Планирование по русскому языку 5 кл. (УМК Бунеева)
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Школа №904»
Тишкова Е.А.
______________________________
«_____» _______________ 2016 г. «Согласовано»
Заместитель директора _________________________
«_____» ____________ 2016 г. Рассмотрено на заседании кафедры
Учителей русского языка и литературы
протокол № ____от «_____» _________2016 г
Председатель кафедры
Замахаева А.Т. __________
Рабочая программа по русскому языку
в 5 классе
на 2016 – 2017 учебный год
Количество часов в неделю: 6
Количество часов за год: 204Учебник: Литература: учебник для 5 класса, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и другие
2012 г.
Учитель: Тришкина Е.А.
Рабочая программа по русскому языку 5–9-й классы*
Аннотация
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой, Н.А. Исаевой, Е.С. Баровой и др.
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы.
Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).
– Формирование у учащихся чувства языка.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).
– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, аде-кватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Структура курса русского языка в 5–9-м классах
Курс подразделяется на две части:
1) 5–7-й классы; 2) 8–9-й классы.
В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.
Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
Основная часть курса 5–7-го классов содержит следующие темы:
– слова со значением «предмет»;
– слова со значением «действие» или «состояние»;
– слова со значением «количество»;
– слова со значением «признак»;
– слова со значением «признак признака»;
– слова со значением «признак действия»;
– слова со значением «дополнительное действие».
Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.
Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.
В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.
Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.
Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.
Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.
В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Нормативная база разработки программы
Конституция РФ
Конвенция о правах ребёнка
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897» от 31 декабря 2015г. № 1577Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 года)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)
Количество часов для реализации программы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 21 час (5-й класс – 6 (204); 6-й класс – 6 (204); 7-й класс – 4; 8-й и 9-й классы – по 3 часа в неделю).
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у учащихся чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Используемые учебники и пособия.
При изучении предмета «Русский язык» в средней школе используются учебники издательства «Баласс» входящий в УМК « Школа 2100». Согласно с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” с изменениями и дополнениями), Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 “О федеральном перечне учебников и п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ используются следующие учебники:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и другие «Русский язык» учебник – 5 класс – книга 1, Москва, Баласс, 2012
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и другие «Русский язык» учебник – 5 класс – книга 2, Москва, Баласс, 2012
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и другие «Русский язык» учебник – 6 класс – книга 1, Москва, Баласс, 2012
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и другие «Русский язык» учебник – 6 класс – книга 2, Москва, Баласс, 2012
и пособия:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и другие «Методическое пособие для учителя», Москва, Баласс, 2012
Используемые технологии.
- технология проблемно-диалогического обучения
-технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
-технология опережающего обучения
- технология разноуровневого обучения;
- технология коллективной системы обучения;
-технология изучения изобретательских задач (ТРИЗ
Требования к уровню подготовки обучающихся
–по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Методы и формы оценки результатов.
1 Входной контроль (стартовая работа)
2. Диагностическая работа
3. Проверочная работа
Проектная работа
Итоговая проверочная работа
Планируемые результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Содержание учебного предмета, курса
5-й класс (204ч.)
№ Раздел Количество часов
1 Введение. 2
2 Слово в языке и речи (Повторение и углубление курса начальной школы) 8
3 Слово и его лексическое значение. 6
4 Слово, его образование и строение 21
5 Грамматическое значение слова 4
6 Слово в предложении 20
7 Слово в тексте 12
8 Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением предмета 44
9 Местоимения-существительные в языке и речи 18
10 Слова со значением «действие предмета» 44
11 Повторение 25
Введение. Роль языка в жизни общества. Красота, выразительность и эстетические возможности русской речи Слово в языке и речи (повторение и углубление курса начальной школы)
Слово и его звуковая оболочка.
Звуки языка, гласные и согласные звуки.
Ударные и безударные гласные.
Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные).
Обозначение звуков на письме. Алфавит.
Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме.
Слог, слогоделение. Ударение.
Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм.
Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь.
Нормы произношения звуков речи.
Орфоэпический словарь.
Буквы ё, о после шипящих в корне слова.
Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии (ознакомление).
Слово и его лексическое значение.
• Лексика. Лексическое значение слова.
Основные способы толкования лексического значения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово.
Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.
Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики (ознакомление).
Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически окрашенные (наблюдение).
Антонимы. Словарь антонимов.
• Морфемика. Словообразование.
Морфема – значимая часть слова.
Основа как носитель лексического значения слова.
Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных в корне.
Правописание безударных гласных в корне: 1) проверяемых ударением; 2) не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием гласных а и о (-лаг- – -лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-).
Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Правописание гласных и согласных в приставках.
Значение приставок пре- и при-. Буквы е и и в приставках пре- и при-.
Буквы з, с на конце приставок.
Буквы ы, и после приставок на согласные.
Значения суффиксов.
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение).
Правописание сложных слов.
Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов.
• Грамматическое значение слова.
Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова.
Морфологические признаки слов.
Часть речи как группа слов, имеющих:
1) одно и то же общее грамматическое значение;
2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки.
Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов.
Междометия.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление).
Слово в предложении.
Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения. Интонация, смысловая роль интонации.
Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между словами.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания.
Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложение распространенное и нераспространенное.
Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления.
Однородные члены предложения. Интонация перечисления.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
Обращение как смысловой отрезок предложения.
Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями.
Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения.
Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение (ознакомление).
Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации.
Запятая между частями сложного предложения.
Слово в тексте.
Развитие речи.
7 Последовательность работы над речеведческими понятиями определяется логикой расположения учебного материала по русскому языку. Перечень понятий и видов работы дан в программе последовательно, без привязки к конкретным темам раздела «Повторение и углубление курса начальной школы».
• Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста.
• Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.
Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.
Текст-повествование.
Подробное изложение текста-повествования.
• Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).
Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.
• Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.
Знаменательные (самостоятельные) слова
Слова со значением «предмет»
Имя существительное в языке и речи.
• Имя существительное как часть речи.
Лексическое значение имен существительных.
• Общее грамматическое значение имени существительного.
Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет». Опредмеченный признак, действие.
Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных-чик- (-щик-). Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.
• Морфологические признаки имен существительных.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Имена существительные собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные.
Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками.
Род имен существительных. Существительные общего рода.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа.
Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени. Косвенные падежи.
Склонение имен существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Особенности склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие.
• Сочетательные возможности имен существительных.
Лексическая сочетаемость имен существительных.
Грамматическая сочетаемость имен существительных.
Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками).
• Роль имени существительного в предложении.
Имя существительное в качестве подлежащего.
Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное.
Имя существительное в качестве определения (ознакомление).
Имя существительное в качестве обстоятельства.
Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление).
Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого.
• Текст. Текстообразующая роль имен существительных.
Указательные слова-местоимения
Местоимения – существительные
Местоимение в языке и речи.
• Местоимение как часть речи.
Разряды местоимений (ознакомление).
• Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных).
Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений.
Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения.
Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что.
Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто,что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.
Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений. Слитное и раздельное написание не, ни в отрицательных местоимениях. Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.
• Роль меcтоимений-существительных в предложении.
Местоимения в тексте.
Слова со значением
«действие или состояние предмета»
Глагол в языке и речи.
• Глагол как часть речи.
Лексическое значение глаголов.
• Общее грамматическое значение глагола.
Основные способы словообразования глаголов.
• Морфологические признаки глагола.
Постоянные и непостоянные признаки.
Неопределенная форма глагола.
Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.
Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-). Буквы е и и в корнях с чередованием. Буквы а и о в корне -кас- – -кос-. Лексическое значение глаголов разных видов.
Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный.
Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.
Наклонение. Способы образования форм наклонения.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголом в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения.
Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.
Прошедшее время глагола. Род.
Способы образования форм времени. Основа настоящего/будущего времени.
Правописание гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени.
Безличные глаголы.
• Глагол в предложении.
Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление).
• Глагол в тексте.
Глагол в художественном тексте.
Развитие речи.
• Взаимодействие типов речи.
Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.
Сочинение-рассказ о случае из жизни.
• Текст-рассуждение.
Сочинение-рассуждение.
• Повторение пройденного в 5-м классе.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п № урока в теме Содержание учебного материала (тема урока) Количество часов
Введение. 1 1 Язык как средство общения. Нужно ли изучать родной язык?
2 2 Роль родного языка в духовной жизни человека. Красота и богатство русского языка.
Слово в языке и речи ( Повторение и углубление курса начальной школы) 3 1 Звуки языка. Гласные и согласные звуки.
Р\р План текста.
4 2 Звук и буква. 5 3 Звук и слог.
Р\р Учебный текст.
Правила переноса слов. 6 4 Орфограмма и неорфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Орфограммы- гласные буквы. 7 5 Орфограммы - согласные буквы. 8 6 Условие выбора орфограммы. Орфограммы - буквы ь и ъ знаки. 9 7 Нормы произношения звуков.
Р\р Смысловые части текста.
10 8 Диктант с грамматическим заданием Слово и его лексическое значение.
11 1 Лексика. Лексическое значение слова. 12 2 Способы толкования лексического значения слова. 13 3 Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Р\р Описание. 14 4 Многозначные слова и омонимы. 15 5 Синонимы. Словарь синонимов.
Р\р Редактирование предложений. 16 6 Антонимы. Словарь антонимов. Слово, его образование и строение 17 1 Морфема - значимая часть слова.
Р\р Повествование. 18 2 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. 19 3 Буквы о-а в корне – лаг - - лож-.
Р\р Рассуждение. 20 4 Буквы а-о в корне _раст -(-ращ-)—рос-. 21 5 Буквы о-а в корне – зар---зор-, -гор---гар-. 22 6 Буквы о-ё после шипящих в корне слова. 23 7 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм 24 8 Значение приставок. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з-с) 25 9 Буквы е-и в приставках пре-, при -. 26 10 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. 27 11 Буквы з-с на конце приставок. 28 12 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы.
Р\р Свободный диктант. 29 13 Буквы ы-и после приставок. 30 14 Значение суффиксов. 31 15 Гласные в суффиксах имён существительных – ек, -ик. 32 16 Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных – чик (-щик). 33 17 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. 34 18 Приставочный и суффиксальный способы образования слов. 35 19 Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание. 36 20 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 37 21 Анализ контрольного диктанта. Грамматическое значение слова 38 1 Окончание. Форма слова (словоформа).
Р\р Сочинение- описание. 39 2 Грамматическое и лексическое значение слова. 40 3 Морфологические признаки слов. 41 4 Служебные части речи. Слово в предложении 42 1 Слово в предложении и в словосочетании.
Р\р Составление плана учебного текста. 43 2 Слово как член предложения. Главные члены предложения.
Р\р Составление учебного текста по вопросам. 44 3 Второстепенные члены предложения. Определение. Роль определений в речи.
Р\р Сочинение- описание. 45 4 Дополнение. Способы выражения дополнений.
Р\р Сочинение- повествование. 46 5 Обстоятельство. Виды обстоятельств (места, времени, образа действия).
Зависимость обстоятельств от глаголов - сказуемых.
Р\р Составление текста по опорным словам в роли обстоятельств. 47 6 Однородные члены предложения - смысловые отрезки и их признаки. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 48 7 Предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Знаки препинания в предложениях, содержащих обобщающие слова перед однородными членами.
Р\р Сочинение –описание с использованием однородных членах. 49 8 Развитие умения находить смысловые отрезки - однородные члены предложения, определять место постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Р\р Сочинение- повествование с использованием обобщающих слов. 50 9 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 51 10 Обращение - смысловой отрезок. Распространённые и нераспространённые обращения. 52 11 Знаки препинания в предложениях с обращением. 53 12 Обращения в речи.
Р\р Составление текста с использованием обращений. 54 13 Вводные слова - смысловые отрезки и их признаки. Значения вводных слов (уверенность, неуверенность, чувства). 55 14 Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Р\р Сочинение-повествование с использованием вводных слов. 56 15 Вводные слова в речи. Значение вводных слов и словосочетаний (источник сообщения). 57 16 Синтаксический разбор простого предложения. 58 17 Сложное предложение. Части сложного предложения - смысловые отрезки. Средство связи частей сложного предложения. 59 18 Синтаксический разбор сложного предложения.
Р\р Сочинение-повествование с использованием сложных предложений. 60 19 Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение). 61 20 Диктант с грамматическим заданием. Слово в тексте 62 1 Р\р Способы связи предложений в тексте (цепная и параллельная связь) 63 2 Р\р Художественный и научный текст. 64 3 Р\р Подробное изложение текста-описания. 65 4 Р\р Учебно-научный текст. Отработка приёмов изучающего чтения и понимания учебно-научного текста. 66 5 Р\р Чтение, пересказ и изложение учебно-научного текста. 67 6 Предложения с прямой речью. 68 7 Закрепление умений находить места употребления знаков препинания в предложениях с прямой речью и правильно ставить знаки препинания. 69 8 Диалог. Особенности монологической речи. 70 9 Знаки препинания при оформлении диалога на письме. 71 10 Р\р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сочинение-размышление. 72 11 Р\р Чтение, пересказ и изложение художественного текста (в форме диалога). Подробное изложение текста-повествования с элементами описания. 73 12 Р\р Сочинение на тему «Маленькое путешествие» (повествование с элементами описания). Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением предмета 74 1 Лексическое значение имени существительного. 75 2 Грамматическое значение «предмет». 76 3 Способы образования имён существительных. Суффиксальный способ образования имён существительных. 77 4 Приставочный, приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных. 78 5 Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных – чик (-щик). 79 6 Буквы о и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных. 80 7 Имена собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных. 81 8 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. 82 9 Род имён существительных. 83 10 Имена существительные общего рода. 84 11 Имена существительные общего рода в речи.
Р\р Сочинение-миниатюра с использованием имён существительных общего рода. 85 12 Число имён существительных. Нормы образования и употребления форм числа имён существительных. 86 13 Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. 87 14 Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. 88 15 Падеж. Прямой и косвенные падежи.
Р\р Свободный диктант. 89 16 Склонение имён существительных. Буквы а-о в корне – клон---клан-. 90 17 Разносклоняемые имена существительные. 91 18 Несклоняемые имена существительные.
Р\р Сочинение-миниатюра(повествование) с использованием несклоняемых существительных. 92 19 Буквы е-и в падежных окончаниях существительных. 93 20 Правописание имён существительных на – ия, - ие, -ий в ед.ч. 94 21 Обобщающее закрепление правописания гласных в падежных окончаниях имён существительных в ед. ч. 95 22 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 96 23 Имя существительное как член предложения. Имя существительное в роли подлежащего. 97 24 Однородные подлежащие. Знаки препинания при однородных подлежащих в простом предложении. 98 25 Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. 99 26 Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение. 110 27 Прямые дополнения. Способы выражения прямых дополнений именами существительными. 111 28 Однородные дополнения. 112 29 Имя существительное в роли определения. 113 30 Имя существительное в роли обстоятельства. 114 31 Однородные обстоятельства.
Р\р Сочинение-рассуждение с использованием однородных членов в качестве аргументов. 115 32 Имя существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое. 116 33 Тире между подлежащим и сказуемым. 117 34 Морфологический разбор имени существительного. 118 35 Имя существительное в словосочетании. Сочинительная и подчинительная связь. 119 36 Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения. 120 37 Бессоюзная связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. 121 38 Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения. 122 39 Запятая между частями сложноподчинённого предложения. 123 40 Имена существительные в тексте. 124 41 Р/р Изложение повествовательного текста с элементами описания. 125 42 Р/р Сочинение- описание .126 43 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 127 44 Анализ контрольного диктанта. Местоимения-существительные в языке и речи 128 1 Общее значение местоимений - существительных. Разряды местоимений - существительных. 129 2 Личные местоимения - существительные. 130 3 Возвратное местоимение - существительное себя.
Р/р Сочинение – размышление с использованием возвратного местоимения- существительного. 131 4 Вопросительные местоимения-существительные кто и что. 132 5 Неопределённые местоимения - существительные. 133 6 Правописание неопределённых местоимений. 134 7 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм. 135 8 Отрицательные местоимения – существительные. 136 9 Различение на письме приставок не - и ни - в отрицательных местоимениях- существительных. 137 10 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм. 138 11 Раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях - существительных. 139 12 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм. 140 13 Роль местоимений - существительных в простом предложении. 141 14 Роль местоимений - существительных в сложном предложении.
Относительные местоимения. 142 15 Морфологический разбор местоимений - существительных. 143 16 Местоимения - существительные в тексте.
Р\р Творческое списывание с выбором слов из ряда данных. 144 17 Р\р Сочинение- повествование с использованием местоимений- существительных.
145 18 Диктант с грамматическим заданием. Слова со значением «действие предмета» 146 1 Лексическое значение глагола.
Р\р Сочинение- миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания. 147 2 Грамматическое значение «действие». 148 3 Способы образования глаголов. 149 4 Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки. 150 5 Глаголы переходные и непереходные. 151 6 Р\р Сочинение – миниатюра (рассказ о реальном событии с использованием глаголов движения). 152 7 Возвратные глаголы.
Р\р Исправление неправильно построенных предложений с возвратными глаголами. 153 8 Вид глагола. 154 9 Видовые пары. 155 10 Гласные в суффиксах глаголов – ова---ева, - ыва---ива -. 156 11 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. 157 12 Буквы е-и в корнях с чередованием. 158 13 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. 159 14 Буквы о-а в корне кас-кос. 160 15 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм. 161 16 Спряжение глаголов. 162 17 Разноспрягаемые глаголы. 163 18 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 164 19 Анализ контрольного диктанта. 165 20 Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов. 166 21 Р\р Составление рассказа по опорным словосочетаниям. 167 22 Формирование орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. 168 23 Р\р Свободный диктант. 169 24 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. 170 25 Условное наклонение. 171 26 Повелительное наклонение. 172 27 Правописание глаголов в форме повелительного наклонения. Р\р Рассуждение 173 28 Р\р Свободный диктант. 174 29 Время глагола. Настоящее время. Лицо и число. 175 30 Будущее время глагола. Лицо и число. Будущее простое и сложное. 176 31 Прошедшее время. Род. 177 32 Гласные буквы перед суффиксом – л - в глаголах прошедшего времени. 178 33 Р\р Свободный диктант. 179 34 Безличные глаголы. 180 35 Глагол как член предложения. Сказуемое. 181 36 Личные и безличные глаголы в роли сказуемого. 182 37 Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. 183 38 Трудности при нахождении составного глагольного сказуемого. 184 39 Морфологический разбор глагола. 185 40 Роль глагола в СПП с придаточным изъяснительным. 186 41 Запятая в СПП с придаточным изъяснительным. 187 42 Глаголы в тексте. 188 43 Р\р Сочинение- рассуждение «Богатство и выразительность глаголов в русском языке». 189 44 Контрольный диктант с грамматическим заданием. Повторение 190 1 Повторение синтаксиса и пунктуации. 191 2 Р\р Свободный диктант. 192 3 Повторение морфологии. 193 4 Р\р Свободный диктант. 194 5 Повторение состава слова и словообразования. 195 6 Р\р Сочинение- миниатюра «Семья слов». 196 7 Повторение лексики. 197 8 Р\р Творческое списывание с самостоятельным лексическим выбором. 198 9 Повторение орфографии. 199 10 Повторение пунктуации. 200 11 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 201-202 12-13 Р\р Повторение изученного о тексте
Беседа об успехах учащихся в изучении родного языка. 203-204 14-15 Резервные уроки.