Тема: Общественный прогресс. Практическая работа по обществознанию.


Практическая работа по обществознанию в 10 классе.
Тема: "Общественный прогресс"
на «5»
Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А контрреформы? аргументируйте свою позицию.
Подумайте: прогрессивна ля деятельность Петра I? Наполеона? Свою оценку аргументируйте.
Философ ХХ в. М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
на «4»
Сравните критерии прогресса, предлагавшиеся различными мыслителями. противоречат ли они друг другу? Своё мнение аргументируйте.
Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскалённых щипцов электрическим током? Свой ответ обоснуйте.
К какой из поставленных в параграфе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Ф. Гвиччардини: «Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: всё, что есть и будет, уже было в другое время, а бывшее возвращается, только под другим названием и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который тщательно его наблюдает и обдумывает».
на «3»
Дайте определение понятию "прогресс".
Дайте определение понятию "регресс".
Какие критерии общественного прогресса вам известны?
Охарактеризуйте универсальный критерий общественного прогресса.