализирующая (воспитание детей); Неспецифические:
экономическая,
защитная,
статусная,
эмоционального удовлетворения,
сексуального регулирования,

в) Чем отличаются роли матери, отца, сына, дочери?
Как в семье распределяются обязанности? Как проявляется ответственность каждого члена семьи?
Одной из обязанностей родителей является обеспечение безопасности и благополучия ребенка, а, следовательно, их стремление отслеживать и контролировать его поступки. С возрастом ребенок становится все более самостоятельным, а функция контроля над его поведением, постепенно переходит от родителей к самому ребенку. По закону родители формально ответственны за ребенка до момента, когда ему исполнится 18 лет. Однако многие родители продолжают чувствовать себя ответственными за ребенка всю жизнь.
г) Какими правами пользуются члены семьи?
Право на
защиту,
заботу,
любовь,
теплоту,
,
Обсудить, исходя из функций семьи
д) Какие традиции соблюдаются в твоей семье?
Какие праздники вы отмечаете?
Какое значение традиций в обеспечении благоприятного климата в семье?
Обсудить, исходя из местных традиций и культуры России (например, в России не употреблялся алкоголь до XVI века, это не было в традициях наших прадедов) и т.д.





2. Разрешение конфликтов в семье.
а) Что является причинами конфликтов в повседневной жизни?
Конфликт – столкновение сторон, интересов, мнений, сил.
Виды конфликтов:
Личностный – конфликт между ценностями и поведением (курильщик знает, что курить вредно, винит себя в малодушии, но не может бросить курить).
Межличностный – между людьми (сотрудников на работе, детей в классе, родителей и детей).
Конфликт личности и группы – между одним человеком и группой из-за несоответствия поведения члена группы ее нормам. (кто-то употребляет алкоголь в группе непьющих).
Межгрупповой – столкновение различных групп, народов (война).
б) Какие конфликты чаще всего развиваются в семье?
по распределению домашней работы (кто ее будет выполнять, как, муж и домашняя работа, жена вне дома),
по распределению доходов (кто тратит деньги, кто решает этот вопрос, на что тратить и т.д.),
столкновение между стремлением контролировать со стороны родителей и стремлением быть независимыми со стороны детей, (отсутствие взаимопонимания и т.д.)
в) Какие ситуации могут порождать конфликты в семье?
жесткий контроль,
авторитарный стиль воспитания
и др.
г) Какое поведение помогает избежать конфликтов?
Стремление:
понять других;
достичь консенсуса (единство мнений, суждений, согласие людей);
найти компромисс (урегулирование разногласий путем взаимных уступок);
избежать конфликта (выход из конфликта без попытки его разрешить);
приспособиться (сглаживание конфликта в ущерб собственным интересам)
д) Как можно конструктивно решить конфликты?
Участники конфликта не выходят за рамки нравственно приемлемых способов (консенсус, компромисс) разрешения конфликта и пытаются найти решение, удовлетворяющее обе стороны.
Сентябрь
















































Январь













Раздел 3. Выбор здорового образа жизни.


Тема А. Здоровое питание

Задачи:
Дать информацию о значении питания
- в предупреждении заболеваний,
- в лечении заболеваний,
- в обеспечении высокой умственной и физической работоспособности
Научить оценивать свой суточный рацион
Научить критически оценивать разные диеты
Информировать о влиянии обработки продуктов питания на здоровье человека
Информировать о распределении продуктов питания, о формировании политики в распределении продуктов питания


А1. Пища, ее восприятие и пищеварение
Совершенствует потребность делать свой пищевой выбор
















Осознает возрастные потребности в пище













Идентифицирует связь между пищевыми привычками и ролевыми моделями























Понимает важность умения владеть собой.


А.2. Питание и личное здоровье
Понимает связь между питанием и как текущим, так и будущим здоровьем.














Способен самостоятельно позаботиться о собственной еде и закусках.
















Способен самостоятельно составить рацион питания для себя на неделю.




А.3.Производство, обработка и распределение продуктов питания

. Осознает влияние обработки продуктов питания .





















Понимает распределение влияния на рынке пищевых продуктов








Продолжает знакомиться с политикой в области продуктов питания


1. Питание и здоровье
а) Как делать пищевой выбор?
необходимо:
- понять свои вкусы (пищевые привязанности)
- понять необходимость изменения (появление прыщей, т.к. часто ем конфеты и др. углеводы)
- провести самооценку моделей питания (моей и возможной)
- наметить план и мероприятия по изменениям (больше есть овощей и фруктов, меньше делать перекусов с конфетами, печеньем и т.д.)
- чувствовать себя уверенно, справляясь с изменениями (что, почему, когда, как)
- идентифицировать стимулы и подкрепления своего нового поведения (уменьшение прыщей, снижение веса и т.д.)





2. Возрастные потребности в пище
а) Как изменяется пищевой рацион с возрастом (повторение и дополнение)? (см. Приложения 1, 2, 3)
Возрастные изменения в уровне потребностей в энергии/питательных веществах: грудной ребенок, ребенок младшего возраста, ребенок школьного возраста
- Грудной ребенок: грудное молоко, дополнительная еда, соль
- Ребенок в возрасте до двух лет: изменения в аппетите, предрассудки. Взрослый определяет качество, ребенок - количество.
- Ребенок школьного возраста: регулярное питание и нормальное количество пищи гарантируют наличие достаточного количества энергии, необходимой для учебы в школе. Значение школьной пищи.


3. Связь между пищевыми привычками и ролевыми моделями.
а) Как питаются люди различных профессий?
Спортсменам – необходимо осознавать:
важность строения своего тела (естественные изменения в костях и мускульной массе) для его потребностей в энергии.
разнообразная, богатая углеводородами пища.
никаких добавок.
большая потребность в энергии =>значительно большие порции => автоматически более защитные питательные вещества, никакой потребности в дополнительных питательных веществах.
значение жидкости для восстановления.
никаких прохладительных напитков
Балерины, гимнасты, сталевары и т.д.
б) Разный или одинаковый обед женщины из офиса и мужчины, выполняющего тяжелую физическую работу?
Нет какого-то одного и единственно правильного способа питания для решения поставленной задачи.
К примеру, и мужчина, и женщина с одинаковым успехом могут иметь в своем рационе кусочек ржаного хлеба, слегка намазанного сливочным маслом, нежирную колбасу или сыр, овощи, фрукты, молоко, чай или свежевыжатый сок
в) Какова культура питания?
Культура питания является отражением культуры времени и людей, сохраняющих ее.
Культура питания представляет собой сумму привычек, регулирующих получение, приготовление и поглощение пищи.
Выбором блюд вы показываете принадлежность или не принадлежность к той или иной категории людей.


4. Умение владеть собой
В достижении целей (например, снижение веса) контролировать себя и уметь отказаться от лишней булочки, пирожного, конфеты и т.д.



1. Зависимость питания и текущего и будущего здоровья (повторение и закрепление)
режим питания
сбалансированность
качественный состав пищи
количество на один прием
использование перекусов и т.д.





2. Забота о собственной еде и закусках
а) Умею ли я готовить пищу?
- правильное использование кухонных приборов и инструментов
- расчет количества пищи на членов семьи
- использование рецептурных справочников
- приготовление различных блюд (первое, второе, десерт, закуска и т.д. (повторение)
б) Как выбирать пищу?
Провести:
- изучение диетических и гастрономических справочников
- изучение информации в СМИ
- анализ информации о калорийности, качественном и количественном составе пищи
- сделать выбор в пользу достаточной по калорийности, соотношению белков, жиров и углеводов, качественному и количественному составу и т.д.
- соблюдать баланс и умеренность в своем ежедневном питании


3. Рацион питания для себя на неделю.
а) Как составить рацион питания на неделю?





1. Влияние обработки продуктов питания.
а) Зачем проводится обработка продуктов питания?
- чтобы сделать их съедобными
- для улучшения вкусовых качеств
- чтобы улучшить их свойства при хранении
- для удобства
- чтобы получить прибыль
б) На что влияет обработка продуктов питания?
- обработка продуктов питания может повлиять на пищевую ценность
- только четвертая часть пищи, потребляемой людьми в Европе, не обрабатывается (см. Приложение 5)
в) Как обработать пищу в домашних условиях?
Гигиеничный способ обработки и приготовления пищи для недопущения пищевых расстройств и отравлений:
- Мытье рук (перед едой, после посещения туалета или после того, как высморкались, перед кормлением ребенка, и т.п.)
- Обращение с пищевыми продуктами
- Мытье посуды
- Температура хранения продуктов
- Глубокая заморозка: время замораживания, размораживания, нового замораживания
- Наиболее распространенные причины поноса и пищевого отравления – несоблюдение правил обработки продуктов



2. Распределение влияний на рынке пищевых продуктов.
а) Кто и что определяет на рынке продуктов?
крупные пищевые корпорации или конгломераты влияют на:
- цены продуктов питания,
- типы доступных продуктов,
- национальную политику в области продуктов питания и
- производителей продуктов питания

3. Политика в области продуктов питания.
а) Как строится политика в области пищевой промышленности?
- пища в мире распределена неровно
- каждое государство строит политику в области продуктов питания, издает законы, министерство пишет приказы в отношении производства, обработки, хранения, распределения пищевых продуктов (САНПиНы и т.д.)
- связь между политикой и экономикой глобальной и национальной торговли влияет на доступность продуктов питания и их цену (субсидии Европейского Союза и национальные правительственные субсидии)
Октябрь
































































Декабрь












































Март















Тема Б. Физические упражнения и спорт для здоровья

Задачи:
Проинформировать о значении спорта в процессе социализации
Научить дозировать физическую нагрузку


Объясняет значение физической нагрузки и спортивных занятий в формировании хороших взаимоотношений между лицами, коллективами, государствами.
Оказывает поддержку и помощь более слабым товарищам.





























Знает, как оценить реакцию организма на физическую нагрузку.



Знает основные признаки перетренированности.
Умеет дозировать физическую нагрузку и проводить самоконтроль состояния организма на нагрузку.







Критически относится к «бодибилдингу»


1. Спорт и социализация.
а) Каково значение физической нагрузки и спорта в школьной жизни?
Активность в спорте – путь к физическому здоровью, эмоциональному благополучию и успехам в обществе.
Спортивные достижения – спортивный имидж школы.

б) Каково значение физической нагрузки и спорта в развитии социальных навыков?
Физическая активность способствует формирования социальных навыков:
эффективного общения,
сотрудничества,
толерантности,
ответственности за общее дело,
готовности оказать или просить помощь,

в) Какие принципы должны соблюдаться во время спортивных состязаний?
уважать соперника,
избегать нанесения увечий,
не оскорблять соперника,

г) Каково значение физической нагрузки и спорта в обществе?
Способствует:
профилактике гиподинамии,
завязыванию новых знакомств, дружбы,
успешности членов общества,
устойчивому развитию общества,

д) Как физические упражнения и спорт помогают завязывать дружбу?
Повторить материал предыдущих классов.




2. Самоконтроль нагрузки
а) Какие показатели свидетельствуют о реакции организма на физическую нагрузку?
пульс,
частота дыхания,
цвет лица,
б) Что свидетельствует о перетренированности?
пульс, его резкое учащение выше допустимой нормы; (нормы – см. в материалах для 8го класса)
частота дыхания, увеличение частоты дыхания;
цвет лица, его бледность;
общее состояние – резкая слабость, обморок при подъеме и т.д.




3. Плюсы и минусы «бодибилдинга».
а) Что привлекает в людях, занимающихся «бодибилдингом»?
Согласно стереотипным представлениям это:
красивые люди,
имеют идеальную фигуру,
обладают мощными мышцами,
сильные люди,

б) Каковы положительные стороны «бодибилдинга»?
Человек, занимающийся «бодибилдингом»:
много тренируется,
держит форму,
атлетически сложен,
обладает большой силой,
является кумиром молодых,
его приглашают сниматься в кино,
участвует в соревнованиях,

в) Каковы отрицательные стороны «бодибилдинга»?
вынужден принимать стероиды для наращивания мышечной массы;
развитие кровеносной системы отстает от наращивания мышечной массы, что создает проблемы с доставкой питательных веществ и кислорода к мышцам;
дополнительная нагрузка на сердце приводит к его заболеваниям;
быстрое старение,

г) Как ты относишься к «бодибилдингу»?
Обсудить
Сентябрь





































Апрель

















Ноябрь






























Тема В. Вред употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Задачи:
Проинформировать о мотивах потребления ПАВ и возможностях оказания помощи
Формировать личную ответственность за принятые решения
Разъяснить связь между потреблением ПАВ и преступностью
Довести до сведения учеников информацию об уголовной ответственности за любые действия, связанные с ПАВ
Формировать готовность помощи другу, имеющему проблемы, связанные с потреблением ПАВ
Информация о службах помощи.


Раскрывает причины употребления ПАВ.
Обсуждает, как устранить причины употребления ПАВ (позитивно самоутвердиться, преодолеть неприятные переживания, справиться с негативными эмоциями и стрессом).

Знает, как на организм действуют нелегальные ПАВ.

Знает, как на организм действует допинг.

Критически оценивает причины потребления ПАВ. Различает приемлемое и неприемлемое употребление ПАВ.


Оценивает этический аспект использования допинга





















Знает, какие признаки свидетельствуют об употреблении ПАВ.

Знает, куда обратиться за помощью в случаях возникновения проблем, связанных с употреблением ПАВ.
Проявляет готовность взять ответственность за себя и другого человека

Проявляет готовность оказать помощь в случае необходимости.

















Знает, за какие поступки, связанные с наркотиками, люди подвергаются уголовной ответственности.

Умеет критически оценивать ситуацию
1. ПАВ и ответственный выбор.
а) Какие ПАВ вы знаете?
Легальные – (табак, алкоголь, медикаменты и др.),
Нелегальные – запрещенные к ввозу в Россию, производству и продаже (марихуана, героин кокаин, экстази, амфетамины и др.).
Стимулирующие и тормозящие деятельность центральной нервной системы (ЦНС).
б) Кто употребляет ПАВ? Когда употребление оправдано?
больные после операции,
онкологические больные
и т.д.,
наркотик необходим в качестве лекарства.
в) Почему большинство подростков не употребляют наркотики?
обладают социальными навыками:
высокой самооценкой,
самоуважением,
умением сказать «нет»,
способны самореализоваться позитивным путем (участие в спорте, науке и т.д.),

г) Почему подростки начинают употреблять наркотики?
желание выглядеть взрослым,
быть принятым в компанию,
забыть проблемы,
преодолеть психологический кризис,

д) Как без употребления наркотиков можно решить проблемы?
Конструктивным путем,
е) Какие последствия вызывает неоправданное употребление наркотиков? Повторение.
Острые – немедленные и отдаленные – химическая зависимость, деградация, смерть (см. материалы 8 класса)
ж) Как понять термин «допинг»?
Допинг – средство, на короткое время искусственно взбадривающее организм
з) Какие вещества используют как допинг?
Чаще всего ПАВ – психостимуляторы и гормоны – анаболики.
и) Какими могут быть последствия использования допинга?
истощение нервное и физическое,
потеря спортивной формы,
заболевания сердца и сосудов,
нарушения обмена веществ,


2. Помочь другу.
а) По каким признакам можно судить, что твой друг или товарищ не справляется с проблемами?
Изменяется в первую очередь поведение:
избегает встреч,
предлагает пойти на «классную тусовку», но отводит глаза,
не интересуется учебой,
где-то пропадает,
иногда агрессивен, злобен,
часто врет,

б) Как ты можешь помочь ему?
посоветовать как можно раньше обратиться за помощью,
не пытаться «вытаскивать» друга самому!!!
в) К кому еще можно обратиться за помощью?
Посоветоваться с компетентными взрослыми:
классный руководитель,
родители,
медики,
телефон доверия,
психологическая служба и т.д.
г) Какие признаки могут свидетельствовать об употреблении наркотиков?
д) Куда можно обратиться за помощью в случае возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков?
Повторение материалов предыдущих классов.





3. ПАВ и закон.
а) Какая связь существует между употреблением ПАВ и преступностью?
Прямая – до 90% преступлений совершено под воздействием ПАВ.
б) Какую ответственность предусматривает Кодекс административных правонарушений?
Административную ответственность за неправильное хранение препаратов (ПАВ), назначение медикаментов необоснованно и т.д.
в) К какой уголовной ответственности люди привлекаются за действия, связанные с наркотиками?
За ввоз, хранение, производство и распространение наркотиков люди привлекаются к уголовной ответственности с лишением свободы сроком до нескольких лет.
Октябрь












































Февраль
































Май











Тема Г. Профилактика инфекционных заболеваний, включая инфекции, передающиеся половым путем (ИППП)

Задачи:
Информировать об инфекциях, передающихся половым путем (ИППП или венерические заболевания)
Познакомить со способами предупреждения инфекций, передающихся половым путем
Способствовать совершенствованию навыков принимать решения и брать на себя ответственность за свои поступки.



Знает о путях передачи ИППП.

Знает о способах предупреждения ИППП.
Умеет самостоятельно принимать решения.

Идентифицирует риск заражаться ИППП.

Проявляет готовность брать на себя ответственность за свои поступки.
1. Предупреждение ИППП.
а) Какие ИППП вам известны?
сифилис,
гонорея,
гепатит С,
хламидиоз,
трихомоноз,
СПИД,

б) Какие микроорганизмы вызывают ИППП?
Микробы, вирусы и т.д.
Как передаются ИППП?
половым путем, а также
контактно- бытовым и
гематогенным
в) Как избежать заражения с ИППП?
воздерживаться от половых связей как можно дольше (в идеале до половой зрелости и супружества);
хранить верность одному половому партнеру;
пользоваться латексным презервативом как самым надежным средством защиты от ИППП.
г) На ком лежит ответственность за заражение?
На обоих половых партнерах в равной мере!!!
д) К каким специалистам обратиться, если возникают подозрения на заражение?
к врачу гинекологу,
дермато-венерологу
Ноябрь


Тема Д. Компетентность в вопросах здоровья.

Задачи:
Дать определение здоровья.
Познакомить с аспектами здоровья.
Обсудить взаимозависимость физического, психического, социального здоровья.


Знает определение здоровья

Понимает взаимосвязь между аспектами здоровья

Стремится к здоровому выбору.

1. Физическое, психическое и социальное здоровье.
а) Что такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или слабости.
Ключевые моменты:
* Положительное определение здоровья (не только «отсутствие заболеваний»)
* Психические и социальные аспекты являются важными наравне с физическими.
б) Какова взаимосвязь аспектов здоровья?
Проблемы с физическим, психическим или социальным здоровьем влекут за собой проблемы в остальных аспектах.
Пример: инфаркт миокарда (физической страдание) может повлечь депрессию (психическое страдание), инвалидизацию и уход с работы (социальный аспект).
Увольнение с работы в связи с сокращением штатов (социальный компонент) может вызвать нервный стресс и срыв (психический компонент), что вызывает спазм сосудов сердца и инфаркт миокарда (физическое страдание)
Смерть супруга и связанный с ней нервный стресс может иметь последствием инфаркт миокарда и инвалидизацию, увольнение с работы в связи с болезнью, и т.д.
в) Какие примеры из собственной жизни вы можете привести?
Октябрь



Раздел 4. Безопасность, предупреждение несчастных случаев и травматизма.


Тема А. Причины несчастных случаев. Предупреждение несчастных случаев.

Задача:
Способствовать формированию критического отношения к экстремальным видам спорта и другим увлечениям.


Понимает степень риска при занятии экстремальными видами спорта.


Оценивает свои способности и риски.
1. Серфинг, экстрим и другие спортивные увлечения.
а) Почему люди увлекаются экстремальными видами спорта?
это средство самореализации,
«щекочет нервы»,
удовлетворение от преодоления страха, преград и т.д.
испытать себя,
испытать человеческие возможности,

б) Какая опасность существует при занятиях серфингом?
утопление,
тяжелые травмы вплоть до перелома основания черепа,

в) Какая опасность возникает при увлечении экстремальными видами спорта?
тяжелые физические травмы,
психические нарушения,

г) Как ты относишься к занятиям подобными видами спорта?
Учителю: Обсудить, не оценивая и не навязывая свое мнение, подвести к мысли о критической оценке своих потребностей, интересов, возможностей, желаний.
Январь


Тема Б. Первая помощь пострадавшему
Задача:
Способствовать формированию умения оказывать первую помощь при незначительных травмах, укусах животных и насекомых, ожогах, обморожениях, солнечном ударе, обмороке.


Знает, как поступить, если кто-либо получил удар током.
Знает, как поступить, когда кто-либо тонет.
Знает азбуку первой доврачебной помощи.
Знает, как оказать первую помощь при незначительных травмах, укусах насекомых и животных, ожогах, обморожении, обмороке, солнечном ударе.

Может оказать первую помощь при травмах, укусах насекомых и животных.
Может оказать помощь при солнечном ударе, обмороке, ожоге, обморожении

1. Первая помощь пострадавшему.
а) Как вести себя, если кто-либо получил удар током?
Обесточить пострадавшего, не забывая о собственной безопасности: не хватать провод (или электроприбор) голой рукой, откинуть его при помощи деревянной сухой палки (или другого диэлектрика),
При внезапной остановке сердца – нанести удар по грудине и приступить к реанимации.
В состоянии комы – перевернуть на живот.
При кровотечении, ране – наложить кровоостанавливающие жгуты и повязки.
Позвать на помощь.
Передать специалистам.
б) Как вести себя, если видишь, что кто-либо провалился под лед или тонет?
Если провалился под лед:
не подходить,
позвать на помощь,
протянуть длинную палку, доску,
тащить,
если вытащили, согреть, обернув сухим одеялом или одеждой,
передать врачам скорой помощи.
Если тонет:
не допускать, чтобы схватил тебя – утонете вместе,
тащить за волосы,
на берегу оказать первую помощь,
передать специалистам
в) Как оказать первую помощь при небольших травмах?
Ушиб –
наложить давящую повязку,
холод на 24 часа,
создать приподнятое положение места ушиба,
обездвижить место ушиба,
проконсультировать с врачом.
Подозрение на перелом –
наложить шину из подручных средств (обездвижить два смежных сустава),
доставить к врачу.
г) Как оказать помощь при укусе животных или насекомых?
промыть рану,
наложить чистую повязку,
доставить к врачу, как можно быстрее, а лучше, вызвать скорую.
д) Как помочь при ожоге, обморожении?
Обморожение – вызвать скорую помощь, не тереть обмороженный участок снегом, согреть пострадавшего, дать теплое питье.
Ожог – вызвать скорую, положить влажную простыню на место ожога, обеспечить питье.
е) Как оказать помощь при обмороке?
уложить на спину,
ноги приподняты,
дать понюхать нашатырь,
передать врачу.

Апрель

Раздел 5: Пол человека и сексуальность



Тема А Понимание гендерных ролей и прав


А.1. Понимает взаимосвязь гендера и здоровья.





















































А.2. Понимает различия между гендерным равенством и справедливостью









А.1. Взаимосвязь гендера и здоровья
а) Какое отношение имеет гендер для здоровья?
Гендерные роли и ответственности женщин и мужчин различны, и гендерная несправедливость в доступности ресурсов, информации или власти отражаются в социальном неравенстве мужчин и женщин, что влечет за собой различия в:
подверженности болезням;
состоянии здоровья;
доступе к профилактическим и лечебным средствам;
влиянии болезни/здоровья;
качестве помощи,
так как:
из-за разных ролей, которые женщины и мужчины играют в обществе, они часто подвержены неодинаковым заболеваниям;
профилактические меры в отношении заболеваний у женщин более низкого качества из-за меньшей финансовой и другой поддержки;
Разные уровни восприятия болезни и роли мужчин и женщин ведут к различиям полов в готовности принять то обстоятельство, что они больны, и обратиться за помощью. Кроме того, исполнение мужской роли «добытчика», может заставить мужчину в определённых ситуациях не обращать внимания на болезнь по экономическим соображениям;
нечуткость официального здравоохранения по отношению к гендерным культурным нормам может снизить доступность некоторых услуг для женщин;
обычно уход за больным членом семьи является женской обязанностью, поэтому болезнь членов семьи ложится тяжелым бременем на плечи женщины;
б) Каковы аспекты, имеющие значение для здоровья женщины?
образование и информированность;
возможности трудоустройства и равная оплата труда;
вовлечение женщин в процесс принятия решений, в социальную и здравоохранительную политику;
питание;
семейное положение;
беременность и уход за ребенком;
воспитание детей в одиночку;
физическое состояние, уверенность в себе и самооценка;
психическое здоровье;
обследования для выявления рака молочной железы и шейки матки, венерических заболеваний и ВИЧ\СПИДа;
умение защитить себя от физического, психологического и сексуального насилия в собственном доме и в обществе
в) Каковы основные проблемы, связанные со здоровьем у мужчин?
Мужчины больше женщин подвержены:
сердечно - сосудистым заболеваниям;
раку специфических органов;
насилию и травмам;
самоубийствам;
профессиональным заболеваниям.


2. Гендерное равенство и справедливость
а) Что такое «гендерное равенство» и «гендерная справедливость»?
Необходимо различать термины «гендерное равенство» и «гендерная справедливость». В то время, как «равенство» фокусируется на равенстве полов, например: с мужчинами и женщинами необходимо обращаться совершенно одинаково (без дискриминации в обеспечении заботы о здоровье, основывающейся на их половой принадлежности), «справедливость» фокусируется на том, что мужчины и женщины могут иметь различные проблемы и сталкиваться с различными барьерами по их преодолению или удовлетворению своих потребностей. Различные потребности и проблемы причиняют неодинаковые неудобства для обоих полов.
2.б) Каково значение гендерного равенства и гендерной справедливости в предоставлении услуг здравоохранения?
«Гендерное равенство» в здравоохранении предполагает:
равный доступ мужчин и женщин к медицинской помощи, предусматриваемый конкретной системой здравоохранения;
равное потребление ими медицинских услуг в соответствии с реальными потребностями;
одинаковое качество медицинских услуг для мужчин и для женщин.
«Гендерная справедливость» подчёркивает, что политика в области здоровья должна принимать во внимание различия и неравенство потребностей мужчин и женщин в распределении ресурсов для охраны здоровья. Например, «справедливость» может быть интерпретирована как предоставление гарантированного набора услуг здравоохранения, направленного на обеспечение базовых потребностей каждого в отношении охраны здоровья; или может быть интерпретирована как перераспределение ресурсов здравоохранения, основывающееся на выяснении, у кого нужда больше.

Декабрь






















































Март



Тема Б. Понимание значения сексуальности в жизни человека


В.1. Знает, как проявляяется сексуальность









































































В.2.Проявляет готовность брать на себя ответственность за
свой выбор и поступки, выражает уважение к противоположному полу.










1. Проявления сексуальности
а) Как проявляется сексуальность?
5 составляющих сексуальности:
1. Чувственность – осознание, принятие своего тела и удовлетворение им, физическое и психологическое удовольствие от своего тела и тел других людей, особенно полового партнера, включает:
- образ тела (потребность в понимании анатомии и физиологии, психологическая гордость за свое тело),
- сексуальные реакции – испытание удовольствия от снятия полового возбуждения (включая мастурбацию, прикосновения и т.д.),
- «кожный голод» – потребность в прикосновениях, поглаживаниях, не только партнера в любви, но и родственные (подростка реже поглаживает мама, чем маленького ребенка, поэтому подросток, обнимаясь со сверстниками, получает удовлетворение),
- фантазии и чувство физической привлекательности для другого человека – центры чувственности не в гениталиях, а в головном мозге – «самом важном половом органе» - объяснить подростку, что это нормально – видеть эротические сны.
2. Интимность – способность и потребность испытывать эмоциональную близость от другого человека и отвечать взаимностью, включает
- заботу,
- разделение чувств,
- любовь/привязанность,
- эмоциональный риск – для настоящей интимности необходимо открыть свои чувства и поделиться глубоко личной информацией с другим человеком,
- уязвимость при использовании честности и открытости в чувствах с другим человеком.
3. Сексуальная идентификация – развитие чувства половой принадлежности (см. предыдущий материал), а также чувство мужественности или женственности; включает
- строгую принадлежность к определенной группе,
- гендерную идентичность,
- гендерные роли,
- сексуальную ориентацию (гомо-, гетеро-, бисексуалы,)
4. Сексуальное здоровье и репродукция – отношения и поведение, связанные с деторождением, уходом и заботой о половых органах, здоровых последствиях сексуального поведения, которые включают:
- правдивую информацию о функциях репродуктивных органов, о сексуальном поведении и здоровье,
- чувства и отношения, расширение их спектра во время полового созревания, необходимость обсуждать и принимать здоровые решения относительно сексуальных отношений и вопросов ИППП.
- половую близость, как основной вариант поведения и отношений, ведущий к получению удовольствия и/или беременности. Необходимо обсуждение всех видов половой связи: оральный, анальный и вагинальный (а не только вагинальный), если учитель к этому готов или пригласит специалиста из центра планирования семьи.
- физиологию и анатомию репродуктивных органов,
- половой путь размножения и сведения о контрацепции. Даже если подросток не живет половой жизнью, он (она) должен знать, как предотвратить беременность и/или болезнь. Самое эффективное средство контрацепции – латексный презерватив, но важно иметь представление обо всех методах и средствах контрацепции (оральные, инъекционные, имплантанты, внутриматочные средства, женская стерилизация, вазэктомия, вагинальные методы, методы, основанные на признаках фертильности и лактационной аменореи).
5. Сексуальные злоупотребления – использование секса или сексуальности, чтобы влиять, контролировать и манипулировать другими («темная» сторона сексуальности):
- изнасилование,
- садизм,
- инцест,
- сексуальное домогательство,
- прерывание полового акта в «наказание»,
- обольщение, флирт и др.




2. Ответственность за свой выбор и поступки, уважение к противоположному полу.

а)О чем нужно подумать перед тем, как вступить в половые отношения?
Необходимо понимать, что любовь и секс не одно и то же, не поддаваться первому порыву, сексуальному влечению, брать на себя ответственность за возможные последствия.
Уметь разобраться в истинности чувств, отличить любовь от простого флирта.
Знать, как поступить, если кто-либо навязывает сексуальные отношения.
Уважать партнера, не навязывать ему (ей) свою любовь (волю)


Октябрь










































































Март



Тема В. Искусство быть родителем


Узнает о взаимосвязи планирования семьи со способностью обеспечить потребности ребенка
1. Взаимосвязь планирования семьи и способности обеспечить потребности ребенка.
а) Родители несут ответственность за удовлетворение основных потребностей ребенка. Родительство – это самая важная функция в жизни многих прошлых и будущих поколений.
б) Необходимо прогнозировать время вступления в брак и планы о рождении детей в соответствии с пониманием ответственности, готовностью и физическими и психо-эмоциональными возможностями
в) Повторить, что необходимо в помощь родителям:
- образование, навыки
- опыт
- удобное оборудование для домашней работы
- возможно, водительские права, автомобиль
- сокращенный рабочий день
- зарплата, премиальные и др. исходя из составных частей сексуальности.
Май




























Методическое обеспечение:

Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Издательство «Академический проект», 2003.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. Изд-во «Речь», 2002.
Битянова Н.Р. Практикум по психологическим и играм с детьми и подростками. Изд-во «Питер», 2004.
Бакес Г., Шатохина Л. Сверстники обучают сверстников. Обучение здоровью: руководство по проведению практических семинаров и тренингов. Москва, 2005.
Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития. – М., 2003.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком КАК? Изд-во «ЧеРо», 2003.
Гендерный подход к школе. Пособие для учителей. Сборник статей. Составители: Риикка Петсонен, О Васютина и другие. Москва, 2005.
Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 класс под ред. Касаткина В.Н. – Москва, 2001.
Компьютерная игра «Боец спецназа ФСКН России» (Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.).
Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов/под общей редакцией Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
Шатохина Л.Ф. Рекомендации по созданию Школы содействия здоровья. Москва, 2005.
Шатохина Л.Ф. Учимся жить в мире. Пособие по развитию социальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 2005.
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Санкт-Петербург, 2004.
Зубова Н.А., Тихомиров С.М. Методическое пособие «Сталкер». Профилактика наркозависимости.// Научно-производственная фирма «Амалтея». Санкт-Петербург, 2003.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. Составители: Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. и другие. Москва, Ставрополь, 2001.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М., 2004.
В.С. Собкин Н.И. Кузнецова Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад. – М.: ЮНЕСКО, 1998.
Умеете ли вы общаться? Составители: Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А. Москва. Изд-во «Просвещение», 1991.
Шахамирова А. Добрая жизнь – чистый ручей (урок на тему: «наркомания: причины, последствия, профилактика»// ОБЖ, 2002, №4, с. 46.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во «Образование - культура». Санкт-Петербург, 2003.
Детство без алкоголя. Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет. Изд-во Центр «Планетариум» Москва 2004 год.
Профилактика подростковой наркомании. Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-16 лет. Изд-во Центр «Планетариум» Москва 2002 год.
Профилактика подростковой наркомании. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей. Изд-во Центр «Планетариум» Москва 2002 год.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов. Москва 2002 год.
Теоретические, методические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. Москва 2004 год.
А.Г. Макеева Не допустить беды. Пособие для работы с учащимися 7-8; 8-9 классов. Москва «Просвещение» 2003 год.
А.Г. Макеева Не допустить беды. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2003 год.
Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей / Под науч. Ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2002.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Пособие для классных руководителей. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2002.










13PAGE 15


13PAGE 142315




 
·