«Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС ДО»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«МЕТОДИКА «ЗЕРКАЛО ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПРАКТИКЕ» КАК ОСНОВА РАБЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО»
Подготовила:
старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад «Солнышко»
Сафронова Е.В.
Сухиничи, 2016
«Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим перед
ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н.Яковлевой. Она может применяться для решения любых, даже бытовых проблем. Эта методика позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате вашего проекта.
Рассмотрим более подробно, как именно работать по данной методике.
Общий план.
1. Постановка проблемы
2. Причины (формулировки с «не», с «нет»)
3. Цель
4. Задачи
5. Мероприятия
6. Ресурс
7. Продукт
8. Критерии эффективности
Теперь разберем по пунктам каждый этап на примере, разработанного нами проекта экологического направления для детей среднего дошкольного возраста «На скотном дворе».
1. Постановка проблемы
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. На этом этапе необходимо конкретно сформулировать суть проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос «Что меня волнует?». Главное, чтобы проблема была обозначена четко, по возможности коротко и ясно.
Пример из проекта
Проблема. Дети среднего дошкольного возраста не имеют представление о многообразии домашних животных и птиц.
2. Причина
Вспомогательным вопросом здесь будет: «Что является причинами существования этой проблемы?».
Проблема и причины формулируются через «не» и «нет». Причин может быть несколько.
При формулировании причин рекомендуется оставлять только те причины, на которые сам участник проектной группы может повлиять в ограниченное время и с ограниченными ресурсами. Не имеет смысла формулировать те причины, на которые невозможно повлиять вообще (например, это не находится в вашей компетенции), либо в период времени, предполагающий работу по проекту.
Пример из проекта
Причины.
1.В силу того, что дети нашего ДОУ являются городскими жителями, они думают, что домашние животные - это кошки и собаки, которые живут в доме.
2. Дети не умеют группировать животных и птиц в разряд домашних.
3. У детей не развит познавательный интерес по этому вопросу.
4. Родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию детей.
5. В ДОУ не созданы условия для расширения представлений детей о домашних животных и птицах.
При работе с причинами важно не путать причину со следствием или вторичной причиной, вытекающей из первой. Как отличить причину от следствия и как узнать, что является первопричиной? Нужно задать вопрос: «А что стоит за этим?», то есть, какая причина стоит за этой и что стоит за следующей - и так до логического завершения цепочки причин и следствий.
Пример из проекта
Педагогом были определены причины поставленной проблемы:
Дети не знают о пользе домашних животных и птиц, приносимой людям.
Дети не знают правила ухода за домашними животными и птицами.
Эти причины не являются первостепенными. Они вытекают из ряда других причин, поэтому, в большей степени, являются следствием определенной нами проблемы.
3. Цель
Цель - это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - это ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель.
Пример из проекта
Была определена проблема:
дети среднего возраста не имеют представление о многообразии домашних животных и птиц.
Формулируем ее в цель:
формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о многообразии домашних животных и птиц.
4. Задачи
Задачи «отражаются» от причин, другими словами задачи - зеркальное отражение причин. Сколько было причин - столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуация - минус) отражается своя задача (ситуация - плюс).
Пример из проекта
1. Причина: в силу того, что дети нашего ДОУ являются городскими жителями, они думают, что домашние животные – это кошки и собаки, которые живут в доме, в большинстве, не знают домашних птиц.
Задача: расширить представление детей о домашних животных и птицах, их внешнем виде и образе жизни.
2. Причина: дети не умеют группировать животных и птиц в разряд домашних.
Задача: формировать умение детей группировать животных и птиц по определенным признакам.
3. Причина: у детей не развит познавательный интерес по этому вопросу.
Задача: содействовать развитию у детей познавательного интереса и познавательной деятельности, расширять кругозор дошкольников.
4. Причина: родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию детей.
Задача: активизировать и обогащать знания, умения родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Причина: в ДОУ не созданы условия для расширения представлений детей о домашних животных и птицах.
Задача: создать в ДОУ условия, способствующие расширению знаний дошкольников о домашних животных и птиц (создание скотного двора на участке ДОУ).
5. Мероприятия
Чтобы понять, какие нужно запланировать мероприятия, нужно задать себе вопрос: как решить поставленную задачу, какие нужны действия? Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть вполне конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задач. При этом необходимо ответить на вопрос: «сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?» Но придумать мероприятия - это не так сложно. Сложнее взять на себя ответственность за их исполнение, четко обозначить, что именно будет сделано и кем. Есть такое выражение: «с какого спросить?» Именно для этого в методике есть пометка «ответственные».
Пример из проекта
\s
6. Ресурс
Ресурс это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. Ошибка педагогов при разработке проекта – перечисление ресурсов, которые были бы нужны для решения проблемы, но к которым нет доступа. Ресурсы могут быть как внутренние: желание, время, связи и т.д., так и внешние: к которым относится вся литература, бумажная и электронная, презентации, видеофильмы, дидактические материалы, учебные пособия, разработки конспектов, журнальные статьи, книги.Пример из проекта
Методическая и художественная литература, интернет-ресурсы, наглядные пособия, материальные ресурсы.
7. Продукт
Продуктом можно считать то, что я получу в результате решения моей проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос: что нового появится в моей профессиональной практике или в моей жизни в целом, когда моя проблема решится? Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопросы «Кто? Что?»
Помимо основного продукта мы получим несколько дополнительных продуктов: обученного педагога, компетентных в изучаемом вопросе родителей, система мероприятий, по которой педагог сможет работать, дидактические материалы и пособия, мультимедийные средства, которые он будет использовать в образовательном процессе. По сути, каждое запланированное мероприятие может быть отражено в некотором продукте: программе, сценарий, план, видеофильм и т.д. Поэтому часто говорят, что данная методика позволяет быстро наполнить часть педагогического портфолио, при чем, представив результат структурированным, в определенной системе.
Пример из проекта
Продукт проекта
Скотный двор на участке ДОУ.
Театрализованное представление с участием детей «Вкусное молоко».
Система работы по ознакомлению дошкольников среднего возраста с домашними животными.
Но как узнать, хороший ли продукт мы получили? Вдруг это не такой продукт, на который мы рассчитывали? Для этого нужен следующий пункт: критерии эффективности.
8. Критерии эффективности
Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать себе вопрос: «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что мой продукт - хороший, что он удовлетворяет меня?» Здесь также важно подобрать материалов для мониторинга результатов. Только оценив полученный результат, можно понять тот ли это результат, который был нужен и не нуждается ли цель в корректировке.
Пример из проекта
Критерии эффективности
- диагностика уровня знаний детей о домашних животных и птицах в сравнении до и после реализации проекта;
- анкетирование родителей в начале и после реализации проекта.
Ожидаемые результаты
Расширение детских представлений о домашних животных и птицах.
Активизация познавательной активности.
Активное участие родителей в проектной творческой деятельности.
В заключении хочется сказать, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей